Современная семья, функционируя в условиях динамичных социально-экономических трансформаций, становится особенно уязвимой к кризисным явлениям на начальных этапах своего становления. Кризис первого года супружеской жизни представляет собой закономерный и критический этап перехода от романтических ожиданий и идеализированных представлений к реальности совместного бытия. Этот период характеризуется возрастанием частоты и интенсивности конфликтов, взаимных упрёков, разочарований и ощущением потери взаимопонимания. Как отмечают исследователи, «когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека» [2, с. 174]. Данный кризис является нормативным, то есть предсказуемым этапом развития семейной системы, однако его успешное преодоление закладывает фундамент для устойчивости брака в будущем. Именно в это время формируются базовые паттерны взаимодействия, происходит согласование ценностей, распределение обязанностей и выработка общих стратегий разрешения противоречий.
Анализ научно-психологической литературы позволил определить кризис как перелом, состояние переходности, при котором привычные средства достижения целей и модели поведения становятся неадекватными, что порождает внутреннюю напряжённость и непредсказуемые ситуации во взаимоотношениях [2]. Психологическая помощь семейным парам в этот переломный момент играет ключевую роль в сохранении и укреплении семьи. К основным методам такой помощи справедливо относят системную семейную терапию, когнитивно-поведенческую терапию, эмоционально-фокусированную терапию.
Опираясь на теоретическую значимость и практическую актуальность проблемы, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по оказанию психологической помощи семейным парам, переживающим кризис первого года совместной жизни.
Целью исследования являлась разработка, внедрение и оценка эффективности специальной программы психологической помощи для молодых супружеских пар. Гипотеза исследования состояла в предположении, что психологическая помощь будет эффективной при условии применения программы, направленной на комплексное развитие коммуникативной компетентности, гармонизацию ролевой структуры на основе взаимного согласия и повышение уровня рефлексии и эмоциональной саморегуляции партнеров.
В исследовании приняли участие 8 супружеских пар (16 человек), состоящих в зарегистрированном браке не более 18 месяцев и самостоятельно обратившихся за психологической помощью в связи с трудностями адаптации к семейной жизни. Методом случайного распределения пары были разделены на две группы: экспериментальную (4 пары) и контрольную (4 пары). Контрольная группа не получала целенаправленной психологической помощи по разработанной программе в период проведения формирующего эксперимента.
Для диагностики актуального состояния супружеских отношений на констатирующем и контрольном этапах использовались следующие валидные и надежные методики: методика «Семейные роли» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская), тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) [1; 2].
Результаты констатирующего этапа выявили парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию. В экспериментальной группе наблюдалась тенденция к условно равномерному распределению ролей (средний интегральный балл 2.06), однако уровень удовлетворенности браком был достоверно низким и оценивался как «неблагополучный» (средний балл 21.0). В контрольной группе, напротив, при схожем ролевом распределении (средний интегральный балл 2.85) был зафиксирован «благополучный» уровень удовлетворенности браком (средний балл 33.8). Статистический анализ подтвердил значимость этого различия (U-критерий Манна-Уитни, p=0.020). Этот факт указывает на то, что формально равное распределение обязанностей само по себе не является гарантией гармонии и может маскировать более глубокие проблемы в коммуникации, эмоциональной близости и согласованности ожиданий супругов. Данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты констатирующей диагностики экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп
|
Группа |
Средний интегральный балл распределения ролей |
Средний балл по ОУБ |
Уровень удовлетворённости браком |
|
Экспериментальная (n=4 пары) |
2.06 |
21.0 |
Неблагополучный |
|
Контрольная (n=4 пары) |
2.85 |
33.8 |
Благополучный |
|
Статистическая значимость (p) |
>0.05 |
0.020 |
Полученные данные стали основой для разработки коррекционной программы. Стало очевидно, что интервенция должна быть направлена не на формальное перераспределение задач, а на проработку глубинных пластов взаимоотношений: коммуникативных паттернов, эмоциональной привязанности, взаимных ожиданий и границ.
