Психологическая реабилитация, определяет Ю. М. Березовский , — это комплекс мер по восстановлению эмоционально-психологического состояния человека после стресса, психологической травмы или кризисной ситуации [1, с. 88].
Одним из эффективных средств психологической реабилитации, считает он, может стать коррекционно-развивающая игротерапия — метод психотерапевтического влияния на человека посредством игры, позволяющая, не переделывая ребенка и не обучая его особым поведенческим навыкам, при поддержке психолога, прожить и прочувствовать в ходе игры беспокоящие его ситуации [1, с. 887].
Актуальность коррекционно-развивающей игротерапии для подростков определяется тем, что она содействует разрешению их личностных, эмоциональных и поведенческих проблемам, корректирует поведение и развивает социальные навыки. Особо релевантна игротерапия для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, к числу которых относится воспитание в неблагополучной семье. Это связано, указывает Е. В. Богина, со следующими возможностями игротерапии:
– способствует безопасному выражению чувств и проживанию подростками в игре волнующих ситуаций;
– помогает освободиться от травматических переживаний и негативных мыслей и эмоций, поскольку игровой сценарий позволяет безопасно и плавно исследовать личный травматический опыт и отпускать его;
– поддерживает развитие личности, так как игра способствует лучшему пониманию себя, своих желаний и потребностей;
– повышает самооценку, так как подростки в ходе игры берут на себя разные роли, справляются с вымышленными проблемами, что повышает их уверенность в себе и своих возможностях;
– улучшает межличностные отношения, так как в ходе игры подростки обучаются правильному взаимодействию со сверстниками, практикуют продуктивное общение, вырабатывают навыки разрешения конфликтов, учатся сотрудничать и устанавливать границы;
– корректируют нарушение поведения, так как игра позволяют подросткам отрабатывать новые модели и стратегии поведения [2, с. 64].
Кроме того, игра — естественный и приятный процесс, облегчающий участие подростка в психокоррекционной работе.
Наиболее эффективной формой игротерапии для подростков, по мнению большинства психологов, является групповая, в которой участники органично взаимодействуют друг с другом, приобретая новые знания и о других, и о себе.
Помимо основных принципов группового взаимодействия (добровольность, активность, безоценочность, безусловное принятие, доверительные отношения, свобода самовыражения, постоянная обратная связь и т. д.), мы ориентировались на правилах групповой коррекционно-развивающей игротерапии, разработанные А. И. Захаровым: комфортность и безопасность обстановки; соответствие игры возрасту ребенка; значимость игровых тем для психолога и интерес к ним ребенка; возможность импровизации и свободы самовыражения в каждой игре; разумное сочетание спонтанных и направленных игр; постепенное изменение содержания игр от терапевтических до обучающих; отсутствие репетиций, тем более демонстраций игры; отсутствие комментирования и интерпретации игры психологом; уважительное отношение к темпу деятельности ребенка [5, с. 129].
Разрабатывая содержание программы, мы учитывали особенности влияния неблагополучной семьи на личность подростка, выделенные Э. Р. Галимовой, Д. В. Кирюшиным, О.В Мокроусовой, Р. А. Назмутдиновой, А. Г. Яцко: недостаточная уверенность в себе, неадекватная самооценка, негативное самоотношение, закомплексованность; мотивация избегания неудач, экстернальный локус контроля, страх перед принятием самостоятельного выбора или решения; обедненная эмоциональная сфера, проблемы с выражением чувств, сниженное настроение, тревожность, конфликтность, подозрительность, агрессивность, устойчивое беспокойное ожидание удара и унижения; малая коммуникабельность, закрытость от окружающего мира, боязнь отношений, трудности в общении со сверстниками, страх перед взрослыми, страх быть отвергнутым, социальная несостоятельность, проблемы адаптации; проблемы детско-родительских отношений [3, 6, 7, 8, 9].
На основании этого наша программа включает следующие разделы:
- Самопознание — направлена на воспитание интереса к своей личности, формирование умений анализировать свои личностные характеристики, осознания слабых и сильных сторон личности, формирование потребности в исправлении своих негативных черт, развития позитивной «Я-концепции» и адекватной самооценки, активизацию личностных ресурсов для преодоления трудных жизненных ситуаций, формирование позитивного отношения к себе, людям, миру.
