Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Коррекционно-развивающая игротерапия как средство реабилитации младших подростков из неблагополучных семей

Психология
Препринт статьи
06.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются основные концептуальные положения авторской программы коррекционно-развивающей игротерапии младших подростков из неблагополучных семей как средства их реабилитации, а также результаты констатирующего и формирующего эксперимента по выявлению и коррекции эмоционально-личностных особенностей младших подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Библиографическое описание
Воронова, А. Б. Коррекционно-развивающая игротерапия как средство реабилитации младших подростков из неблагополучных семей / А. Б. Воронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/131131.


Психологическая реабилитация, определяет Ю. М. Березовский , — это комплекс мер по восстановлению эмоционально-психологического состояния человека после стресса, психологической травмы или кризисной ситуации [1, с. 88].

Одним из эффективных средств психологической реабилитации, считает он, может стать коррекционно-развивающая игротерапия — метод психотерапевтического влияния на человека посредством игры, позволяющая, не переделывая ребенка и не обучая его особым поведенческим навыкам, при поддержке психолога, прожить и прочувствовать в ходе игры беспокоящие его ситуации [1, с. 887].

Актуальность коррекционно-развивающей игротерапии для подростков определяется тем, что она содействует разрешению их личностных, эмоциональных и поведенческих проблемам, корректирует поведение и развивает социальные навыки. Особо релевантна игротерапия для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, к числу которых относится воспитание в неблагополучной семье. Это связано, указывает Е. В. Богина, со следующими возможностями игротерапии:

– способствует безопасному выражению чувств и проживанию подростками в игре волнующих ситуаций;

– помогает освободиться от травматических переживаний и негативных мыслей и эмоций, поскольку игровой сценарий позволяет безопасно и плавно исследовать личный травматический опыт и отпускать его;

– поддерживает развитие личности, так как игра способствует лучшему пониманию себя, своих желаний и потребностей;

– повышает самооценку, так как подростки в ходе игры берут на себя разные роли, справляются с вымышленными проблемами, что повышает их уверенность в себе и своих возможностях;

– улучшает межличностные отношения, так как в ходе игры подростки обучаются правильному взаимодействию со сверстниками, практикуют продуктивное общение, вырабатывают навыки разрешения конфликтов, учатся сотрудничать и устанавливать границы;

– корректируют нарушение поведения, так как игра позволяют подросткам отрабатывать новые модели и стратегии поведения [2, с. 64].

Кроме того, игра — естественный и приятный процесс, облегчающий участие подростка в психокоррекционной работе.

Наиболее эффективной формой игротерапии для подростков, по мнению большинства психологов, является групповая, в которой участники органично взаимодействуют друг с другом, приобретая новые знания и о других, и о себе.

Помимо основных принципов группового взаимодействия (добровольность, активность, безоценочность, безусловное принятие, доверительные отношения, свобода самовыражения, постоянная обратная связь и т. д.), мы ориентировались на правилах групповой коррекционно-развивающей игротерапии, разработанные А. И. Захаровым: комфортность и безопасность обстановки; соответствие игры возрасту ребенка; значимость игровых тем для психолога и интерес к ним ребенка; возможность импровизации и свободы самовыражения в каждой игре; разумное сочетание спонтанных и направленных игр; постепенное изменение содержания игр от терапевтических до обучающих; отсутствие репетиций, тем более демонстраций игры; отсутствие комментирования и интерпретации игры психологом; уважительное отношение к темпу деятельности ребенка [5, с. 129].

Разрабатывая содержание программы, мы учитывали особенности влияния неблагополучной семьи на личность подростка, выделенные Э. Р. Галимовой, Д. В. Кирюшиным, О.В Мокроусовой, Р. А. Назмутдиновой, А. Г. Яцко: недостаточная уверенность в себе, неадекватная самооценка, негативное самоотношение, закомплексованность; мотивация избегания неудач, экстернальный локус контроля, страх перед принятием самостоятельного выбора или решения; обедненная эмоциональная сфера, проблемы с выражением чувств, сниженное настроение, тревожность, конфликтность, подозрительность, агрессивность, устойчивое беспокойное ожидание удара и унижения; малая коммуникабельность, закрытость от окружающего мира, боязнь отношений, трудности в общении со сверстниками, страх перед взрослыми, страх быть отвергнутым, социальная несостоятельность, проблемы адаптации; проблемы детско-родительских отношений [3, 6, 7, 8, 9].

