Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы травм и перегрузок в дистанционном обучении по дисциплине «Физическая подготовка» в сфере высшего образования

Научный руководитель
Педагогика
16.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена изучению проблем травм, перегрузок и способам их решений в дистанционном обучении по дисциплине «Физическая подготовка» в сфере высшего образования. В статье рассмотрены различные форматы дистанционных учебных занятий в вузах и выявлены основные причины травматизма и перегрузок студентов. Статья предлагает ряд мер по снижению травматизма и перегрузок у студентов при дистанционном обучении по дисциплине «Физическая подготовка».
Библиографическое описание
Юхтина, А. А. Проблемы травм и перегрузок в дистанционном обучении по дисциплине «Физическая подготовка» в сфере высшего образования / А. А. Юхтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 685-688. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131410.


В современном образовательном пространстве дистанционное обучение становится актуальным и востребованным, особенно в сфере дисциплины «Физическая подготовка» студентов высших учебных заведений. Несмотря на преимущества гибкости и доступности, данный формат сталкивается с рядом проблем, связанных с травмами и перегрузками у обучающихся. Недостаточный контроль и индивидуальный подход, ограниченные возможности для правильной техники выполнения упражнений и отсутствие мотивации могут способствовать развитию травм и переутомления у студентов. Исследование этих проблем важно для разработки методов профилактики и повышения качества дистанционного обучения, что способствует сохранению здоровья и физической формы студентов в условиях современного высшего образования.

Дистанционные учебные занятия по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах — это формат, при котором студенты и преподаватели взаимодействуют на расстоянии с использованием образовательных технологий. Такие учебные занятия проводятся в условиях, когда студенты по различным причинам отсутствуют в очном формате обучения, например, из-за пандемии COVID-19. Стоит отметить форматы проведения дистанционных занятий по физической подготовке: онлайн-тренировки в режиме видеоконференции, видеоуроки с комплексами упражнений для самостоятельного выполнения, Индивидуальные занятия (например, преподаватель предлагает комплекс упражнений с описанием техники выполнения, а студент фиксирует выполнение на видео и отправляет преподавателю), занятия с использованием электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) под руководством преподавателя (в ЭИОС могут быть размещены презентации, текстовые документы, готовые видеолекции) [1].

Следует отметить, что выполнение заданий, включенных в содержание учебных занятий, предполагает наличие у занимающихся необходимых знаний о влиянии на организм применяемых средств, методических умений их практического выполнения, контроля и регулирования нагрузки, проведения восстановительных мероприятий. Опыт проведения занятий в дистанционном режиме указывает на недостаток теоретических знаний и методических умений у обучаемых вузов, что определяет актуальность решения данной проблемы.

В статье Шадиловой Ирины Сергеевны и Лебедевой Ольги Львовны отмечается, исходя из результатов практики введения такого формата в вузе, что, занимаясь самостоятельно, есть риск перенапряжения, травмы сухожильно-связочного и мышечного аппаратов. При этом стоит учитывать, что студенты вуза, в котором проводили данную практику, являлись членами сборной, то есть они имели достаточно хорошие теоретические знания, но даже при этом факторе при проведении дистанционных занятий по физической подготовке все равно присутствовал травматизм и перегрузки [7, с. 384].

Стоит также отметить результаты международного опроса с использованием приложения Freeletics Bodyweight 2022 года. Целью данного исследования был анализ частоты и характера спортивных травм у пользователей метода тренировок с собственным весом, основанного на использовании приложения для смартфона ( приложение Freeletics Bodyweight ). Онлайн-анкета, основанная на современных проверенных методах эпидемиологического наблюдения, была разработана с использованием статистического веб-сайта Surveymonkey. С подписчиками приложения Freeletics Bodyweight связались по онлайн-ссылке. Регистрировалась частота травм, определяемая как событие, приводящее к перерыву в тренировках не менее чем на 1 день. Был зарегистрирован и классифицирован тип травмы. Кроме того, всех участников спросили, признают ли они какие-либо положительные или отрицательные последствия для своего субъективного состояния здоровья. Собранные данные были проанализированы с помощью статистического сервиса Surveymonkey .

В общей сложности 4365 пользователей Freeletics ответили на вопросы анкеты, 3668 заполненных форм стали предметом дальнейшего исследования. По данным пользователей приложения Freeletics , распространённость травм составила 24 % среди мужчин и 21 % среди женщин. Чаще всего пользователи сообщали о травмах плеча (29 %) и коленного сустава (28 %), а также о растяжениях (28,5 %) и других травмах мышц (14,4 %). Было подсчитано, что частота травм составляет 4,57 на 1000 часов, при этом у опытных пользователей травмы случаются реже. Большинство участников отметили явное положительное влияние обучения с помощью приложения на состояние их здоровья [3].