- Личная ответственность — ориентирована на воспитание стремления к ответственному поведению и осознанному принятию решений, формирование навыков ответственного поведения.
- Эмоциональное состояние (тревожность, агрессивность) — направлена на знакомство с понятиями «тревожность» и «агрессивность» и особенностями их проявления, создание условий для их отреагирования.
- Окружающие люди в жизни подростка — направлена на формирование позитивных установок на взаимоотношения с окружающими людьми и развитие коммуникативных навыков.
- Семья в жизни подростка — нацелена на формирование адекватного представления о семье, развитие умений и навыков, помогающих в преодолении трудностей взаимодействия с членами семьи.
Методами коррекционно-развивающей игротерапии стали различные виды игр, выделяемые К. Грузевски: ролевая игра, структурированная игра, подвижная игра, игры-тренировки, игры-постановки, игры-драматизации, игры-дилеммы, игры-провокации, игры со скрытыми целями сторон, игры со свободным сюжетом и т. д. [4, с. 36].
Анализируя структуру занятий, отметим, что программа рассчитана на младших подростков из неблагополучных семей в возрасте 11–13 лет. Количество человек в группе — 15. Программа включает в себя 10 занятий продолжительностью не менее 60 минут.
Методики исследования:
- Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн «Исследование самооценки» (модификация А. М. Прихожан). Цель — диагностика самооценки личности.
- Методика Д. Рассела, М. Фергюсона «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества». Цель — диагностика степени субъективного ощущения одиночества (как состояния вынужденной изолированности или как тяготение к одиночеству, потребность в нем).
- Методика Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (адаптация Н. В. Перешеиной и М. Н. Заостровцевой). Цель — диагностика уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности.
Результаты исследования самооценки подростков из неблагополучных семей представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Самооценка личности подростков из неблагополучных семей(формирующий эксперимент). Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент; Высота: 1- Завышенная, 2 — Высокая, 3 — Средняя, 4 — Низкая, 5 — Завышенная; Дифференцированность: 1 — Высокая, 2 — Средняя, 3 — Низкая; Устойчивость: 1 — Высокая, 2 — Средняя, 3 — Низкая
Как видно по рис. 1, результаты констатирующего эксперимента не определяют значительных расхождений особенностей самооценкив экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах:
1. Высота самооценки: высокий уровень (ЭГ — 13,3 %; КГ — 20 %), средний (по 53,3 %), низкий (ЭГ — 33,3 %; КГ — 26,7 %).При этом завышенного и заниженногоуровня высоты самооценки нами не обнаружено (0 %).
То есть большинство подростков обладают средней самооценкой, отличающейся неустойчивостью, непоследовательностью и ситуативностью проявления реалистичных оценок самого себя. Это связано с тем, что им присуще искать прямолинейные связи между своей личностью и совершаемыми поступками или текущими результатами деятельности и взаимоотношений с окружающими без учета прогностических тенденций. Кроме того, при обосновании самооценок они сильно ориентированы на мнение окружающих. Фокус внимания при оценке себя у них больше сосредотачивается на внешней стороне личности, внутренние качества рассматриваются не как единый, целостный образ себя, а как случайные, актуальные для данного момента черты характера.
2. Дифференцированность самооценки: высокий уровень (по 0 %), средний (ЭГ — 40 %; КГ — 33,3 %), низкий (ЭГ — 60 %; КГ — 66,7 %).
Следовательно, большинство подростков из неблагополучных семей имеют низкий уровень дифференцированности самооценки, то есть проявляют некритичность при оценке своих качеств. Они не знают своих сильных и слабых сторон, обобщают представление о себе, не учитывают различий в оценках различных аспектов, приписывая равные значения объективно разным свойствам.
3. Устойчивость самооценки: высокий уровень (по 0 %), средний (по 60 %), низкий (по 40 %).
Итак, большинство подростков обеих выборок имеют средний уровень устойчивости самооценки. То их способность сохранять уверенность в себе и своих возможностях ситуативна и чаще всего проявляется в привычных условиях, а в сложных ситуациях может теряться. Тогда они начинают ориентироваться на внешние факторы и мнение других людей, стараясь подстроиться под них.