На основании этого наша программа включает следующие разделы:

  1. Самопознание — направлена на воспитание интереса к своей личности, формирование умений анализировать свои личностные характеристики, осознания слабых и сильных сторон личности, формирование потребности в исправлении своих негативных черт, развития позитивной «Я-концепции» и адекватной самооценки, активизацию личностных ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций, формирование позитивного отношения к себе, людям, миру.
  2. Личная ответственность — ориентирована на воспитание стремления к ответственному поведению и осознанному принятию решений, формирование навыков ответственного поведения.
  3. Эмоциональное состояние (тревожность, агрессивность) — направлена на знакомство с понятиями «тревожность» и «агрессивность» и особенностями их проявления, создание условий для их отреагирования.
  4. Окружающие люди в жизни подростка — направлена на формирование позитивных установок на взаимоотношения с окружающими людьми и развитие коммуникативных навыков.
  5. Семья в жизни подростка — нацелена на формирование адекватного представления о семье, развитие умений и навыков, помогающих в преодолении трудностей взаимодействия с членами семьи.

Методами коррекционно-развивающей игротерапии стали различные виды игр, выделяемые К. Грузевски: ролевая игра, структурированная игра, подвижная игра, игры-тренировки, игры-постановки, игры-драматизации, игры-дилеммы, игры-провокации, игры со скрытыми целями сторон, игры со свободным сюжетом и т. д. [4, с. 36].

Анализируя структуру занятий, отметим, что программа рассчитана на младших подростков из неблагополучных семей в возрасте 11–13 лет. Количество человек в группе — 15. Программа включает в себя 10 занятий продолжительностью не менее 60 минут.

Методики исследования:

  1. Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн «Исследование самооценки» (модификация А. М. Прихожан). Цель — диагностика самооценки личности.
  2. Методика Д. Рассела, М. Фергюсона «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества». Цель — диагностика степени субъективного ощущения одиночества (как состояния вынужденной изолированности или как тяготение к одиночеству, потребность в нем).
  3. Методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (адаптация Н. В. Перешеиной и М. Н. Заостровцевой). Цель — диагностика уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности.

Результаты исследования самооценки подростков из неблагополучных семей представлены на рисунке 1.

Самооценка личности подростков из неблагополучных семей(формирующий эксперимент). Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент; Высота: 1- Завышенная, 2 — Высокая, 3 — Средняя, 4 — Низкая, 5 — Завышенная; Дифференцированность: 1 — Высокая, 2 — Средняя, 3 — Низкая; Устойчивость: 1 — Высокая, 2 — Средняя, 3 — Низкая

Рис. 1. Самооценка личности подростков из неблагополучных семей(формирующий эксперимент). Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент; Высота: 1- Завышенная, 2 — Высокая, 3 — Средняя, 4 — Низкая, 5 — Завышенная; Дифференцированность: 1 — Высокая, 2 — Средняя, 3 — Низкая; Устойчивость: 1 — Высокая, 2 — Средняя, 3 — Низкая

Как видно по рис. 1, результаты констатирующего эксперимента не определяют значительных расхождений особенностей самооценкив экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах:

1. Высота самооценки: высокий уровень (ЭГ — 13,3 %; КГ — 20 %), средний (по 53,3 %), низкий (ЭГ — 33,3 %; КГ — 26,7 %).При этом завышенного и заниженногоуровня высоты самооценки нами не обнаружено (0 %).

То есть большинство подростков обладают средней самооценкой, отличающейся неустойчивостью, непоследовательностью и ситуативностью проявления реалистичных оценок самого себя. Это связано с тем, что им присуще искать прямолинейные связи между своей личностью и совершаемыми поступками или текущими результатами деятельности и взаимоотношений с окружающими без учета прогностических тенденций. Кроме того, при обосновании самооценок они сильно ориентированы на мнение окружающих. Фокус внимания при оценке себя у них больше сосредотачивается на внешней стороне личности, внутренние качества рассматриваются не как единый, целостный образ себя, а как случайные, актуальные для данного момента черты характера.

2. Дифференцированность самооценки: высокий уровень (по 0 %), средний (ЭГ — 40 %; КГ — 33,3 %), низкий (ЭГ — 60 %; КГ — 66,7 %).

