Введение
Охрана материнства и детства одно из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Устойчивое демографическое развитие страны напрямую связано с созданием благоприятных условий для рождения и воспитания детей, что, в свою очередь, требует эффективной системы финансового обеспечения. В данном вопросе государство играет ключевую роль, используя различные источники и механизмы для предоставления выплат, пособий и услуг.
1. Источники и механизмы финансового обеспечения охраны материнства и детства в РФ
Финансовое обеспечение охраны материнства и детства в Российской Федерации осуществляется из различных источников, таких как:
Федеральный бюджет. Ведущий источник финансирования, направляемый на выплату материнского капитала, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет неработающим родителям, а также реализацию программ в сфере здравоохранения и социальной поддержки семьи.
Бюджеты субъектов Российской Федерации. Региональные бюджеты, как правило, участвуют в софинансировании федеральных программ, вместе с тем, финансируя собственные программы поддержки семьи и детства с учетом территориальных особенностей.
Фонд социального страхования (ФСС). Средства ФСС необходимы для выплат пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет работающим родителям и оплаты санаторно-курортного лечения беременных женщин и детей [1].
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). ФОМС обеспечивает финансовое сопровождение оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям в рамках программы обязательного медицинского страхования [2].
Внебюджетные фонды и организации. Дополнительные источники финансирования могут включать благотворительные фонды, общественные организации и частные пожертвования, которые не запрещены законодательством РФ.
Механизмы финансового обеспечения охраны материнства и детства включают прямое финансирование через выплаты и пособия, а также косвенные формы поддержки, такие как налоговые льготы и предоставление социальных услуг.
2. Основные формы финансовой поддержки материнства и детства
В Российской Федерации предоставляется широкий спектр выплат и пособий, направленных на поддержку семьи на различных этапах ее развития, включая:
Пособие по беременности и родам. Выплачивается работающим женщинам в размере 100 % среднего заработка за период отпуска по беременности и родам [3].
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях до 12 недель беременности [4].
Единовременное пособие при рождении ребенка — одному из родителей при рождении ребенка [5].
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — одному из родителей (или другому родственнику, осуществляющему уход за ребенком) в размере 40 % среднего заработка (для работающих) или в фиксированном размере (для неработающих) [6].
Материнский (семейный) капитал. Предоставляется семьям, в которых родился или был усыновлен второй (или последующий) ребенок, и может быть использован на улучшение жилищных условий, образование детей или формирование накопительной пенсии матери [7].
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Назначается семьям с низким доходом до достижения ребенком возраста 3 лет.
Пособия на детей из малообеспеченных семей. Предоставляются семьям, среднедушевой доход которых ниже установленного в регионе прожиточного минимума.
Региональные пособия и выплаты. В каждом субъекте РФ могут быть установлены дополнительные меры поддержки семьи и детства, учитывающие региональные особенности и демографическую ситуацию.
Помимо выплат и пособий, государство обеспечивает финансирование медицинской помощи беременным женщинам и детям, а также предоставляет социальные услуги, такие как консультирование, психологическая поддержка и организация досуга для детей и семей.
3. Проблемы и перспективы совершенствования финансового обеспечения охраны материнства и детства
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государством, система финансового обеспечения охраны материнства и детства в Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, включая:
Недостаточный уровень финансирования. Уровень выплат и пособий зачастую не соответствует реальным потребностям семей.
Неравномерность распределения ресурсов. Финансовая поддержка, как правило, распределяется неоднородно между регионами, что приводит к формированию различий в уровне жизни и доступности социальных услуг для семей с детьми.
Сложность бюрократических процедур. Получение выплат и пособий зачастую связано со сбором и заполнением большого количества документов, а также прохождением сложных административных процедур.
Недостаточная информированность населения. Нередко, большинство семей не осведомлены о существующих мерах поддержки, что приводит к тому, что ими не реализуются права на получение выплат и пособий.
Для совершенствования системы финансового обеспечения охраны материнства и детства необходимо:
Увеличение объемов финансирования. Рекомендуется планомерно увеличивать объемы финансирования программ поддержки семьи и детства, обеспечивая достаточный уровень выплат.
Совершенствование механизмов распределения ресурсов. Целесообразно разрабатывать и внедрять механизмы, обеспечивающие стабильное и однородное распределение ресурсов между регионами с учетом территориальных особенностей.
Упрощение бюрократических процедур. Надлежит упростить процедуры оформления получения выплат и пособий с переходом на электронный документооборот и сокращением числа документов.
Повышение информированности населения. Следует проводить активную информационную кампанию, предоставляющую информацию о существующих мерах поддержки семьи и детства, используя различные каналы коммуникации.
Адресность и нуждаемость. Совершенствование критериев нуждаемости для получения пособий.
Повышение эффективности использования средств. Увеличить эффективность использования средств, выделяемых на поддержку семьи и детства, путем внедрения современных методов управления и контроля.
Заключение
Финансовое обеспечение охраны материнства и детства является важным элементом демографической политики Российской Федерации. Эффективная система финансовой поддержки семьи способствует повышению рождаемости, улучшению здоровья детей и созданию благоприятных условий для их развития. Государство играет ключевую роль в финансировании мер, направленных на поддержку семьи и детства, и должно продолжать совершенствовать механизмы финансового обеспечения для повышения эффективности охраны материнства и детства. Решение существующих проблем и реализация перспективных направлений развития системы финансовой поддержки позволит обеспечить стабильное демографическое развитие страны и улучшить качество жизни российских семей.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64677/.
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 17.01.2023) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2009 N 15920) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96141/.
- Постановление Правительства РФ от 30.01.2024 N 83 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2024 году»
- Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/.
- Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351) (ред. от 01.07.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71289/.