Контрольное тестирование, проведенное после завершения формирующего эксперимента, установило существенные положительные изменения в ЭГ, которые относятся:
– увеличению высокого уровня за счет уменьшения низкого уровня высоты самооценки (от 13,3 % к 33,3 %);
– увеличению среднего уровня за счет уменьшения низкого уровня дифференцированности (от 40 % к 73,3 %) и устойчивости самооценки (от 60 % к 73,3 %).
В контрольной группе изменений не обнаружено.
Результаты исследования ощущения одиночества подростков из неблагополучных семей отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Ощущение одиночества подростками из неблагополучных семей. Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент
Анализ показателей рисунка 2 позволяет нам говорить об отсутствии значимых различий ощущения одиночества в ЭГ и КГна этапе констатирующего эксперимента. Нами выявлен: высокий уровень (ЭГ — 53,3 %; КГ — 60 %), средний (ЭГ — 46,7 %; КГ — 40 %), низкий (по 0 %).
То есть в обеих группах видим преобладание высокого уровня при существенной выраженности среднего ощущения одиночества и отсутствие низкого уровня.
Следовательно, большинство подростков из неблагополучных семей чувствуют себя изолированными от людей или покинутыми ими, независимо от того, где они находятся, и кто их окружает. Чаще всего они не включены в референтную группу сверстников, не имеют близких друзей, ведут замкнутый образ жизни. У них преобладают негативные эмоции, пониженный жизненный тонус, чувство опустошённости, пессимистический взгляд на жизнь и себя.
Контрольное тестирование вывило значительные положительные изменения в ощущении одиночества в ЭГ, относящиеся к:
– уменьшению высокого уровня (от 53,3 % к 40 %);
– увеличению среднего уровня (от 46,7 % к 33,3 %);
– увеличению низкого уровня (от 0 % к 26,7 %).
В контрольной группе нами не выявлено никаких изменений.
Результаты исследования психических состояний подростков из неблагополучных семей отражены на рисунке 3.
Рис. 3. Психическое состояние подростков из неблагополучных семей. Примечание: КЭ — констатирующий эксперимент, ФЭ — формирующий эксперимент; В — Высокий уровень, С — Средний уровень, Н — Низкий уровень.
Данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют, что на этапе констатирующего эксперимента в ЭГ и КГнет значительных различий.
- Тревожность: высокий уровень (ЭГ — 60 %; КГ — 66,7 %), средний (ЭГ — 40 %; КГ — 33,3 %), низкий (ЭГ — 0 %; КГ — 0 %).
- Агрессия: высокий уровень (по 26,7 %), средний (по 73,3 %), низкий (ЭГ по 0 %).
- Фрустрация: высокий уровень (по 26,7 %), средний (ЭГ — 53,3 %; КГ — 73,3 %), низкий (ЭГ — 20 %; КГ — 0 %).
- Ригидность: высокий уровень (по 13,3 %), средний (по 60 %), низкий (по 26,7 %).
- Общее негативное психоэмоциональное состояние: высокий уровень (ЭГ — 26,7 %; КГ — 20 %), средний (ЭГ — 73,3 %; КГ — 80 %), низкий (по 20 %).
Нами не выявлено низкого уровня тревожности и агрессивности в обеих группах и фрустрированности в контрольной группе.
Следовательно, у основной части подростков доминирует:
– Высокий уровень тревожности. Таким подросткам присуще предчувствие опасности, неудачи, срыва, даже в условиях, где к этому нет весомых оснований; повышенное беспокойством при ожидании разных событий, особенно в новых или необычных условиях, а также перед новыми видами деятельности или новыми межличностными и деловыми отношениями; страх перед будущим.
– Средний уровень агрессии, считающийся оптимальным. Это подростки с умеренной агрессией, обычно используемой для достижения своих целей. Чаще всего им свойственна вербальная агрессия, характеризующаяся спонтанностью и низкой способностью к торможению. При физической агрессии, которая чаще всего используется в целях самозащиты, их действия не отличаются ни тщательной продуманностью, ни особой жестокостью.
– Средний уровень фрустрации указывает на ее ситуативное появление, преимущественно при возникновении чересчур сложной ситуацией, при неполучении долго ожидаемого результата, при неожиданных помехах на пути к достижению цели. Однако, негативные эмоции, возбужденные фрустратором, не достигают крайних проявлений. В целом, эти подростки склонны к адекватной оценке фрустрационной ситуации и видят выходы из неё.
– Средний уровень ригидности, что считается психологической нормой и способствует формированию устойчивых привычек и осуществлению долгосрочных целей. Такие подростки адекватно воспринимают изменения в жизни; не имеют затруднений с изменением своих привычек, взглядов, поведения, когда этого требует объективная реальность. Однако в стрессовой или очень сложной для них ситуации могут вязнуть в привычных поведенческих моделях, не реагируя на изменения обстоятельств.
– Средний уровень общего негативного психоэмоционального состояния, что указывает на состояние, при котором подростки эмоционально справляются с требованиями реальности, но периодами им требуется помощь. Таким подросткам характерно пограничное позитивное и негативное психоэмоциональное состояние, средняя психическая напряжённость, умеренная эмоциональная устойчивость, не всегда адекватные эмоциональные реакции, эмоционально-нестабильное отношение к окружающим, включая родителей.
Контрольное тестирование определило значительные положительные изменения в ЭГ, которые относятся:
– уменьшению высокого уровня тревожности (от 60 % к 33,3 %), агрессии (от 26,7 % к 13,3 %), фрустрации (от 26,7 % к 6,7 %), общего негативного психоэмоционального состояния (от 26,7 % к 6,7 %);
– увеличению среднего уровня тревожности (от 40 % к 66,7 %), общего негативного психоэмоционального состояния (от 66,7 % к 93,3 %);
– увеличению низкого уровня агрессии (от 0 % к 20 %), фрустрации (от 20 % к 40 %).
Таким образом, наибольшую положительную динамику имеет тревожность и агрессия, изменений уровня ригидности — не выявлено.
В контрольной группе никаких изменений не обнаружено.
Заключительный этап нашей экспериментальной работы направлен на сравнительный анализ полученных диагностических данных.
Для этого сначала нами был проведен тест Колмогорова-Смирнова, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Соответствие тестовых данных исследуемой выборки нормальному распределению при D кр. = 0, 2480 (р ≤ 0, 05) — 0, 2972 (р ≤ 0, 01)
|
Критерии |
D эмп. | |
|
Методика Т. В. Дембо |
Высота самооценки |
0,200 |
|
Дифференцированность самооценки |
0,200 | |
|
Устойчивость самооценки |
0,0 | |
|
Методика Д. Рассела |
Ощущение одиночества |
0,001 |
|
Методика Г. Айзенка |
Тревожность |
0,005 |
|
Агрессия |
0,175 | |
|
Фрустрация |
0,200 | |
|
Ригидность |
0,146 | |
|
Негативное психоэмоциональное состояние |
0,008 | |
Все полученные коэффициенты (D эмп. ), отображенные в таблице 1, входят в зону незначимости, значит, разницы между эмпирическим и нормативным распределением не обнаружено. То есть распределение тестовых значений у исследуемой нами выборки соответствует нормальному распределению.
Полученные результаты тест Колмогорова-Смирновадают нам возможность использовать метод Т-критерия У. Стьюдента для сравнения результатов исследования экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и формирующего исследования, а также результатов констатирующего и контрольного исследования в экспериментальной и контрольнойгруппе. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ по методу У. Стьюдента результатов исследования экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего и формирующего исследования и результатов констатирующего и контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе при Т кр. = 2,04 (р ≤ 0,05) — 2,75 (р ≤ 0,01) — 3,65 (р ≤ 0,001)
|
Критерий |
Т эмп. 1 |
Т эмп. 2 |
Т эмп. 3 |
Т эмп. 4 | |
|
Методика Т. В. Дембо |
Высота самооценки |
-0,61 |
-2,94* |
2-,78* |
-0,15 |
|
Дифференцированность самооценки |
0 |
1,27 |
-1,84 |
-0,5 | |
|
Устойчивость самооценки |
0,46 |
-1,37 |
1,05 |
0,25 | |
|
Методика Д. Рассела |
Ощущение одиночества |
-0,22 |
3,07* |
-2,72* |
0,07 |
|
Методика Г. Айзенка |
Тревожность |
-0,45 |
-3,24* |
3,48* |
-0,66 |
|
Агрессия |
-0,39 |
-2,71* |
2,78* |
-0,22 | |
|
Фрустрация |
-0,9 |
-2,68 |
2,08 |
-0,34 | |
|
Ригидность |
0,24 |
-1,22 |
1,31 |
-0,15 | |
|
Негативное психоэмоциональное состояние |
-0,3 |
-2,79* |
3,36* |
-0,36 | |
Примечание:* — статистическая значимость при р ≤ 0,01; Т эмп. 1 — результаты экспериментальной и контрольной группы на этапе констатирующего исследования; Т эмп. 2 — результаты экспериментальной и контрольной группы на этапе формирующего исследования, Т эмп. 3 — результаты констатирующего и контрольного исследования в экспериментальнойгруппе, Т эмп. 4 — результаты констатирующего и контрольного исследования в контрольнойгруппе.
