В статье отмечается эффективность и преимущества применения аутентичного песенного материала в процессе обучения аудированию на уроках иностранного языка детей среднего школьного возраста в сравнении с традиционными подходами. Авторами предлагается разработанный сценарий задания-аудирования, который может быть использован преподавателями в учебном процессе.
Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, аудирование, обучение, аутентичные материалы.
The article notes the effectiveness and advantages of using authentic song material in the process of teaching listening in foreign language lessons to children of secondary school age in comparison with traditional approaches. The authors propose a developed scenario of the listening task, which can be used by teachers in the educational process.
Keywords: foreign language, English, listening, teaching, authentic materials.
Одной из важных целей обучения иностранному языку по ФГОС является формирование речевой компетенции — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) [2, с. 10–12].
Осуществление коммуникации на иностранном языке зависит от способности обучающегося понимать устную речь и воспроизводить ее. Обучение говорению невозможно без развития навыка аудирования. По мнению Н. Д. Гальсковой, аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом общении [4, с. 161].
В настоящее время существует большое количество тренировочных аудиоматериалов. Однако использование только традиционных подходов при обучении аудированию школьников среднего звена может быть неэффективным в связи с психолого-педагогическими особенностями обучающихся данного возраста. В средней школе подростки (10–15 лет) имеют склонность отвергать задания и уроки, которые они считают «скучными». Поэтому для повышения и поддержания учебной мотивации учителю важно создавать увлекательные уроки и использовать интересные задания. Одним из таких приёмов при обучении аудированию является работа с аутентичными песенными материалами.
Вопросом об использовании аутентичных материалов на уроках занимались К. С. Кричевская, Н. В. Барышникова, Г. И. Воронина и др.
По мнению К. С. Кричевской, аутентичные материалы — это «подлинные литературные, фольклорные, изобразительные, музыкальные произведения, предметы реальной действительности» [5, с. 13–17].
Н. В. Барышников рассматривает аутентичные материалы, как оригинальные материалы, созданные «носителем языка» [1, c. 2–4].
Г. И. Воронина полагает, что аутентичные материалы — это материалы, заимствованные из коммуникативной практики носителей языка[3, с. 23–25].
Таким образом, аутентичный песенный материал — это текст песни, созданный носителями языка с естественными для них языковыми конструкциями и исполняемые ими в повседневной жизни, но не предназначенные для обучения иностранному языку.
Песня как инструмент обучения имеет высокую практическую значимость, поскольку ее использование способствует развитию навыков распознавания речи на слух, понимания основных деталей и идей, улучшению интонации и произношения, запоминанию новых слов и грамматических конструкций за счет их многократного повторения. Кроме того, песни являются средством культурного обогащения, знакомства обучающихся с фольклором страны изучаемого языка. Также, используя подобные задания, учитель может создать благоприятную атмосферу на уроке, помочь школьникам преодолеть стеснение говорить на иностранном языке и мотивировать их на его дальнейшее изучение.
Использование аутентичных песенных материалов при обучении аудированию детей среднего школьного возраста на уроках английского языка требует от учителя соблюдения определенного алгоритма. Рассмотрим основные этапы работы с песенным материалом:
- Подготовка: учитель выбирает песню, которая соответствует уровню владения иностранным языком, возрасту и интересам обучающихся. Также учитель готовит рабочие листы (текст песни с пропусками и задания к нему).
- Введение: учитель объясняет тему урока, ставит цели, задачи и объясняет правила и порядок выполнения задания.
- Первое прослушивание: обучающиеся слушают песню и после отвечают на вопросы учителя о ее содержании, обращают внимание на незнакомые им слова и выражения, выполняют задание на понимание прослушанного. На данном этапе возможно представление музыкального клипа, как средство наглядности и создания общей картины происходящего.
- Второе прослушивание: школьники выполняют аудирование и работают с текстом песни.
- Рефлексия: учитель подводит итоги и обсуждает со школьниками результаты проделанной работы.
В качестве примера использования аутентичных материалов при обучении аудированию детей среднего школьного возраста на уроках английского языка приведем сценарий разработанного нами задания-аудирования к песне «Lemon Tree».
Цель задания: отработка навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе.
Задачи задания:
— совершенствование способности воспринимать, понимать и обрабатывать устную информацию;
— отработка употребления и образования времен Present Simple и Present Continuous;
— развитие языковой догадки;
— создание мотивации к изучению английского языка;
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, рабочие листы для каждого обучающегося.
Ход задания:
- Введение: учитель объясняет тему урока, ставит цели, задачи и проговаривает правила выполнения задания. Учитель озвучивает название песни («Lemon Tree») и просит обучающихся предположить, о чем она может быть.
- Первое прослушивание: обучающиеся слушают песню и работают с ее содержанием. Возможные вопросы на понимание прослушанного к песне «Lemon Tree»:
1) What is this song about?
2) What is the singer doing in the room at the beginning of the song?
3) What is the singer feeling when he’s waiting for someone?
4) What does the singer see when he’s turning his head up and down?
5) What does the singer feel about isolation?
- Второе прослушивание: обучающиеся вставляют пропущенные слова в отрывок текста песни. Пример задания на аудирование приведен в таблице 1.
Таблица 1
- Рефлексия: учитель подводит итоги и обсуждает со школьниками результаты проделанной работы, оценивает работу обучающихся и благодарит за активное участие.
На основании изложенного материала, можно сделать вывод о том, что использование аутентичного песенного материала на уроках английского языка — это не только способ сделать ваш урок более интересным, но и возможность создать эффективное задание для отработки навыка аудирования и расширения лингвострановедческих знаний обучающихся. Предложенный нами сценарий задания-аудирования к песне «Lemon Tree» может быть адаптирован учителем и использован на разных этапах урока.
Литература:
- Барышников Н. В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком: Французский как второй иностранный, средняя школа: автореферат дис.... доктора педагогических наук: 13.00.02. — Санкт-Петербург, 1999. — 32 с.
- Биболетова М. 3., Трубанева Н. Н. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / под ред. И. Н. Добротиной. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования PAO», 2022. — 103 c.
- Воронина Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. — 1999 — № 2 — С. 23–25.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. унив-в и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007–336 с.
- Кричевская К. С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К. С.. Кричевская // Иностранные языки в школе. — 1996 — № 1 — С. 13–17.