Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Административно-правовые механизмы обеспечения качества и безопасности продовольственной продукции

Юриспруденция
21.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Садчиков, Е. О. Административно-правовые механизмы обеспечения качества и безопасности продовольственной продукции / Е. О. Садчиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 624-627. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131778.


В условиях усложнения производственно-сбытовых цепочек и роста объёма оборота пищевой продукции исследование административно-правовых механизмов обеспечения её качества и безопасности обусловлено необходимостью оценки эффективности государственного контроля и надзорных процедур на всех стадиях обращения.

Качество и безопасность пищевых продуктов напрямую связаны с охраной здоровья граждан, что закреплено в Конституции РФ как одно из основных прав. В ч. 2 ст. 7 провозглашено право каждого на охрану здоровья, ст. 41 возлагает на государство обязанности по финансированию федеральных программ в сфере здравоохранения, развитию государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия [1].

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет охрану здоровья как систему мер политического, экономического, правового, социального, медицинского и санитарно-противоэпидемического характера, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление активной жизни и оказание медицинской помощи [2].

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет обеспечение санитарной безопасности как гарантию охраны здоровья [3]. Установлены требования к пищевым продуктам и технологиям их производства: продукция обязана удовлетворять физиологические потребности человека и не причинять вред здоровью; товары, не соответствующие санитарно-эпидемиологическим нормам и представляющие опасность, подлежат изъятию из оборота либо уничтожению.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет стратегическую цель как обеспечение населения безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием [4]. Для достижения этой цели требуется контроль соответствия продукции агропромышленного комплекса, включая импорт, а также её транспортировки, хранения, переработки и реализации требованиям нормативных правовых актов.

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» раскрывает качество как совокупность характеристик, удовлетворяющих потребности человека в пище при обычных условиях использования, а безопасность — как состояние обоснованной уверенности в отсутствии вреда для здоровья нынешнего и будущих поколений. Обязанности по обеспечению качества и безопасности возлагаются как на государство, так и на изготовителей и иных участников оборота, которые должны внедрять программы производственного контроля, охватывающие все технологические процессы [5].

Н. И. Волкова отмечает, что практика показала недостаточную результативность производственного контроля у части производителей вследствие субъективных и объективных факторов, включая реорганизации и банкротства компаний [6, c. 89].

Контроль включает проверки соблюдения требований законодательства, экспертизы и исследования продукции, оценку условий производства, перевозки и хранения, выявление причин заболеваний, связанных с употреблением пищи, и применение мер административной ответственности за нарушения.

С 2010 г. соответствующие требования закрепляются в технических регламентах Таможенного союза. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» определяет безопасность как состояние, исключающее недопустимый риск вредного воздействия на здоровье человека и будущие поколения, и раскрывает вредное воздействие как влияние неблагоприятных факторов, связанных с контаминантами и загрязнителями, создающими угрозу жизни и здоровью [7].

Мониторинг представляет собой систему наблюдения, анализа и оценки качества пищевых продуктов, их соответствия обязательным требованиям, а также состояния питания и здоровья граждан. Он осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и включает сбор и обработку данных, доведение информации до заинтересованных органов публичной власти и подготовку предложений по реализации государственной политики здорового питания и предотвращению оборота некачественной и опасной продукции.

Повышение результативности управления качеством обусловило принятие Стратегии повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года, в которой отмечается несовершенство правовых и организационных механизмов и наличие на рынке продукции, включая фальсификат, не отвечающей потребностям населения и влияющей на здоровье [8]. Регулирование дополняется актами субъектов РФ, устанавливающими меры по обеспечению качества и безопасности продукции, при этом во многих регионах специальные нормы отсутствуют, что формирует неоднородность практики; порядок контрольно-надзорной деятельности определяется на федеральном уровне, а на региональном уровне применяются стимулирующие инструменты, включая добровольную маркировку, создание уполномоченных организаций и учреждение премий качества с информированием потребителей о характеристиках продукции.

А. И. Мордвинцев отмечает, что одновременно реализуются организационные меры: стратегическое планирование через разработку и исполнение региональных государственных и ведомственных программ за счёт средств бюджета субъекта; защита прав потребителей; повышение конкурентоспособности; внедрение инноваций и международных стандартов менеджмента качества и безопасности; формирование условий для выпуска безопасной продукции [9, c. 56].

Эффективное обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов предполагает постоянный мониторинг показателей продукции и состояния здоровья населения, а также системное информирование граждан через СМИ и сеть «Интернет» о рисках, связанных с употреблением продукции, содержащей ГМО, пищевые добавки и иные вещества, влияющие на здоровье, с одновременным развитием добровольной сертификации, внедрением международных стандартов управления качеством и проведением просветительских и консультационных мероприятий; в субъектах РФ для координации взаимодействия органов власти, федеральных структур, производителей и научных организаций создаются экспертно-совещательные органы, деятельность которых охватывает анализ качества и безопасности, подготовку мер по пресечению оборота фальсифицированной и небезопасной продукции, совершенствование нормативной базы и лабораторной инфраструктуры и информирование населения, при этом их полномочия целесообразно унифицировать на федеральном уровне путём систематизации и закрепления в ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» перечня форм участия субъектов РФ.

