Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Математические основы прогнозирования загруженности городского общественного транспорта

Информационные технологии
12.12.2025
5
Поделиться
Аннотация
В работе рассматриваются статистические методы, методы машинного обучения и временные ряды, применяемые для решения задачи регрессии в контексте транспортных систем. Представлен сравнительный анализ математических моделей, обоснован выбор LightGBM и LSTM как наиболее эффективных подходов для прогнозирования загруженности с учетом пространственно-временных зависимостей и внешних факторов.
Библиографическое описание
Докучаев, С. Е. Математические основы прогнозирования загруженности городского общественного транспорта / С. Е. Докучаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131331.


Математические основы включают анализ методов временных рядов (ARIMA, SARIMA), машинного обучения (LightGBM, LSTM) и их адаптацию к задаче прогнозирования пассажиропотока. Предложена гибридная модель, сочетающая градиентный бустинг (ансамблевый метод машинного обучения) для статических признаков и LSTM для временных зависимостей. Формализована задача как многомерная регрессия с использованием 42 признаков, включая лаговые переменные, погодные условия и календарные метки.

Модель ARIMA (AutoRegressive Integrated Moving Average) объединяет принципы AR и MA и вводит компоненту интегрирования (разности), позволяющую моделировать нестационарные ряды:

Для учёта периодичности (например, суточных или недельных циклов) используется расширение ARIMA — модель SARIMA(p,d,q)(P,D,Q,s):

SARIMA позволяет учитывать закономерности типа “вечерние часы — повышенная загруженность” или “выходные — пониженный поток”.

Обучение модели происходит на исторических данных о пассажиропотоке, агрегированных в 15-минутные интервалы, с использованием алгоритма градиентного бустинга LightGBM, который оптимизирует функцию потерь MSE путем последовательного построения ансамбля решающих деревьев. В процессе обучения модель автоматически выявляет нелинейные зависимости между признаками (лаги, время суток, погода) и целевой переменной, минимизируя среднеквадратичную ошибку прогноза на валидационной выборке.

Схема процесса обучения модели

Рис. 1. Схема процесса обучения модели

Проблема загруженности и её последствия

Загруженность общественного транспорта проявляется несколькими признаками: высокая плотность пассажиров в салоне, длительные стоянки на остановках, превышение вместимости транспортных единиц, сдвиги в расписании и увеличение интервалов из-за задержек.

Последствия перегрузок включают:

— ухудшение качества обслуживания пассажиров (неудобство, переполненность);

— рост времени в пути и снижение надёжности расписания;

— дополнительный износ подвижного состава и инфраструктуры;

— экономические убытки для операторов и муниципалитетов;

— снижение привлекательности общественного транспорта по сравнению с личным автомобилем.

Необходимость прогнозирования загруженности

Прогнозирование загруженности позволяет:

— планировать интервалы движения и оптимизировать расписание;

— динамически перераспределять подвижной состав в ответ на ожидаемые пики спроса;

— информировать пассажиров о загруженности и предлагать альтернативы;

— поддерживать принятие решений на уровне городского управления транспортом.

Диаграмма последовательности для прогнозирования

Рис. 2. Диаграмма последовательности для прогнозирования

Литература:

1. Андреев А. Ю. Анализ данных и машинное обучение. — М.: Бином, 2020.

2. Астафьев А. Нейронные сети и глубокое обучение. — СПб.: Питер, 2019.

3. Боев Н. Ю. Моделирование пассажиропотоков городского транспорта. — М.: Транспорт, 2021.

4. Батыршин И. З. Искусственный интеллект: модели и методы. — Казань: КФУ, 2018.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 4-7):
Часть 1 (стр. 1-63)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 4-7стр. 63

Молодой учёный