Следовательно, большинство подростков из неблагополучных семей имеют низкий уровень дифференцированности самооценки, то есть проявляют некритичность при оценке своих качеств. Они не знают своих сильных и слабых сторон, обобщают представление о себе, не учитывают различий в оценках различных аспектов, приписывая равные значения объективно разным свойствам.

3. Устойчивость самооценки: высокий уровень (по 0 %), средний (по 60 %), низкий (по 40 %).

Итак, большинство подростков обеих выборок имеют средний уровень устойчивости самооценки. То их способность сохранять уверенность в себе и своих возможностях ситуативна и чаще всего проявляется в привычных условиях, а в сложных ситуациях может теряться. Тогда они начинают ориентироваться на внешние факторы и мнение других людей, стараясь подстроиться под них.

Контрольное тестирование, проведенное после завершения формирующего эксперимента, установило существенные положительные изменения в ЭГ, которые относятся:

– увеличению высокого уровня за счет уменьшения низкого уровня высоты самооценки (от 13,3 % к 33,3 %);

– увеличению среднего уровня за счет уменьшения низкого уровня дифференцированности (от 40 % к 73,3 %) и устойчивости самооценки (от 60 % к 73,3 %).

В контрольной группе изменений не обнаружено.

Результаты исследования ощущения одиночества подростков из неблагополучных семей отражены на рисунке 2.

Ощущение одиночества подростками из неблагополучных семей. Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент

Рис. 2. Ощущение одиночества подростками из неблагополучных семей. Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент

Анализ показателей рисунка 2 позволяет нам говорить об отсутствии значимых различий ощущения одиночества в ЭГ и КГна этапе констатирующего эксперимента. Нами выявлен: высокий уровень (ЭГ — 53,3 %; КГ — 60 %), средний (ЭГ — 46,7 %; КГ — 40 %), низкий (по 0 %).

То есть в обеих группах видим преобладание высокого уровня при существенной выраженности среднего ощущения одиночества и отсутствие низкого уровня.

Следовательно, большинство подростков из неблагополучных семей чувствуют себя изолированными от людей или покинутыми ими, независимо от того, где они находятся, и кто их окружает. Чаще всего они не включены в референтную группу сверстников, не имеют близких друзей, ведут замкнутый образ жизни. У них преобладают негативные эмоции, пониженный жизненный тонус, чувство опустошённости, пессимистический взгляд на жизнь и себя.

Контрольное тестирование вывило значительные положительные изменения в ощущении одиночества в ЭГ, относящиеся к:

– уменьшению высокого уровня (от 53,3 % к 40 %);

– увеличению среднего уровня (от 46,7 % к 33,3 %);

– увеличению низкого уровня (от 0 % к 26,7 %).

В контрольной группе нами не выявлено никаких изменений.

Результаты исследования психических состояний подростков из неблагополучных семей отражены на рисунке 3.

Психическое состояние подростков из неблагополучных семей. Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент; В — Высокий уровень, С — Средний уровень, Н — Низкий уровень.

Рис. 3. Психическое состояние подростков из неблагополучных семей. Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент; В — Высокий уровень, С — Средний уровень, Н — Низкий уровень.

Данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют, что на этапе констатирующего эксперимента в ЭГ и КГнет значительных различий.

  1. Тревожность: высокий уровень (ЭГ — 60 %; КГ — 66,7 %), средний (ЭГ — 40 %; КГ — 33,3 %), низкий (ЭГ — 0 %; КГ — 0 %).
  2. Агрессия: высокий уровень (по 26,7 %), средний (по 73,3 %), низкий (ЭГ по 0 %).
  3. Фрустрация: высокий уровень (по 26,7 %), средний (ЭГ — 53,3 %; КГ — 73,3 %), низкий (ЭГ — 20 %; КГ — 0 %).
  4. Ригидность: высокий уровень (по 13,3 %), средний (по 60 %), низкий (по 26,7 %).
  5. Общее негативное психоэмоциональное состояние: высокий уровень (ЭГ — 26,7 %; КГ — 20 %), средний (ЭГ — 73,3 %; КГ — 80 %), низкий (по 20 %).

Нами не выявлено низкого уровня тревожности и агрессивности в обеих группах и фрустрированности в контрольной группе.