Несмотря на расширение правового регулирования и применение мер административно-правового воздействия, сохраняются случаи фальсификации продовольствия, включая замену молочных жиров растительными. По результатам лабораторных исследований Россельхознадзора в июле 2025 г. нарушения выявлены в мясной и молочной продукции восьми российских производителей из реестров экспортеров и Таможенного союза: в продукции ООО «Комбинат Дубки» установлено наличие незаявленных компонентов (включая ДНК птицы и сою), что повлекло временное ограничение экспорта, а в товарах АО «Останкинский МПК» и ООО «МПК Потанино» обнаружены запрещённые вещества, антибиотики и микроорганизмы [10].

Система исследований Роспотребнадзора по санитарно-химическим и санитарно-микробиологическим показателям позволяет выявлять несоответствия, отслеживать частоту, уровни и динамику загрязнения продовольственного сырья и готовой продукции, что служит профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения. Дополнительное значение имеет административная ответственность, установленная гл. 14 КоАП РФ, предусматривающая санкции за продажу товаров ненадлежащего качества, нарушение требований технических регламентов и выпуск в обращение продукции, не соответствующей обязательным нормам [11].

В Доктрине продовольственной безопасности отсутствует прямое указание на необходимость обеспечивать качество и безопасность пищевых продуктов; акцент сделан на требовании соответствия продукции законодательству о техническом регулировании, что придаёт приоритет нормам Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который определяет порядок установления требований к качеству и безопасности пищевой продукции, регламентирует контрольно-надзорные процедуры и предусматривает ответственность за их нарушение [12]. Согласно ст. 2 указанного закона безопасность продукции и связанных с ней процессов определяется как состояние отсутствия недопустимого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, а также жизни и здоровью животных и растений.

При том что здоровье граждан зависит и от безопасности, и от качества пищи, регулирование по модели технического регулирования гарантирует лишь право на безопасность, исключая право на качество из числа обязательных гарантий. Указанный подход диссонирует с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 55), запрещающей издание законов, умаляющих права и свободы, и не согласуется с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» [13], в котором права на качество и на безопасность определены как самостоятельные и равнозначные.

Подтверждение соответствия осуществляется в формах сертификата либо декларации и ограничивается минимально необходимыми требованиями технических регламентов. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [14] сохранил принцип добровольности применения документов по стандартизации.

Таким образом, административно-правовые механизмы обеспечения качества и безопасности продовольственной продукции опираются на конституционную гарантию охраны здоровья и реализуются через нормы специального федерального законодательства, предусматривающие установление обязательных требований к продукции и процессам, производственный контроль у изготовителей, государственный санитарный и ветеринарный надзор, мониторинг качества и состояния здоровья населения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2022. — № 15. — Ст. 1447.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  4. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 4. — Ст. 319.
  5. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 2. — Ст. 150.
  6. Организация федерального государственного ветеринарного надзора в регионах России: учебное пособие / Н. И. Волкова, Д. А. Померанцев, Ю. В. Пашкина, А. А. Алиев, С. А. Смолькина, В. В. Сочнев. — Н. Новгород: НГСХА, СПб: ФГБОУ ВО СПГУВМ / «БИКАР», 2020. –188 с.
  7. Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.12.2025).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.12.2025).
  9. Стратегическое планирование регионального развития: учебное пособие / под ред. А. И. Мордвинцева; Волгоградский институт управления. — Волгоград: РАНХиГС, 2022. — 111 с.
  10. Россельхознадзор выявил несоответствия в мясной и молочной продукции 8 российских производителей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2025).
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
  12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 52. — Ст. 5140.
  13. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ. –1992. — № 15. — Ст. 766.
  14. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 27. — Ст. 3953.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 624-627):
Часть 9 (стр. 585-659)
Расположение в файле:
стр. 585стр. 624-627стр. 659
Похожие статьи
Проблемы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции
Регламентация и стандартизация качества пищевых продуктов: проблема эффективности регуляции
Фальсификация продуктов питания как нарушение прав потребителей
Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности в РФ
Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России
Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов в сфере производства и обращения продукции животного происхождения: актуальные вопросы разграничения полномочий
Продовольственная безопасность в системе приоритетов устойчивого развития сельских территорий
Механизм государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов
О фальсификации молока и молочных продуктов
Анализ качества колбасных изделий, реализуемых в розничной сети

Молодой учёный