Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Критерии добросовестности при запросе информации о деятельности корпорации ее участником в законодательстве и судебной практике Российской Федерации

Юриспруденция
Препринт статьи
14.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье анализируются особенности дифференцированного подхода законодателя к объему получаемой участником информации о деятельности корпорации в Российской Федерации, выделяются основания и порядок предоставления информации о деятельности корпорации, а также поднимаются проблемы правого регулирования применения критерия добросовестности при предоставлении информации о деятельности корпорации ее участнику в Российской Федерации.
Библиографическое описание
Крысова, Я. И. Критерии добросовестности при запросе информации о деятельности корпорации ее участником в законодательстве и судебной практике Российской Федерации / Я. И. Крысова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131458.


Право участника корпорации на получение информации о ее деятельности, а в отдельных случаях и возможность знакомиться с документами организации, изготовлять копии и, тем самым, осуществить контроль за принятыми со стороны исполнительными органами решениями является одним из базовых корпоративных прав [1, С. 4].

Данное право на сегодняшний день закреплено в Гражданском кодексе РФ, а также в профильных законах о коммерческих корпорациях с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»» [8].

Принятие данного закона стало важным шагом в развитии института права участников корпораций на информацию, поскольку получил закрепление дифференцированный подход к объему получаемой участником информации о деятельности корпорации. Так, ранее участники корпораций могли иметь неограниченный доступ к информационному массиву компании, что не всегда было обусловлено с позиции права.

В настоящее время если применительно к участникам общества с ограниченной ответственностью не предусмотрено каких-либо ограничений по составу информации, которую они вправе требовать участник, то применительно к акционерам объем предоставляемой им информации о деятельности корпорации зависит от размера акций (п.п. 2–3, 5–6 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Так, по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 1 % голосующих акций, может быть предоставлена следующая информация:

— к информации и документам, касающимся крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью;

— протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета);

— отчетам оценщиков об оценке имущества по крупным сделкам и (или) сделкам с заинтересованностью;

— иным документам, которые общество обязано хранить по ст. 89 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (если иное не предусмотрено уставом или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры, — только для непубличных обществ).

При этом, если названные документы и информацию запрашивает акционер (акционеры), который обладает менее чем 25 % голосующих акций, то в требовании должна быть указана деловая цель (п. 4 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Кроме того, по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 % голосующих акций (если уставом не предусмотрено меньшее количество) может быть предоставлены следующая информация:

— к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа;

— документам бухгалтерского учета (согласно п. 11 Обобщения судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2023 г. такими документами признаются, в том числе, гражданско-правовые договоры, банковские выписки, содержащие сведения о движении денежных средств по счетам общества, что отражает более широкий подход к понятию «документ бухгалтерского учета» в законодательстве об акционерных обществах по сравнению с понятием «первичный учетный документ» в законодательстве о бухгалтерском учете) [2].

Вместе с тем, помимо размера акций в качестве формального критерия для объема предоставления участникам информации о деятельности корпорации, дополнительным критерием служит соотнесения права участника (акционера) хозяйственного общества на информацию с принципом (критерием) добросовестности и запретом злоупотребления правом.

По общему правилу, закрепленному в п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Разумное и добросовестное осуществление корпоративных прав, проявление интереса к деятельности общества позволят участнику (акционеру) своевременно узнать о финансовом состоянии общества, ознакомиться с документацией общества, что, в свою очередь, обеспечивает возможность защитить нарушенные права и законные интересы в установленные законом сроки.

В то же время, исходя из положений пунктов 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, при предъявлении требования о предоставлении информации участник (акционер) должен действовать добросовестно и не вправе использовать свое право для причинения вреда, нарушения законных интересов хозяйственного общества, его остальных участников (акционеров).

Необходимо иметь в виду, что для ряда случаев законодатель прямо установил типы недобросовестного поведения участника (акционера), при наличии которых ему может быть отказано в предоставлении информации. Например, согласно пп. 2 п. 4 ст. 50 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», пп. 3 п. 8 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» участнику (акционеру) может быть отказано в предоставлении документов, которые запрашиваются повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о предоставлении документа было надлежащим образом исполнено обществом.

Однако, преимущественно формулировки о возможности получения участниками и акционерами корпораций информации и документов представляется расплывчатой и оценочной. Данное обстоятельство порождает корпоративные споры, а затем и обращения с исками в арбитражный суд.

В связи с этим на сегодняшний день вопросы злоупотребления полученной информацией участниками корпораций или руководством акционерного общества в большей степени освещены в материалах судебной практике, в частности в указанном выше Обобщении судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2023 г.

Примечательно, что Обобщение в основном сформировано на базе правоприменительной практики окружных арбитражных судов. В этом смысле это довольно необычный формат, который подчеркивает особую правоприменительную роль судов кассационной инстанции, а не просто является обзором судебной практики, основанным лишь на позициях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Так, примерами добросовестного интереса в получении корпоративной информации являются ситуации, в которых сведения запрашивают для подготовки:

— к продаже акций (доли);

— суду для оспаривания договора или решения органа общества, привлечения последнего к ответственности;

— общему собранию акционеров.

Недобросовестным поведением могут признать:

— запрос конкурентом информации, которая может причинить вред интересам общества [3];

— повторные запросы одних и тех же документов при корпоративном конфликте [4];

— создание препятствий обществу в исполнении запроса (например, отказ в доступе к месту хранения документов) [5];

— постоянное изменение исковых требований путем дополнения перечня запрашиваемых документов [6];

— непредставление срока для добровольного ответа на запрос [7].

Законодательство об акционерных обществах в отдельных случаях прямо обусловливает возможность предоставления информации по требованию акционера наличием у акционера разумной деловой цели при предъявлении соответствующего требования. Поэтому арбитражным судам следует обратить внимание на следующее.

Исходя из п. 4 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» разумная деловая цель, в связи с которой запрашиваются документы, должна быть указана акционером, владеющим менее чем 25 % голосующих акций, если им испрашивается доступ к документам и информации, предусмотренным пунктами 2 и 3 данной статьи, в частности к информации о крупных сделках и сделках, в которых имеется заинтересованность, к отчетам оценщиков.

Согласно п. 7 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» под деловой целью понимается законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера, предусмотренных Законом об акционерных обществах.

Как указано в данной норме, деловая цель не может считаться разумной, в частности, если: 1) общество обладает сведениями о фактических обстоятельствах, свидетельствующих о недобросовестности акционера; 2) имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации; 3) акционер является конкурентом общества либо аффилированным лицом конкурента и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, относящуюся к конкурентной сфере, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

Отсутствие в требовании акционера (акционеров) о предоставлении документов указания на деловую цель, с которой запрашивается документ, когда указание такой цели необходимо в соответствии с Законом об акционерных обществах либо если указанная цель не является разумной или же состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели, все это, как показал анализ судебной практики, может выступить для общества основанием отказать в доступе к документам и информации своему акционеру (пп.4 п. 8 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Вместе с тем, отказ в предоставлении информации участнику корпорации с указанием на «несоответствие цели запроса критериям добросовестности и разумности» либо подозрений на такое несоответствие также может носить недобросовестный характер со стороны органов управления корпорации, что представляется недопустимым. В связи с чем, на наш взгляд, во избежание злоупотреблений с другой стороны необходимо также закрепить требование о необходимости мотивировать отказ в предоставлении информации участнику корпорации.

Литература:

  1. Ломакин Д. В. Общая характеристика прав и обязанностей участников общества с ограниченной ответственностью // Гражданское право. 2021. № 2. С. 4.
  2. Обобщение судебной практики (утверждено Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2023 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2024. № 2.
  3. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 июня 2023 г. № Ф10–2624/2023 по делу № А35–3721/2021, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2023 г. № Ф05–21652/2023 по делу № А40–152831/2022 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 февраля 2023 г. № Ф05–560/2023 по делу № А40–113533/2022, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2023 г. № Ф09–3835/23 по делу N А07–5707/2022, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2022 г. № Ф07–9243/2022 по делу № А21–7648/2021 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/
  5. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2019 г. по делу № А19–32103/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2022 г. № 11АП-5142/2022 по делу № А55–25153/2021 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/
  6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2020 г. № Ф05–10675/2020 по делу № А40–83380/2019. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 апреля 2016 г. N Ф05–4298/2016 по делу № А41–34922/2015 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/
  7. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2021 г. N Ф03–2117/2021 по делу № А73–12878/2019 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/
  8. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. №233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»» // СЗ РФ. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4782.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный