В статье рассматривается задача выбора вместимости и количества подвижного состава на городском автобусном маршруте. От решения этой задачи зависят экономические результаты работы автотранспортных предприятий, так и показатели обслуживания пассажиров, такие как затраты времени на ожидания пассажирами посадки, наполнение автобусов пассажирами, вероятность отказа в поездке.Задача выбора вместимости и количества автобусов возникает при открытии новых маршрутов, при составлении заявок на пополнение парка, а также как вспомогательная при распределении автобусов по маршрутам.При решении задачи необходимо учитывать факторы влияюшие на них, а так же такие вопросы как возможность получения исходной информации; стохастическую природу перевозочного процесса; необходимость оптимизации двух взаимосвязанных параметров — количества и вместимости автобусов на маршруте; требование снижения трудоемкости подготовки исходных данных и получение решения; существующие технологические ограничения на эксплуатацию на маршруте автобусов.
Анализ и исследование перечисленных факторов дают возможность определит, место маршрутных микроавтобусов в транспортной системе городов, пути сокращения затрат времени на поездку пассажиров.
Ключевые слова: организация, городской, автобус, перевозока, маршрут, пассажир, задача, количество, микроавтобус, показатель, вместимость.
При организации городских автобусных перевозок, одной из основных задач является определение потребности маршрутов в подвижном составе. Эта задача состоит из двух подзадач: выбор вместимости и количества автобусов и распределение их по маршрутам. От решения основной задачи зависят как экономические результаты работы автотранспортных предприятий, так и показатели обслуживания пассажиров, такие как затраты времени на ожидания пассажирами посадки, наполнение автобусов пассажирами, вероятность отказа в поездке. При определении потребности городских маршрутов в подвижном составе исходят из имеющихся ресурсов. Методы определения потребностей в подвижном составе должны обеспечивать единство исходной и выходной информации и увязку критериев оптимальности данной задачи с другими задачами организации перевозок.
Задача выбора вместимости и количества автобусов возникает при открытии новых маршрутов, при составлении заявок на пополнение парка, а также как вспомогательная при распределении автобусов по маршрутам. В общем случае комплексная задача определения потребности в подвижном составе представлена на рис 1 [1, с. 51].
Рис. 1. Комплексная задача определения потребности городских автобусных маршрутов в подвижном составе
Задача распределения автобусов по, маршрутам решается при разработке более совершенных планов перевозок, изменении условий эксплуатации, уточнении данных о пассажиропотоках и изменениях в структуре автобусного парка, вызванных закупкой или списанием части подвижного состава. Кроме этого, данная задача решается при оперативном перераспределении автобусов между маршрутами в процессе диспетчерского управления перевозками.
Отличие задачи распределения автобусов по маршрутам от задачи выбора их вместимости и количества состоит в том, что при распределении автобусов исходят из фактического количества автобусов и их марочной структуры у перевозчиков. Класс автобусов для маршрутов выбирают исходя из выпускаемого промышленностью разных стран подвижного состава. В итоге в обеих задачах, в конечном счете, определяют для каждого маршрута вместимость и количество автобусов. При решении задач выбора и распределения автобусов по маршрутам, по мнению ряда ученых, необходимо учитывать следующее:
возможность получения исходной информации (данные пассажиропотоков);
стохастическую природу перевозочного процесса;
необходимость оптимизации двух взаимосвязанных параметров: количества и вместимости автобусов на маршруте;
требование снижения трудоемкости подготовки исходных данных и получение решения;
существующие технологические ограничения на эксплуатацию на маршруте автобусов (ограничения на эксплуатацию по дорогам в населенных пунктах, нагрузка на дорожное полотно, возможность разворота транспортнвых средств и т.п.).
Использование методов, отвечающих предъявленным требованиям, позволяет решать эти задачи научно-обоснованным инженерным расчетом.
На выбор вместимости и количества автобусов и на распределение их по маршрутам влияет большое количество факторов, которые условно можно разделить на пять групп (рис.2).
