The abstract analyzes the current problems of developing rhythm and intonation skills in secondary school students when learning their first foreign (English) language, and presents a set of exercises for the development of communicative competence. Special attention is given to the use of authentic materials in English lessons, as well as the development of systematic exercises that help both to master both productive (speaking) and receptive (listening) skills from the perspective of rhythm and intonation
In addition, the article provides a detailed description of a set of exercises that include listening, working with video materials, and other forms of exercises to develop students' rhythmic and intonation skills.
The proposed set of exercises aim to increase students' motivation and improve the effectiveness of teaching rhythmic and intonation skills. The article may be useful for teachers of the first foreign (English) language.
Keywords: authentic materials, rhythmic and intonation skills, foreign language, secondary school, teaching methodology.
Введение
Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к развитию коммуникативной компетенции у обучающихся на этапе основного общего образования. В условиях глобализации и интеграции в международное пространство владение иностранным языком становится необходимостью, а развитие ритмико-интонационных навыков, в свою очередь, является важной составляющей эффективного овладения языком.
Использование аутентичных материалов (аудио-, видеозаписей) в учебном процессе позволяет максимально приблизить овладение английским языком к реальной языковой среде, в которой ежедневно развивается и «живет» язык, а также повысить мотивацию и сформировать у школьников более устойчивые навыки восприятия и воспроизведения разговорной речи.
Боднар С. С. в одной из ключевых работ «Аудиовизуальные тексты в изучении английского языка» выделяет два ключевых аспекта использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка:
- развитие слуховой чувствительности к интонации и ритму, что помогает лучше понимать нюансы речи носителей;
- развитие и автоматизация ритмико-интонационных навыков, которые совершенствуются через систематическое прослушивание и воспроизведение речевых образцов.
Кроме этого, Боднар С. С. выделяет, что «использование аудио- и видеоматериалов усиливает данные преимущества, так как позволяет видеть мимику и жесты, что способствует более глубокому пониманию и повышает результативность обучения» [1, c. 44].
Цель исследования
Целью исследования является выявление эффективности использования комплекса упражнений для развития ритмико-интонационных навыков с использованием аутентичных материалов у обучающихся 5 классов средней школы.
Для достижения данной цели была поставлена следующая задача: представить комплекс упражнений с опорой на аутентичные материалы для развития ритмико‑интонационных навыков у пятиклассников.
Виноградова Т. В., Дмитриева Л. С., Рогова Г. В., Верещагина И. Н., Фокина К. М. в своих трудах отмечают, что в практике обучения выявляются ряд проблем, мешающих эффективному развитию ритмико-интонационных навыков:
- Недостаточное использование аутентичных материалов. Во время проведения уроков учителя часто ограничиваются учебниками и учебными пособиями, а это снижает уровень использования аутентичных материалов на занятиях, а в последующем препятствует раскрытию лингводидактического потенциала аутентичных материалов и формированию аутентичного произношения [1, с. 78–85]; [2, с. 45–60].
- Трудности с автоматизацией интонационно-ритмических структур. Большинство обучающихся говорят о возникающих в процессе обучения сложностях с восприятием информации, ее последующим структурированием и воспроизведением с использованием образцовой ритмико-интонационной модели [3, с. 34–39].
- Недостаточная подготовленность к работе с аутентичными материалами. Несмотря на активную цифровизацию, многие преподаватели не обладают достаточными знаниями, умениями и навыками для эффективного восприятия и использования реальных речевых образцов, что естественным образом снижает качество обучения [5, с.98–102].
- Отсутствие системных методик и программ по работе с аутентичными материалами. В большинстве общеобразовательных учреждений отсутствуют разработанные методические рекомендации по внедрению и использованию системных речевых образцов в учебный процесс, что ведет к противоречивости подходов и низкой эффективности занятий [1, с. 78–85].
Материал и методы исследования
В исследовании использовался анализ учебных программ и учебно-методических комплексов (УМК) по английскому языку (“Spotlight 5”, “Starlight 5”, “English 5”) для выявления уровня интеграции аутентичных материалов в уроки, проводимые в общеобразовательной школе на этапе основного общего образования. Также проведен анализ педагогической практики по работе с реальными речевыми образцами, их применение в учебных ситуациях. В качестве методов исследования применялись анализ методической документации, наблюдение за уроками.
Результат исследования и их обсуждение
Анализ проведенного исследования по выявлению эффективности использования аутентичных материалов для развития ритмико-интонационных навыков показал, что системное использование (1–2 раза в неделю) аутентичных материалов способствует улучшению восприятия интонационных особенностей английской речи и повышению интереса к английскому язык у обучающихся на этапе основного общего образования.
В процессе проведения занятий с применением аутентичных материалов было выявлено, что обучающиеся младшей школы демонстрируют трудности с выбором правильного ударения, верной интонацией и четкого ритма речи. У обучающихся средней школы наблюдается более высокий уровень сформированности данных навыков благодаря регулярной работе с речевыми образцами [1, с.78–85].
Разработанный нами комплекс упражнений включает в себя следующие упражнения:
- Языковые упражнения
Целью использования данного типа упражнений на уроках первого иностранного (английского) языка является отработка отдельных ритмико-интонационных моделей вне реального общения.
Представим пример языковых упражнений для комплексного и системного развития ритмико-интонационных навыков у обучающихся на этапе основного общего образования.
Exercise 1. Use a short authentic dialogue from a children’s TV show (topic: friends at school):
a) Underline the stressed words in each sentence.
b) Clap or tap the rhythm while saying the dialogue.
c) Practise the dialogue in pairs, keeping the same stress pattern.
Exercise 2. Listen to a short authentic travel announcement from an airport or coach station:
a) Mark the stressed syllable in each long word (e.g. “arrival”, “platform”, “London”).
b) Repeat the announcement after the speaker, focusing on stress.
c) Say the announcement in a “slow” and in a “fast” version, but keep the same stress.
Exercise 3. Use a short authentic chant or rhyme about animals (similar to Starlight chants):
a) Circle all content words (nouns, main verbs, adjectives, adverbs).
b) Say only the content words in rhythm.
c) Then read the whole chant aloud, keeping the strong/weak pattern (content vs. small words).
Exercise 4. Take printed lyrics of a simple authentic children’s song (topic: free time or sports):
a) Underline all contractions and weak forms (e.g. I’m, we’re, he’s, don’t, gonna).
b) Practise saying the chorus with strong rhythm, paying attention to weak forms.
c) Sing/chant the chorus as a class, copying the rhythm from the original.
Exercise 5. Use a short authentic celebrity interview (kids’ magazine or video, 5–6 questions):
a) Mark rising (↗) or falling (↘) arrows on each question.
b) Repeat the questions after the speaker, copying the intonation.
c) In pairs, ask and answer the same questions, keeping the same intonation.
Exercise 6. Listen to a set of 6–8 authentic safety or public notices (e.g. “Mind the gap”, “Keep off the grass”)
a) Put the printed notices in the order you hear them.
b) Underline the most important word in each notice.
c) Read them aloud as if you are a loudspeaker, stressing the key word.
Exercise 7. Use short authentic facts about animals or countries (like Culture Corner):
a) Mark the main stress in each sentence (one word per sentence).
b) Draw vertical lines (//) to show pauses between sense groups.
c) Read the sentences aloud, making clear pauses and strong main stress.
- Условно-речевые упражнения
Целью использования данного типа упражнений является автоматизация ритмико-интонационных моделей в типовых фразах, ситуативно, но с ограниченным содержанием.
Представим пример условно-речевых упражнений для комплексного и системного развития ритмико-интонационных навыков у обучающихся на этапе основного общего образования.
Exercise 1. Use an authentic school events schedule (school concert, sports day, club meetings):
a) Listen to a model announcement about one event.
b) In pairs, read 3–4 events as announcements, copying the intonation.
Example: “The school concert starts at six o’clock in the hall.”
c) Swap events with another pair and repeat.
Exercise 2. Use a real online café or fast food menu (kids’ meals, drinks, desserts):
a) Listen to a model customer–assistant dialogue.
b) In pairs, act out similar dialogues, stressing key information (price, size, taste).
c) Change some items (e.g. drink, dessert) and repeat with the same rhythm.
Exercise 3. Take a short authentic email or blog post from a teenager about a weekend trip:
a) Listen and follow the text, marking stressed words as you hear them.
b) In pairs, read the email aloud, copying stress and intonation.
c) Change the place and one activity, then read your new version with the same rhythm.
Exercise 4. Watch a short authentic video of kids talking about their pets.
a) Choose three model sentences and underline stressed words.
b) Stand up and say the sentences as a group, copying the rhythm and intonation.
c) Each student changes one element (animal, adjective, verb) but keeps the same rhythm. E.g.: “I’ve got a small dog.” → “I’ve got a big rabbit.”
Exercise 5. Use an authentic online “What’s on?” guide (cinema, theatre, kids’ events):
a) Listen to a model dialogue: choosing an event.
b) In pairs, act out a similar dialogue using the guide, stressing time, place and title.
c) Record your dialogue and listen: mark places where the stress was strong or weak.
Exercise 6. Look at a real British school timetable or after‑school club schedule.
a) Listen to the teacher reading 4–5 example sentences.
b) In pairs, make and say similar sentences, focusing on rhythm and main stress. E.g.: “I’ve got Science on Thursday afternoon.”
c) Tell another pair about one day in your timetable.
Exercise 7. Use a short authentic sports commentary (e.g. a race or football match):
a) Listen and repeat 3–4 typical sentences, copying the commentator’s intonation.
b) Use pictures of sports (from Starlight 5) and create 4–5 new “commentary” sentences.
c) Read your sentences quickly and with strong intonation, as real commentators.