По результатам констатирующего эксперимента нами разработана программа психологической помощи, направленная на поддержку семейных пар, столкнувшихся с трудностями в течение первого года совместной жизни. Цель программы: преодоление кризиса первого года семейной жизни, укрепление взаимоотношений и формирование адаптивных стратегий взаимодействия. Программа состояла из 20 тематических сессий, каждая продолжительностью 1,5 часа, проводившихся в формате парных консультаций 2 раза в неделю.
Программа, согласно гипотезе исследования, уделяет коммуникации центральное место как основе для преодоления кризиса. К примеру, тема № 6 «Коммуникация» целиком посвящена обучению эффективному общению. Используются научно обоснованные техники: активное слушание, «Я-сообщения», ролевые игры для отработки навыков. Вопросу ролей и обязанностей, который является критическим на первом году брака, уделено значительное внимание. Тема № 4 «Роли в семье» направлена на их анализ и распределение. Используется дискуссия и конкретное упражнение «Оценка ролевого распределения», что позволяет перевести скрытые конфликты в область открытого обсуждения.
Эмоциональная близость, умение выражать чувства и саморегуляция — сквозные темы программы. Тема № 8 «Эмоциональная близость» специально посвящена развитию близости через упражнения на выражение чувств и создание общих ритуалов. Тема № 17 «Саморегуляция» учит партнеров управлять своим эмоциональным состоянием (релаксация, дыхательные техники, медитация), что напрямую снижает уровень стресса и конфликтности в паре. Тема № 12 «Границы в семье» (упражнение «Мои границы») напрямую затрагивает эмоциональные аспекты уважения, доверия и личного пространства. Конкретный кейс пары № 2 с контролем телефона — это пример проработки нарушения эмоциональных границ. Тема № 15 «Поддержка друг друга» (упражнение «Комплименты») и тема № 16 «Юмор и радость» направлены на усиление позитивного эмоционального фона и взаимной эмпатии. Важно, что программа не рассматривает эти три сферы изолированно.
Результаты контрольного этапа однозначно доказали эффективность проведенного вмешательства. В экспериментальной группе зафиксированы статистически значимые положительные изменения по обоим диагностируемым параметрам: интегральный показатель распределения ролей вырос до 2.84 (Т-критерий Вилкоксона, p=0.043), а уровень удовлетворенности браком повысился до «скорее благополучного» (средний балл 31.0; Т-критерий Вилкоксона, p=0.043). В контрольной группе, не получавшей воздействия, значимых изменений не произошло (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей в экспериментальной и контрольной группах
|
Группа / Показатель |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Статистическая значимость динамики (p) |
|
Экспериментальная группа | |||
|
Распределение ролей (ср. балл) |
2.06 |
2.84 |
0.043 |
|
Удовлетворённость браком (ср. балл) |
21.0 |
31.0 |
0.043 |
|
Контрольная группа | |||
|
Распределение ролей (ср. балл) |
2.85 |
2.90 |
>0.05 |
|
Удовлетворённость браком (ср. балл) |
33.8 |
34.0 |
>0.05 |
Качественный анализ показал, что пары из экспериментальной группы не только стали чаще демонстрировать навыки конструктивного диалога, но и выработали более гибкий и осознанный подход к распределению ответственности.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение. Разработанная и апробированная программа не просто учитывает, а последовательно и системно прорабатывает ключевые аспекты отношений супругов на первом году брака: коммуникацию, распределение ролей и эмоциональную сферу. Её эффективность подтверждается как логичной структурой, так и статистически значимыми положительными изменениями в экспериментальной группе. При этом программа позволила не только повысить удовлетворенность отношениями, но и сформировать более осознанный и сбалансированный подход к распределению семейных обязанностей, что является важнейшим ресурсом для преодоления не только текущего, но и последующих нормативных семейных кризисов. Полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего исследования долгосрочных эффектов подобного раннего психологического вмешательства на устойчивость брака.
Литература:
1. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. — М.: Издательство Московского университета, 1987. — 120 с.
2. Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ) (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--c1abdmpkibfqehdkeh3a.xn--p1ai/oprosniki/view/test-oprosnik-udovletvorennosti-brakom-oub-v-v-stolin-t-l-romanova-g-p-butenko (Дата обращения: 18.12.2025).