Следовательно, у основной части подростков доминирует:

– Высокий уровень тревожности. Таким подросткам присуще предчувствие опасности, неудачи, срыва, даже в условиях, где к этому нет весомых оснований; повышенное беспокойством при ожидании разных событий, особенно в новых или необычных условиях, а также перед новыми видами деятельности или новыми межличностными и деловыми отношениями; страх перед будущим.

– Средний уровень агрессии, считающийся оптимальным. Это подростки с умеренной агрессией, обычно используемой для достижения своих целей. Чаще всего им свойственна вербальная агрессия, характеризующаяся спонтанностью и низкой способностью к торможению. При физической агрессии, которая чаще всего используется в целях самозащиты, их действия не отличаются ни тщательной продуманностью, ни особой жестокостью.

– Средний уровень фрустрации указывает на ее ситуативное появление, преимущественно при возникновении чересчур сложной ситуацией, при неполучении долго ожидаемого результата, при неожиданных помехах на пути к достижению цели. Однако, негативные эмоции, возбужденные фрустратором, не достигают крайних проявлений. В целом, эти подростки склонны к адекватной оценке фрустрационной ситуации и видят выходы из неё.

– Средний уровень ригидности, что считается психологической нормой и способствует формированию устойчивых привычек и осуществлению долгосрочных целей. Такие подростки адекватно воспринимают изменения в жизни; не имеют затруднений с изменением своих привычек, взглядов, поведения, когда этого требует объективная реальность. Однако в стрессовой или очень сложной для них ситуации могут вязнуть в привычных поведенческих моделях, не реагируя на изменения обстоятельств.

– Средний уровень общего негативного психоэмоционального состояния, что указывает на состояние, при котором подростки эмоционально справляются с требованиями реальности, но периодами им требуется помощь. Таким подросткам характерно пограничное позитивное и негативное психоэмоциональное состояние, средняя психическая напряжённость, умеренная эмоциональная устойчивость, не всегда адекватные эмоциональные реакции, эмоционально-нестабильное отношение к окружающим, включая родителей.

Контрольное тестирование определило значительные положительные изменения в ЭГ, которые относятся:

– уменьшению высокого уровня тревожности (от 60 % к 33,3 %), агрессии (от 26,7 % к 13,3 %), фрустрации (от 26,7 % к 6,7 %), общего негативного психоэмоционального состояния (от 26,7 % к 6,7 %);

– увеличению среднего уровня тревожности (от 40 % к 66,7 %), общего негативного психоэмоционального состояния (от 66,7 % к 93,3 %);

– увеличению низкого уровня агрессии (от 0 % к 20 %), фрустрации (от 20 % к 40 %).

Таким образом, наибольшую положительную динамику имеет тревожность и агрессия, изменений уровня ригидности — не выявлено.

В контрольной группе никаких изменений не обнаружено.

Заключительный этап нашей экспериментальной работы направлен на сравнительный анализ полученных диагностических данных.

Для этого сначала нами был проведен тест Колмогорова-Смирнова, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соответствие тестовых данных исследуемой выборки нормальному распределению при D кр. = 0, 2480 (р ≤ 0, 05) — 0, 2972 (р ≤ 0, 01)

Критерии

D эмп.

Методика Т. В. Дембо

Высота самооценки

0,200

Дифференцированность самооценки

0,200

Устойчивость самооценки

0,0

Методика Д. Рассела

Ощущение одиночества

0,001

Методика Г. Айзенка

Тревожность

0,005

Агрессия

0,175

Фрустрация

0,200

Ригидность

0,146

Негативное психоэмоциональное состояние

0,008

Все полученные коэффициенты (D эмп. ), отображенные в таблице 1, входят в зону незначимости, значит, разницы между эмпирическим и нормативным распределением не обнаружено. То есть распределение тестовых значений у исследуемой нами выборки соответствует нормальному распределению.