Таким образом, на основании результатов опроса подтверждается, что травматизм при дистанционном формате учебного занятия по дисциплине «Физическая подготовка» достаточно высок, особенно у людей, впервые занимающихся спортом, с этим необходимо связать нехватку теоретических знаний и опыта индивидуальных тренировок. В связи с отсутствием необходимой физической подготовки у студентов, у которых не поставлена техника выполнения физических упражнений риск получения травм возрастает. Распространенными травмами являются: плечевой, коленный суставы и растяжения мышц. Следует отметить, что данные травмы связаны еще с перенагрузками и отсутствием грамотного выстроенного плана тренировок, соблюдающего режим восстановительного периода.

Таким образом, при занятиях в дистанционном формате обучения по дисциплине «Физическая подготовка» возможны следующие травмы — повреждения мягких тканей, связок, мышц и сухожилий, вывихи суставов, переломы костей и хрящей и другие. Травмы могут быть острыми (возникают в результате внезапного воздействия травмирующего фактора) и хроническими (результат многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определённую область тела).

Отметим некоторые причины травматизма на занятиях физической культурой: организационные недостатки — непродуманная организация занятия, слабая дисциплина, неподготовленность инвентаря, ошибки в методике — нарушение дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учёт состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, недостаточное материально-техническое оснащение — ненадёжное крепление спортивного оборудования, невыявленные дефекты снарядов, неблагоприятные метеорологические условия — высокая или низкая температура воздуха, ветер, атмосферные осадки, внутренние факторы — состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях, недостаток индивидуального контроля правильной техники упражнений.

Следует отметить, что причины перегрузок являются следующие особенности: чрезмерные нагрузки без учёта потребностей организма, игнорирование разминки и заминки — без этих этапов мышцы и суставы менее эластичны и подвержены повреждениям при резких движениях и большой нагрузке, неправильная адаптация организма к нагрузкам (с началом занятий в организме запускаются стрессовые процессы, и если адаптация проходит неправильно, формируются неверные двигательные стереотипы, появляется дискомфорт и мышечный дисбаланс), обильный приём пищи перед тренировкой — это ухудшает работоспособность, способствует перераспределению крови и ухудшает кровоснабжение скелетных мышц [6].

Следовательно, для снижения рисков получения травм на учебных занятиях в дистанционном формате обучения у студентов необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Основные меры безопасности включают правильную технику выполнения упражнений, которая является залогом безопасных тренировок. Необходимо внимательно изучать инструкции и консультироваться с тренером или использовать видеоматериалы для контроля техники. Постепенное увеличение нагрузки помогает организму адаптироваться и снижает риск переутомления. Выполнять разминку перед началом тренировки и заминку в конце основной части тренировки, а именно упражнения на растяжку, что способствуют подготовке мышц и снижают вероятность получения травм. Индивидуальный подход к тренировкам, с учетом уровня физической подготовки и состояния здоровья, позволяет избежать чрезмерных нагрузок. Необходимо прислушиваться к своему организму: при появлении боли или дискомфорта следует снизить интенсивность или сделать перерыв. Использование подходящего оборудования и замена сложных упражнений на более простые, если нет необходимого инвентаря. Соблюдение данных правил обеспечит безопасное и эффективное занятие и поможет сохранить здоровье, мотивацию к тренировкам в дистанционном формате обучения студентов.

Таким образом, в условиях развития дистанционного обучения по дисциплине «Физическая подготовка» в сфере высшего образования выявлены значительные проблемы, связанные с риском травм и перегрузок у студентов. Не соблюдение правил техники безопасности негативно сказывается на здоровье обучающихся. Для снижения рисков получения травм и перегрузок важно внедрять системы контроля, разрабатывать адаптированные программы и обучать студентов правильной технике выполнения упражнений.

Литература :

  1. Дистанционные занятия физической подготовкой в вузах [электронный формат] URL: https://science-education.ru/article/view?id=32275, (дата обращения: 31.10.2025)
  2. Результаты международного опроса о частоте травматизации при занятии спортом в дистанционном формате [электронный формат] URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.1c51f448–69107506–14e1666a-74722d776562/https/bmcsportsscimedrehabil.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13102–022–00525-y, (дата обращения: 31.10.2025)
  3. Травматизация при дистанционных занятиях физической подготовкой в вузах [электронный формат] URL: https://e-koncept.ru/2017/771213.htm, (дата обращения: 31.10.2025)
  4. Щадилова И. С., Лебедева О. Л. Применение дистанционного формата спортивных тренировок в практике вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 6. — С. 382–385.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 685-688):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 685-688стр. 721

Молодой учёный