Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации

Юриспруденция
18.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье констатируются проблемы реализации права на медицинскую помощь, среди которых: низкое качество медицинской помощи, неравномерное распределение ресурсов между федеральным и региональным уровнями, ограниченная доступность в регионах и недостаточное финансирование сферы здравоохранения. Предлагаются меры по решению указанных проблем. Также авторами рассмотрены прогнозы финансирования сферы здравоохранения на ближайшие годы и обоснована необходимость изменения подходов к её финансированию.
Библиографическое описание
Глухова, Е. О. Право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации / Е. О. Глухова, А. В. Кирпичева, Э. Д. Хабибулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131711.


Среди множества личных прав, право на охрану здоровья и своевременную медицинскую помощь выделяется как одно из основополагающих. Оно тесно связано с главным правом человека — правом на жизнь. Это право касается каждого из нас каждый день, делая нас активными участниками оценки качества и доступности медицинских услуг.

Статьей 41 Конституции РФ провозглашается право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. В основе системы здравоохранения Российской Федерации лежит принцип обязательного медицинского страхования, который гарантирует гражданам доступ к бесплатной медицинской помощи. Помимо этого, право на медицинскую помощь нашло свое закрепление в положениях Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], а также Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» [3]. Однако в контексте практического применения данных законодательных актов наблюдается несоответствие их положений реальной действительности.

Проблемы реализации конституционного права на медицинскую помощь освящены также в ряде научных исследований. Например, З. М. Нагимова подчеркивает необходимость более детального изучения вопросов государственного регулирования платных медицинских услуг. Она считает важным четко определить виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно, и их объем. Кроме того, З. М. Нагимова также предлагает установить прозрачные процедуры ценообразования, контроля качества и обеспечения доступности платной медицинской помощи [4].

Согласно данным ВЦИОМ, 42 % опрошенных граждан довольны уровнем и качеством получаемых медицинских услуг, недовольных россиян оказалось больше — 52 %. Результаты исследования продемонстрировали, что 83 % опрошенных жалуются на дефицит кадров и компетенций медицинских работников, 70 % отмечают недоступность медицинских услуг, 23 % недовольны качеством медицинской помощи и 9 % выражают недовольство материально-техническим оснащением медицинских организаций [5].

К. Е. Колесниченко отмечает, что данные проблемы сказываются на количестве и качестве предоставляемых медицинских услуг для жителей муниципальных образований, и так же отмечает, что подобные проблемы возникают из-за низкого количества медицинских учреждений, что указывает на слабое поступление денежных средств [6].

Авторами был проанализирован доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2024 год [7]. Из данного доклада следует, что всего к Уполномоченному поступило 4386 обращений по вопросам защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь (в 2023 году — 2616), что на 1770 обращений больше, чем в прошлом году.

Анализ поступающих обращений позволяет сделать вывод, что в законодательстве и правоприменении имеется ряд проблем, которые сказываются на реализации гражданами своих прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. Так, Уполномоченным по защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ отдельно подчеркнуты следующие актуальные проблемы в сфере реализации права на медицинскую помощь:

  1. вопросы обеспечения доступности и качества медицинской помощи, увеличения охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией, и в первую очередь жителей труднодоступных и малонаселенных территорий;
  2. вопрос лекарственного обеспечения населения;
  3. вопрос обеспечения информационной безопасности в медицине.

Согласно данным доклада Уполномоченного по правам человека в Саратовской области в течение 2024 года было рассмотрено 156 обращений граждан [8]. Перечень наиболее значимых тем, выявленных в поступивших обращениях по региону, представлен следующим образом: 1) обеспечение лекарственными препаратами; 2) помещение в медицинское учреждение и обследование; 3) оказание медицинской помощи не в полном объеме или несогласие с оказанной медицинской помощью; 4) нехватка медицинских работников и, как следствие, жалобы на отказ оказать помощь на дому; 5) оказание психиатрической помощи; 6) некорректное поведение врачей и др.

На основании анализа представленных докладов можно констатировать наличие ряда проблем реализации и защиты права граждан на медицинскую помощь.

