Времена меняются, но основной сущностью жизни по-прежнему остается «быть человеком». Могут меняться запросы государства, технологии опережать время, искусственный интеллект «дышать в спину», но, как и прежде фокус внимания сосредоточен на воспитании личности. Данная проблема существует с того момента как возникла наука педагогика и по сей день мы пытаемся найти такие методы и формы, которые способствовали бы формированию личности, его нравственных качеств и черт.
Многие понимают, что на школу возложена миссия не только обучать, но и воспитывать. Разумеется, это непросто. Да, существует еще весомый аргумент, в пользу дезорганизации воспитательного процесса. Это современное телевидение и интернет, которые, к сожалению, являются антагонистами педагогов. Словно Е. В. Базаров и П. П. Кирсанов на дуэли романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Совсем недавно появились внеурочные занятия «Россия — мои горизонты» и «Разговоры о важном». Стоит отметить, это вносит свой вклад в окультуривании и формировании школьников, однако встает вопрос, достаточно ли этого, чтобы воспитать? Разумеется, если ограничиться только лишь двумя занятиями, то и формирование моральных основ обучающихся так же ограничится определенными рамками. И вот здесь стоит еще раз вспомнить и постараться оптимально и эффективно использовать воспитательный потенциал урока. Зачастую, при подготовке к уроку педагог, прежде всего, делает акцент на знаниевую компоненту, что является не совсем верным, поскольку учебный материал должен быть насыщен еще и воспитательной составляющей. И это относится к любому школьному предмету. Стоит рассмотреть задачи по информатике, составленные обычным способом, а затем сформулированные по-иному, чтобы сравнить и понять различие.
Задача 1 (для учащихся 10 класса). Сгенерировать список из 10 случайных чисел в диапазоне от 10 до 9999 и произвести сортировку: а) по четным и нечетным; б) распределить двузначные, трехзначные и четырехзначные.
Задача 2 (для учащихся 6 класса). В текстовом процессоре Microsoft Word составьте кластер для слова «Фрукты».
Задача 3 (для учащихся 8 класса). Перевести число из шестнадцатеричной системы счисления 123 16 в десятичную систему счисления. Перевести число 2765 8 в десятичную систему счисления.
Решая представленные задачи, можно получать различные вариации, что не удивительно, так как все ученики по-своему находят алгоритмы и способы. Но самое интересное, что, ни у кого из школьников после получения ответа не произойдет воспитательного эффекта. По принципу «решил и хорошо» или еще в худшей интерпретации благополучно «решил и забыл». И вот здесь стоит и необходимо в условие задачи подкрепить воспитательное содержание. Рассмотрим задачу 1 под другим ракурсом и сформулируем так, что предметная составляющая не поменяется, а воспитательный момент будет привнесен.
Задача 1. «Сбор мусора»
Создайте программу, которая моделирует процесс сортировки мусора. Пусть программа генерирует список из разных видов мусора (бумага, пластик, стекло, органика), и ваша задача — «сортировать» этот мусор, распределяя его по соответствующим категориям.
Решение: Используются списки или словари для хранения разных видов мусора. Затем используем циклы и условные операторы для сортировки мусора.
Нетрудно заметить, что с таким условием и результатом задача помогает ученикам понять важность экологии и устойчивого развития. И уже на «задворках сознания» возникают мысли об осознанном потреблении и заботе об окружающей среде. А если это устойчиво подкрепится на уроке экологии или географии, то эффект не заставит себя ждать.
Задачу 2 во втором варианте формулировки.
Задача 2. В текстовом процессоре Microsoft Word составьте кластер «Жизненные ценности человека».
Решение: Перечислим добродетели и ценности человека на основе понятий «Жизненные ценности человека» на рисунке 1.
Рис. 1
Стоит обратить внимание, что сформулировать условие задания не сложно, иногда для этого необходимо поменять всего несколько слов, но задача «заиграет по-новому». Разумеется, список ценностей не исчерпывающий, но школьник начинает задумываться о том, что важно в его жизни, насколько важно, чтобы включить в свое решение. А прямым индикатором его понимания и осмысления будут вопросы: можно ли включить в ценности «семья», «дружба», «надежда» и т. д. И лишь тогда можно сделать вывод об эффективности условия. Значит, выбранный подход находится в воспитательном фарватере. В третьей задаче можно заменить числа и рассчитать полученный ответ, при этом совершить как воспитательный урок, так и междисциплинарный подход, например, с курсом истории.
Задача 3. Перевести число 3625 8 в десятичную систему счисления. Затем перевести число из шестнадцатеричной системы счисления 799 16 в десятичную систему счисления и найти взаимосвязь и важность полученного результата.
Решение: Согласно алгоритму произведем перевод чисел на рисунке 2, рисунке 3.
Рис. 2 Рис. 3
В результате решения получаются две знаменательные даты, на которые педагог делает акцент военно-патриотического воспитания. Здесь можно увидеть и межпредметную взаимосвязь, что благотворно влияет на умы обучающихся.
Приведенные примеры показывают лишь малую часть от всего курса информатики и тем более иных предметов. В особенности это затрагивает естественнонаучную направленность, где условия задач зачастую носят формальный характер. Однако систематическое и методическое использование подобных формулировок заданий будет приводить нас к правильной цели — воспитать человека. То есть произойдет становление человечности в человеке — в школьнике.
Стоит отметить, что помимо предметных задач и примеров, эффективное воспитание в процессе обучения достигается благодаря применению ситуативных методов, которые включают создание специальных воспитательных ситуаций на уроке информатики. К этим методам относятся способы формирования сознания личности, такие как рассказ, обсуждение, лекция, диспут и примеры. Также важны методы организации деятельности и формирования общественного поведения, включая приучение, педагогические требования, инструктажи, иллюстрации, демонстрации и игры. Кроме того, следует отметить методы, направленные на стимулирование и мотивацию действий и поведения, среди которых соревнования, познавательные игры, дискуссии, эмоциональное воздействие, а также системы поощрения и наказания. Не менее значимы методы контроля, самоконтроля и самооценки, которые играют важную роль в образовательном процессе [4]. Представленные методы и формы имеют как воспитательный аспект, так и дидактическую ценность для педагога, поскольку именно такие приемы способствуют развитию и мотивации и воспитательных основ личности школьника.
Таким образом, использование воспитательного потенциала урока информатики уже сейчас позволяют сделать вывод о целесообразности использования методов и приемов воспитательного воздействия в урочной деятельности, в частности по информатике, для достижения цели современного образования — воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России (см. [5], стр. 3).
Литература:
1. Арсеньев А. С. Проблема цели в воспитании и образовании // Философско-психологические проблемы развития образования. — М., 1981.
2. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.
3. Федосов А. Ю. Информомания и воспитательная работа учителя информатики // Информатика и образование. 2007. № 7.
4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин и др. — М, 2002.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — 7 с.