Рис. 2. Факторы влияния на выбор вместимости, количества и распределения автобусов по маршрутам
экономические (капитальные затраты на приобретение автобусов и на создание материально-технической базы для их ремонта, хранения, текущие эксплуатационные затраты, а также затраты времени пассажиров в стоимостном выражении);
социальные (стоимостная оценка потери пассажиро-часа, подвижность городского населения, наличие достаточного количества водителей);
технические (динамические показатели автобусов, техническое состояние дорог и дорожных сооружений, пропускная способность улиц и остановочных пунктов);
эксплуатационные (закономерности формирования пассажиропотоков, максимально допустимый интервал движения, наличие материальных ресурсов, климатические условия) [2, с. 52].
Параметры системы автобусных перевозок служат исходными предпосылками для расчетов, а характеристики этой системы позволяют оценить эффективность полученных результатов.
Проблема выбора населением способа передвижений (распределение по видам транспорта) считается в теории транспортного планирования одной из сложных задач, поскольку ее решение определяет достоверность транспортных расчетов, величину и эффективность вкладываемых капитальных вложений.
Уровень удовлетворения потребностей пассажиров в транспортном обслуживании характеризуется системой показателей качества перевозок, главными из которых являются: время, затрачиваемое пассажиром на передвижение; регулярность движения транспортных средств; наполнение подвижного состава; возможность прямой, беспересадочной поездки; безопасность движения; информирование пассажира (объявление остановочных пунктов, вывешивание схемы маршрута, наличие информационных расписаний на остановочных пунктах) и др. Базой для измерения качества транспортного обслуживания служит система установленных нормативов. С точки зрения пассажира качество обслуживания (особенно в крупных городах) во многом определяется общими затратами времени на поездку.
Особое место в транспортной системе городов занимает особо малый класс — маршрутные микроавтобусы, они перевозят меньшее число пассажиров по сравнению с другими видами городского транспорта, их роль определяется специфичностью сферы использования. Опыт ряда городов Казахстана, а также результаты изучения спроса населения, проведенного в середине 80-х годов, показывали, что .10 -; 20 % пассажиров в городах предпочитали бы другим видам транспорта микроавтобусы [2, с.28]. Считается, что этот класс подвижной состав на 10 — 15 % сокращает средние затраты времени на поездку и обеспечивает более комфортные условия для определенного числа пассажиров, так как скорость сообщения маршрутных микроавтобусов в 1,5-2 раза выше, чем у маршрутных автобусов. По данным опроса пассажиров в среднем по причине комфортабельности и скорости маршрутные микроавтобусы выбрали 74 % респондентов [4].
Особенностью маршрутов с применением микроавтобусов является то, что это не самостоятельная, а вспомогательная форма обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый пассажирский транспорт, а с другой — повысить качество транспортного обслуживания. В различных городах используют такие способы организации движения с применением микроавтобусов, как дублирующие маршруты, частично дублирующие и самостоятельные.
Исследования, проведенные в 70 — 80 гг., показали, что при использовании в системе городского пассажирского транспорта общего пользования микроавтобусов перспективными являются самостоятельные маршруты, предназначенные для освоения небольших, но стабильных в течение дня пассажиропотоков с малыми интервалами между транспортными средствами и перемещения на относительно короткие расстояния по направлениям, лишенным транспортных связей.
В настоящее время проведенный анализ показал, что этот вид транспорта, считавшийся в середине 80-гг. перспективным, получил огромное распространение. И теперь для органов местного самоуправления крупнейших городов нужно решать проблему пересмотра доли микроавтобусов в структуре городского пассажирского транспорта общего пользования и их оптимального соотношения на городских маршрутах. Одна из главных причин, позволившая микроавтобусам получить, большое, распространение, и популярность у населения Казахстана и стран СНГ, это доступная цена. Малым частным транспортным предприятиям выгоднее купить два — три автобуса особо малого и малого класса, которые быстро окупятся и в дальнейшем принесут им большую прибыль, чем один автобус большого класса. Кроме этого, иметь в активах автобусы только одного большого класса не всегда эффективно в связи с особенностью пассажиропотоков на разных маршрутах и их часовыми спадами.
Литература:
- Герами В.Д. Организация и управление городскими пассажирскими перевозками: Учеб.пособ./ В.Д.Герами, Г.В.Духаревич.-М.:МАДИ, 1994.-144с
- Мун Э.Е. Организация перевозок пассажиров маршрутными такси /Э.Е. Мун, А.Д.Рубец. — М.:Транспорт,1986.-136с.
- Отчет акимата г. Караганды «Изучение объемов пассажирских перевозок и расчет затрат перевозчиков города Караганды»