Вопросы доступности и качества медицинских услуг остаются одной из самых актуальных тем обращений к Уполномоченным по правам человека как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Сфера здравоохранения испытывает нехватку финансирования, что напрямую сказывается на доступности медицинских услуг и лекарств, объеме медицинской помощи в рамках ОМС, а также на других аспектах права на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Что подтверждается информацией из докладов Уполномоченных. Например, в докладе Уполномоченного по правам человека в Саратовской области отмечается, что не по всем статьям объем финансирования достаточен. Так, на нормальное функционирование системы регионального здравоохранения в 2024 году только по статье лекарственное обеспечение не хватало 1 млрд 158 млн рублей. В связи с чем в рекомендациях Правительству Саратовской области было предложено рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования сферы здравоохранения.

По данным Министерства финансов Российской Федерации расходы федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2024 году составляли 1649,3 млрд руб. (4,5 % от общего количества расходов). В 2025 году расходы только федерального бюджета в сфере здравоохранения установлены в объеме 1736,0 млрд руб. от общего количества расходов в 38 005,6 млрд руб., то есть 4,5 %. На планируемые периоды 2026 и 2027 гг. этот показатель составляет 1862,1 млрд руб. (4,3 %) и 1918,3 млрд руб. (4,4 %) соответственно [9].

Предполагается, что ситуация в сфере здравоохранения остаётся и в ближайшие годы будет оставаться сложной из-за значительных проблем, связанных с недостаточным финансированием, которое не может быть существенно увеличено, исходя из данных, предоставленных Минфином России. Здравоохранение нуждается в значительных бюджетных вливаниях, особенно в условиях интеграции новых территорий и проведения специальной военной операции.

Считаем, что для улучшения ситуации в целом и качества бесплатной медицинской помощи нужно принять следующие меры:

  1. Увеличить государственное финансирование. Уделить внимание нуждам наиболее уязвимых категорий граждан, а также регионов, испытывающих недостаток ресурсов.
  2. Увеличить финансирование на строительство и ремонт медицинских учреждений, уделяя внимание труднодоступным и отдаленным районам.
  3. Организовывать образовательные мероприятия, направленные на информирование населения об их правах и доступных медицинских услугах, а также в какие органы им следует обращаться в случае нарушения их прав.

Таким образом, вопрос обеспечения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь является основополагающим для функционирования социального государства и имеет стратегическое значение для повышения качества жизни населения, оптимизации демографической ситуации и устойчивого экономического развития. Для решения рассмотренных проблем требуется реализация системного подхода, включающего, в первую очередь, увеличение финансирования сферы здравоохранения, устранение региональных дисбалансов в доступности медицинских услуг, повышение уровня правовой грамотности граждан и адаптацию системы здравоохранения к современным вызовам и инновационным тенденциям.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.11.2025)
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 49. — Ст. 6422.
  4. Нагимова З. М. Актуальные проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь / З. М. Нагимова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2024. — № 96. — С. 234– 238.
  5. ВЦИОМ. Новости: Здравоохранение в России: мониторинг: сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdravookhranenie-v-rossii-monitoring (дата обращения: 02.12.2025).
  6. Колесниченко К. Е. Проблемы законодательного обеспечения реализации органами местного самоуправления конституционного права на охрану здоровья и получение медицинской помощи / К. Е. Колесниченко // Альманах молодого исследователя. — 2024. — № 16. — С. 225–229.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://ombudsmanrf.org/storage/74a0484f-7d5a-4fe4–883d-a1b5ba1dd5f8/mediateca/doclad-2024.pdf (дата обращения: 03.12.2025).
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области // Уполномоченный по правам человека в Саратовской области: сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://ombudsman64.ru/wp-content/uploads/2025/02/ %D0 %94 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B4- %D0 %B7 %D0 %B0–2024- %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B4.pdf (дата обращения: 03.12.2025).
  9. Бюджет для граждан на 2025 год // Министерство финансов Российской Федерации: сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2024/11/main/0759_Budget_2025- 2027.pdf (дата обращения: 03.12.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный