Сегодня как никогда актуальной темой является использование Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с планированием закупок, определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключением контрактов.
Особая значимость Федерального закона № 44-ФЗ определена тем, что цифровые технологии выходят на лидирующую позицию. Закупочная деятельность в нашей стране с каждым днем приобретает всё большую популярность и становится доступнее. На территории Российской Федерации закупки проводятся на восьми электронных площадках.
Электронные закупки осуществляются посредством проведения аукциона, конкурса, запроса котировок. Существует ряд преимуществ и недостатков проведения закупок для государственных и муниципальных нужд в электронной форме.
Преимущества.
Как было отмечено ранее, во-первых, это доступность. Единственное, что необходимо сделать, — зарегистрироваться на электронной площадке в качестве поставщика, исполнителя или подрядчика либо, если планируете закупать необходимое для муниципальных или государственных нужд, в качестве заказчика, предоставив необходимые документы.
Во-вторых, удобство. Можно находиться в офисе или дома и выходить на торги.
В-третьих, надежность. На многих электронных площадках у потенциальных подрядчиков (исполнителей, поставщиков) проверяют всю необходимую документацию. Контролеры электронных площадок обеспечивают функционирование площадки в соответствии с требованиями законодательства РФ.
К сожалению, имеются и недостатки проведения закупок через электронные площадки.
Недостатки.
Во-первых, не у всех исполнителей (подрядчиков, поставщиков) имеется товар надлежащего качества. Зачастую многие заказчики выбирают поставщика (подрядчика, исполнителя), предложившего наименьшую стоимость, однако многие участники торгов пытаются скрыть информацию о качестве поставляемой ими продукции или выполняемых работ.
Во-вторых, согласно п. 1 статьи 46 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при применении конкурентных способов проведение переговоров заказчиком, членами комиссии по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика запрещено [2]. К сожалению, многие участники торгов пренебрегают этим положением, идут на нарушение закона.
В-третьих, не всегда заказчику удается заключить контракт с порядочным и добросовестным исполнителем (подрядчиком, поставщиком). Некоторые исполнители (подрядчики, поставщики) предоставляют заказчику независимую гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств по контракту. В данной статье попытаемся разобрать не только само гарантийное обязательство, но и иные обязательства, возникающие при выдаче независимой гарантии.
Обратимся к понятию «независимая гарантия». Согласно п. 1 статьи 368 Гражданского кодекса РФ гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства [1].
Независимая гарантия может быть выдана не только банком (в таком случае она будет называться банковской гарантией), но и другой коммерческой организацией. Необходимо письменное оформление гарантии.
В настоящее время ведется немалое количество дискуссий относительно возмещения принципалом гаранту выплаченных сумм. От принципала зависит качество выполненных работ, поставляемой по контракту продукции. В случае нарушения обязательств по контракту заказчик вправе обратиться в банк с целью возмещения убытков.
Помимо этого, предъявлять требования по возмещению сумм, которые были уплачены бенефициару не в соответствии с условиями независимой гарантии или за нарушение обязательств гаранта перед бенефициаром, гарант не может, кроме тех случаев, когда соглашением между гарантом и принципалом предусмотрено иное либо принципал дал свое согласие на такой платеж.
Перед выплатой суммы банковской гарантии гарант имеет право самостоятельно проверить нарушения принципала по основному обязательству и наступление у бенефициара права на получение выплаты по ней согласно оговоренным условиям.
Поступление требования о платеже гаранту за пределами срока действия банковской гарантии не является основанием для отказа гаранта в совершении платежа, если указанное требование было направлено бенефициаром гаранту в пределах срока действия банковской гарантии и иное не указано в самой гарантии.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- Банковская гарантия имеет некоторые преимущества перед другими способами обеспечения исполнения обязательств: во‑первых, быстрое и доступное оформление; во‑вторых, получение гарантом вознаграждения за выдачу гарантии.
- Использование независимой гарантии как способа исполнения обязательств имеет высокую востребованность у участников закупок.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2025, с изм. от 25.11.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