Exercise 8. Take an authentic tourist leaflet about a city or museum (Culture Corner style):
a) Listen to a model description of one place.
b) In pairs, choose another place and read a short description, stressing adjectives and main nouns.
c) Change partners and read your description again, keeping the same rhythm.
- Речевые упражнения
Целью использования данного типа упражнений является ритмико-интонационных моделей в более свободной речи, с опорой на аутентику, но уже с личным содержанием)
Представим пример речевых упражнений для комплексного и системного развития ритмико-интонационных навыков у обучающихся на этапе основного общего образования.
Exercise 1. Use a short authentic video interview with kids (topics: school, friends, free time):
a) In pairs, role‑play an interviewer and a guest.
b) Ask and answer 5–6 questions about free time or school clubs.
c) Pay attention to natural question intonation and clear stress on key words.
Exercise 2. Look at authentic photos and posters of famous places (London, Edinburgh, New York, Sydney):
a) In groups of three, prepare a 30‑second “travel show” report about one place.
b) Present your report to the class with expressive rhythm and intonation.
c) The class votes for the clearest and most interesting presentation.
Exercise 3. Use an authentic short rap/poem from a kids’ website (topic: school, friends, free time):
a) In small groups, write your own 4‑line rap on a similar topic.
b) Practice performing it with a strong beat and clear stress.
c) Perform your rap to the class; the class listens for rhythm and pronunciation.
Exercise 4. Take a simple authentic kids’ news article (animals, environment, science):
a) In pairs, prepare a 3–4 sentence news bulletin in your own words.
b) Present your bulletin as TV newsreaders, using pauses and clear intonation.
c) Record and listen; underline successful stress and mark places to improve.
Exercise 5. Look at authentic online adverts for kids’ clubs or summer camps:
a) In pairs, choose one and prepare a short spoken advert (20–30 seconds).
b) Use persuasive intonation, stressing the most important words (fun, activities, time).
c) Perform your advert; the class decides which club sounds the most exciting.
Exercise 6. Use an authentic city or underground map (e.g. London Underground):
a) In pairs, act out dialogues asking for and giving directions.
b) Focus on polite intonation in questions and clear stress on place names.
Example: “Excuse me, how can I get to Green Park station?”
c) Change roles and create new routes on the map.
Exercise 7. Watch a short authentic cartoon clip in English:
a) In groups of three, choose a short part and write simple lines for the characters.
b) Practice your “voice‑over” with lively intonation and natural rhythm.
c) Perform the scene with the video muted while you read your lines.
Как показала практика, использование данного комплекса упражнений в совокупности с уже имеющимися учебными пособиями и учебниками, которые активно используются на уроках иностранного (английского) языка, способствует более эффективному закреплению ритмико-интонационных навыков. В результате использования этих упражнений отмечается уверенность в использовании английской речи обучающимися пятого класса в реальных ситуациях, а также, что не менее важно для правильного формирования и последующего развития ритмико-интонационного навыка, снижение стресса и повышение интереса к языку, что является не менее важным фактором.
Повышение мотивации способствует развитию интереса к изучению языка, а системный и комплексный подход с применением разработанного нами комплекса упражнений по развитию ритмико-интонационного навыка позволяет обучающимся приобщаться к аутентичной речи. Это способствует привыканию к речи носителей языка. В последующем, это позволяет анализировать аутентичную речь и учиться говорить, применяя на практике образцы речи. В конечном счете, такой подход к изучению языка способствует тому, что у обучающегося появится возможность воспринимать, анализировать и воспроизводить аутентичную речь, а также решать различного рода задачи в уже привычном сегменте, возможно, даже на бытовом уровне, что является положительным навыком и облегчает жизнь.
Выводы и заключение
В результате проведенного исследования подтверждается эффективность использования аутентичных материалов для развития ритмико-интонационных навыков у обучающихся на этапе основного общего образования. Предложенный комплекс упражнений позволяют повысить качество обучения, сделать его более приближенным к реальной коммуникационной практике, а также способствуют развитию и закреплению у обучающихся устойчивых речевых знаний, умений и навыков в процессе изучения языка. В дальнейшем рекомендуется расширять практику работы с реальными речевыми образцами, внедрять игровые методы и развивать подготовку преподавателей по работе с аутентичными материалами для достижения более высоких результатов в обучении иностранному языку.
Литература:
- Боднар С. С. Аудиовизуальные тексты в изучении английского языка // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XCV междунар. науч.-практ. конф. № 11(87). — Новосибирск: СибАК, 2023. — С. 42–47.
- Виноградова Т. В. Аутентичные материалы в обучении иностранным языкам: теория и практика // Методика преподавания иностранных языков — М.: Изд-во МГУ, 2023. — С. 45–60.
- Дмитриева Л. С. Методика использования видеоматериалов для развития произносительных навыков // Журнал «Иностранные языки в школе», 2021, № 4, С. 34–39.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. — М.: Просвещение, 2021. — 224 с.
- Фокина К. М. Методика преподавания иностранного языка. — М.: Юрайт, 2022. — 158 с.