Полученные результаты тест Колмогорова-Смирновадают нам возможность использовать метод Т-критерия У. Стьюдента для сравнения результатов исследования экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и формирующего исследования, а также результатов констатирующего и контрольного исследования в экспериментальной и контрольнойгруппе. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ по методу У. Стьюдента результатов исследования экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и формирующего исследования и результатов констатирующего и контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе при Т кр. = 2,04 (р ≤ 0,05) — 2,75 (р ≤ 0,01) — 3,65 (р ≤ 0,001)

Критерий

Т эмп. 1

Т эмп. 2

Т эмп. 3

Т эмп. 4

Методика Т. В. Дембо

Высота самооценки

-0,61

-2,94*

2-,78*

-0,15

Дифференцированность самооценки

0

1,27

-1,84

-0,5

Устойчивость самооценки

0,46

-1,37

1,05

0,25

Методика Д. Рассела

Ощущение одиночества

-0,22

3,07*

-2,72*

0,07

Методика Г. Айзенка

Тревожность

-0,45

-3,24*

3,48*

-0,66

Агрессия

-0,39

-2,71*

2,78*

-0,22

Фрустрация

-0,9

-2,68

2,08

-0,34

Ригидность

0,24

-1,22

1,31

-0,15

Негативное психоэмоциональное состояние

-0,3

-2,79*

3,36*

-0,36

Примечание:* — статистическая значимость при р ≤ 0,01; Т эмп. 1 — результаты экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего исследования; Т эмп. 2 — результаты экспериментальной и контрольной группы на этапе формирующего исследования, Т эмп. 3 — результаты констатирующего и контрольного исследования в экспериментальнойгруппе, Т эмп. 4 — результаты констатирующего и контрольного исследования в контрольнойгруппе.

Представленные в таблице 2 коэффициенты различий между результатами исследования эмоционально-личностных особенностей подростков из неблагополучных семей позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Результаты исследования ЭГ и КГ на этапе констатирующего исследования выявили, что все показатели Т-критерия входят в зону незначимости, то есть статистически значимых различий не установлено.
  2. Результаты исследования ЭГ и КГ на этапе формирующего исследования и результаты констатирующего и контрольного исследования в ЭГ показали:

– Отсутствие значимых различий дифференцированности и устойчивости самооценки, ригидности.

– Неопределенность различий фрустрации — входит в зону неопределенности, то есть данные различия могут быть как случайны, так и достоверны, утверждать что-либо точно нельзя.

– Наличие значимых различий на 0,1 % уровне (р≤ 0,01) показателей высоты самооценки, ощущения одиночества, тревожности, агрессии, общего уровня негативного психоэмоционального состояния, что доказывает эффективность разработанной нами программы коррекционно-развивающей игротерапии младших подростков из неблагополучных семей как средства их реабилитации.

III. Результаты констатирующего и контрольного исследования в КГ определяют отсутствие значимых статистических различий по всем исследуемым показателям, что еще раз подтверждает эффективность разработанной нами программы.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, эффективность коррекционно-развивающей игротерапии в работе по реабилитации младших подростков из неблагополучных семей выявлена.

Литература:

  1. Березовский Ю. М. Игротерапия как средство коррекции поведения воспитанников реабилитационных центров // Социализация детей и подростков в условиях реабилитационного центра: опыт, достижения, проблемы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Ю. Н. Галагузова. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. — С. 88–91. — ISBN: 978–5–7186–2041–2. — [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50063758_62889230.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
  2. Богина Е. В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. — М.: Флинта, 2024. — 144 c. — ISBN: 978–5–9765–3822–1.
  3. Галимова Э. Р. Проблема формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагополучной семье. — 2018. — [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021137?ysclid=mc14fni6ao621915038 (дата обращения: 10.01.2025).
  4. Грузевски К. Терапевтические игры для детей и подростков. — М.: Диалектика-Вильямс, 2021. — 224 c. — ISBN: 978–5–907365–08–7.
  5. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. — СПб.: КАРО, 2006. — 410 c. — ISBN 5–89815–738–7.
  6. Кирюшин Д. В. К проблеме формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагополучной семье // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 1. — С. 52–54. — ISSN: 2587–8328.
  7. Мокроусова О. В. Изучение влияния детско-родительских отношений в неблагополучной семье на личностные качества подростка // Аллея науки. — 2018. — Т.1. — № 8(24). — С.662–665. — ISSN: 2587–6244.
  8. Назмутдинов Р. А. Влияние неблагополучной семьи на поведение подростка // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Коврова. — Симферополь: ООО «Типография «Ариал», 2019. — С. 173–176. — ISBN: 978–5–907198–20–3. — [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_40449783_38191964.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
  9. Яцко А. Г. Влияние неблагополучной семьи на личностный потенциал подростка // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Часть I / Отв. ред. П. В. Ткаченко. — Курск: Курский ГМУ, 2019. — С. 327–333. — ISBN: 978–5–7487–2521–7. — [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41446044_21259286.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный