Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воспитательный потенциал урока информатики

Педагогика
24.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье представлен педагогический подход формулировки заданий, в основе которого воспитательное содержание. Сделан акцент на то, что в условии задач необходимо использовать нравственный нарратив, который будет формировать культурное и идеологическое основание в школьнике. Кроме того, представлены разноуровневые задачи для учащихся различных классов и произведен анализ между заданиями с предметной компонентой и воспитательно-предметной. Сделан вывод о необходимости составления предметных задач естественнонаучной направленности с воспитательным содержанием.
Библиографическое описание
Майдуров, О. Ю. Воспитательный потенциал урока информатики / О. Ю. Майдуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/602/129932.


Времена меняются, но основной сущностью жизни по-прежнему остается «быть человеком». Могут меняться запросы государства, технологии опережать время, искусственный интеллект «дышать в спину», но, как и прежде фокус внимания сосредоточен на воспитании личности. Данная проблема существует с того момента как возникла наука педагогика и по сей день мы пытаемся найти такие методы и формы, которые способствовали бы формированию личности, его нравственных качеств и черт.

Многие понимают, что на школу возложена миссия не только обучать, но и воспитывать. Разумеется, это непросто. Да, существует еще весомый аргумент, в пользу дезорганизации воспитательного процесса. Это современное телевидение и интернет, которые, к сожалению, являются антагонистами педагогов. Словно Е. В. Базаров и П. П. Кирсанов на дуэли романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

Совсем недавно появились внеурочные занятия «Россия — мои горизонты» и «Разговоры о важном». Стоит отметить, это вносит свой вклад в окультуривании и формировании школьников, однако встает вопрос, достаточно ли этого, чтобы воспитать? Разумеется, если ограничиться только лишь двумя занятиями, то и формирование моральных основ обучающихся так же ограничится определенными рамками. И вот здесь стоит еще раз вспомнить и постараться оптимально и эффективно использовать воспитательный потенциал урока. Зачастую, при подготовке к уроку педагог, прежде всего, делает акцент на знаниевую компоненту, что является не совсем верным, поскольку учебный материал должен быть насыщен еще и воспитательной составляющей. И это относится к любому школьному предмету. Стоит рассмотреть задачи по информатике, составленные обычным способом, а затем сформулированные по-иному, чтобы сравнить и понять различие.

Задача 1 (для учащихся 10 класса). Сгенерировать список из 10 случайных чисел в диапазоне от 10 до 9999 и произвести сортировку: а) по четным и нечетным; б) распределить двузначные, трехзначные и четырехзначные.

Задача 2 (для учащихся 6 класса). В текстовом процессоре Microsoft Word составьте кластер для слова «Фрукты».

Задача 3 (для учащихся 8 класса). Перевести число из шестнадцатеричной системы счисления 123 16 в десятичную систему счисления. Перевести число 2765 8 в десятичную систему счисления.

Решая представленные задачи, можно получать различные вариации, что не удивительно, так как все ученики по-своему находят алгоритмы и способы. Но самое интересное, что, ни у кого из школьников после получения ответа не произойдет воспитательного эффекта. По принципу «решил и хорошо» или еще в худшей интерпретации благополучно «решил и забыл». И вот здесь стоит и необходимо в условие задачи подкрепить воспитательное содержание. Рассмотрим задачу 1 под другим ракурсом и сформулируем так, что предметная составляющая не поменяется, а воспитательный момент будет привнесен.

Задача 1. «Сбор мусора»

Создайте программу, которая моделирует процесс сортировки мусора. Пусть программа генерирует список из разных видов мусора (бумага, пластик, стекло, органика), и ваша задача — «сортировать» этот мусор, распределяя его по соответствующим категориям.

Решение: Используются списки или словари для хранения разных видов мусора. Затем используем циклы и условные операторы для сортировки мусора.

Нетрудно заметить, что с таким условием и результатом задача помогает ученикам понять важность экологии и устойчивого развития. И уже на «задворках сознания» возникают мысли об осознанном потреблении и заботе об окружающей среде. А если это устойчиво подкрепится на уроке экологии или географии, то эффект не заставит себя ждать.

Задачу 2 во втором варианте формулировки.

Задача 2. В текстовом процессоре Microsoft Word составьте кластер «Жизненные ценности человека».

Решение: Перечислим добродетели и ценности человека на основе понятий «Жизненные ценности человека» на рисунке 1.

кластер.JPG

Рис. 1

Стоит обратить внимание, что сформулировать условие задания не сложно, иногда для этого необходимо поменять всего несколько слов, но задача «заиграет по-новому». Разумеется, список ценностей не исчерпывающий, но школьник начинает задумываться о том, что важно в его жизни, насколько важно, чтобы включить в свое решение. А прямым индикатором его понимания и осмысления будут вопросы: можно ли включить в ценности «семья», «дружба», «надежда» и т. д. И лишь тогда можно сделать вывод об эффективности условия. Значит, выбранный подход находится в воспитательном фарватере. В третьей задаче можно заменить числа и рассчитать полученный ответ, при этом совершить как воспитательный урок, так и междисциплинарный подход, например, с курсом истории.

Задача 3. Перевести число 3625 8 в десятичную систему счисления. Затем перевести число из шестнадцатеричной системы счисления 799 16 в десятичную систему счисления и найти взаимосвязь и важность полученного результата.

Решение: Согласно алгоритму произведем перевод чисел на рисунке 2, рисунке 3.

Рис. 3 Рис. 3

Рис. 2 Рис. 3

В результате решения получаются две знаменательные даты, на которые педагог делает акцент военно-патриотического воспитания. Здесь можно увидеть и межпредметную взаимосвязь, что благотворно влияет на умы обучающихся.

Приведенные примеры показывают лишь малую часть от всего курса информатики и тем более иных предметов. В особенности это затрагивает естественнонаучную направленность, где условия задач зачастую носят формальный характер. Однако систематическое и методическое использование подобных формулировок заданий будет приводить нас к правильной цели — воспитать человека. То есть произойдет становление человечности в человеке — в школьнике.

Стоит отметить, что помимо предметных задач и примеров, эффективное воспитание в процессе обучения достигается благодаря применению ситуативных методов, которые включают создание специальных воспитательных ситуаций на уроке информатики. К этим методам относятся способы формирования сознания личности, такие как рассказ, обсуждение, лекция, диспут и примеры. Также важны методы организации деятельности и формирования общественного поведения, включая приучение, педагогические требования, инструктажи, иллюстрации, демонстрации и игры. Кроме того, следует отметить методы, направленные на стимулирование и мотивацию действий и поведения, среди которых соревнования, познавательные игры, дискуссии, эмоциональное воздействие, а также системы поощрения и наказания. Не менее значимы методы контроля, самоконтроля и самооценки, которые играют важную роль в образовательном процессе [4]. Представленные методы и формы имеют как воспитательный аспект, так и дидактическую ценность для педагога, поскольку именно такие приемы способствуют развитию и мотивации и воспитательных основ личности школьника.

Таким образом, использование воспитательного потенциала урока информатики уже сейчас позволяют сделать вывод о целесообразности использования методов и приемов воспитательного воздействия в урочной деятельности, в частности по информатике, для достижения цели современного образования — воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России (см. [5], стр. 3).

Литература:

1. Арсеньев А. С. Проблема цели в воспитании и образовании // Философско-психологические проблемы развития образования. — М., 1981.

2. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.

3. Федосов А. Ю. Информомания и воспитательная работа учителя информатики // Информатика и образование. 2007. № 7.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин и др. — М, 2002.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — 7 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 152-154):
Часть 3 (стр. 145-209)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 152-154стр. 209
Похожие статьи
Организация процесса самообразования и самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Формирование УУД на уроках информатики через методы проблемного обучения
Система учебных задач как фактор педагогической поддержки познавательной деятельности учеников в интеллектуально-ориентированном процессе обучения информатике
Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики
Активные формы обучения на уроках информатики
Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС
Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики
Использование воспитательного потенциала урока
Использование современных технологий на уроках информатики в среднем профессиональном образовании (из опыта работы)
Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

Молодой учёный