Представленные в таблице 2 коэффициенты различий между результатами исследования эмоционально-личностных особенностей подростков из неблагополучных семей позволил нам сделать следующие выводы:
- Результаты исследования ЭГ и КГ на этапе констатирующего исследования выявили, что все показатели Т-критерия входят в зону незначимости, то есть статистически значимых различий не установлено.
- Результаты исследования ЭГ и КГ на этапе формирующего исследования и результаты констатирующего и контрольного исследования в ЭГ показали:
– Отсутствие значимых различий дифференцированности и устойчивости самооценки, ригидности.
– Неопределенность различий фрустрации — входит в зону неопределенности, то есть данные различия могут быть как случайны, так и достоверны, утверждать что-либо точно нельзя.
– Наличие значимых различий на 0,1 % уровне (р≤ 0,01) показателей высоты самооценки, ощущения одиночества, тревожности, агрессии, общего уровня негативного психоэмоционального состояния, что доказывает эффективность разработанной нами программы коррекционно-развивающей игротерапии младших подростков из неблагополучных семей как средства их реабилитации.
III. Результаты констатирующего и контрольного исследования в КГ определяют отсутствие значимых статистических различий по всем исследуемым показателям, что еще раз подтверждает эффективность разработанной нами программы.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, эффективность коррекционно-развивающей игротерапии в работе по реабилитации младших подростков из неблагополучных семей выявлена.
Литература:
- Березовский Ю. М. Игротерапия как средство коррекции поведения воспитанников реабилитационных центров // Социализация детей и подростков в условиях реабилитационного центра: опыт, достижения, проблемы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Ю. Н. Галагузова. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. — С. 88–91. — ISBN: 978–5–7186–2041–2. — [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50063758_62889230.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
- Богина Е. В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. — М.: Флинта, 2024. — 144 c. — ISBN: 978–5–9765–3822–1.
- Галимова Э. Р. Проблема формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагополучной семье. — 2018. — [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021137?ysclid=mc14fni6ao621915038 (дата обращения: 10.01.2025).
- Грузевски К. Терапевтические игры для детей и подростков. — М.: Диалектика-Вильямс, 2021. — 224 c. — ISBN: 978–5–907365–08–7.
- Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей. — СПб.: КАРО, 2006. — 410 c. — ISBN 5–89815–738–7.
- Кирюшин Д. В. К проблеме формирования личности подростка, воспитывающегося в неблагополучной семье // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 1. — С. 52–54. — ISSN: 2587–8328.
- Мокроусова О. В. Изучение влияния детско-родительских отношений в неблагополучной семье на личностные качества подростка // Аллея науки. — 2018. — Т.1. — № 8(24). — С.662–665. — ISSN: 2587–6244.
- Назмутдинов Р. А. Влияние неблагополучной семьи на поведение подростка // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Коврова. — Симферополь: ООО «Типография «Ариал», 2019. — С. 173–176. — ISBN: 978–5–907198–20–3. — [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_40449783_38191964.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
- Яцко А. Г. Влияние неблагополучной семьи на личностный потенциал подростка // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Часть I / Отв. ред. П. В. Ткаченко. — Курск: Курский ГМУ, 2019. — С. 327–333. — ISBN: 978–5–7487–2521–7. — [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41446044_21259286.pdf (дата обращения: 14.01.2025).

