Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Одиночество старшеклассников как ключевой фактор их эмоционального развития в социальной психологии и педагогике

Психология
Препринт статьи
06.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается феномен одиночества как ключевой фактор эмоционального развития старшеклассников в контексте социальной психологии и педагогики. Анализируется влияние одиночества на психическое здоровье, социальные навыки и личностное развитие подростков. Представлены результаты эмпирического исследования уровня одиночества среди учащихся 6-х классов, выявлены основные причины данного состояния и предложены рекомендации по его преодолению. Исследование подчеркивает необходимость междисциплинарного подхода к изучению проблемы одиночества и разработки эффективных стратегий поддержки старшеклассников.
Библиографическое описание
Суворинова, О. С. Одиночество старшеклассников как ключевой фактор их эмоционального развития в социальной психологии и педагогике / О. С. Суворинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130960.


Введение.

Одиночество представляет собой одну из наиболее сложных и актуальных тем в области социальной психологии и педагогики, особенно в контексте подростков старшего школьного возраста. Этот период жизни характеризуется значительными изменениями в социальных связях, интенсивным процессом формирования идентичности и повышенной эмоциональной уязвимостью. В последние десятилетия проблема одиночества среди старшеклассников активно изучается, что позволяет глубже понять механизмы его влияния на психическое здоровье, социальные навыки и личностное развитие подростков.

Исследования в данной области свидетельствуют о том, что одиночество оказывает комплексное воздействие на эмоциональное состояние старшеклассников, что может проявляться в различных формах психологической дезадаптации. В частности, одиночество может способствовать развитию депрессивных симптомов, тревожных расстройств и снижению самооценки. Кроме того, оно может негативно сказываться на социальных навыках подростков, ухудшая их способность к эмпатии, эффективному общению и построению межличностных отношений. [1]

Многоаспектность проблемы одиночества старшеклассников требует междисциплинарного подхода к ее изучению и разработке эффективных стратегий поддержки. Педагогические вмешательства, направленные на снижение уровня одиночества среди подростков, должны учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, а также социально-культурные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние. [2]

Важно продолжать исследования в этой области, чтобы углублять теоретические знания и разрабатывать практические рекомендации, способствующие гармоничному эмоциональному развитию старшеклассников.

Влияние одиночества на эмоциональное состояние.

Феномен одиночества является ключевым объектом исследования в экзистенциальной психологии, где он рассматривается как фундаментальный аспект человеческого бытия. Французский философ Жан-Поль Сартр, один из основоположников экзистенциальной философии, определяет одиночество как основополагающий элемент индивидуального существования, формирующий устойчивую структуру антропологического универсума.

По мнению философа Сартра, внутренняя изолированность, является индикатором уникальности и самости личности. [3]

В американской культурной традиции также уделяется значительное внимание проблеме одиночества. Этнограф и психолог Маргарет Мид подчеркивает, что отношение к одиночеству является важным аспектом научных исследований, особенно в контексте формирования социальных навыков у детей. В американской семье дети с раннего возраста обучаются самостоятельному засыпанию, что способствует развитию автономии и независимости. [4]

Таким образом, американские дети учатся справляться с состоянием одиночества и воспринимать общение как вознаграждение за способность к саморегуляции. [5]

Проблема одиночества приобретает особую актуальность в период подросткового возраста, который характеризуется формированием самосознания и индивидуализации личности. Отечественный ученый И. С. Кон отмечает, что чувство одиночества является естественным феноменом, связанным с рождением внутренней жизни подростка. [6] В этот период молодые люди стремятся доказать свою уникальность и значимость, что приводит к углублению процесса самоанализа.

Подростки активно ищут поддержку и общение среди сверстников, что играет ключевую роль в их социальном развитии. Взаимодействие с друзьями может как способствовать психологическому взрослению, так и, напротив, препятствовать ему. Однако, несмотря на стремление к социальному взаимодействию, подростки часто испытывают страх утраты своей идентичности в процессе эмпатического общения.

Современные информационные технологии и виртуализация межличностных отношений оказывают значительное влияние на эмоциональное развитие подростков. Виртуальное общение, хотя и может компенсировать недостаток реального взаимодействия, также может искажать социальные навыки и способствовать формированию определенных эмоциональных качеств. Преподаватели и психологи должны уделять особое внимание потребности подростков в искреннем общении, чтобы поддерживать их психоэмоциональное здоровье и предотвращать развитие состояний одиночества. [7]

Одиночество определяется как состояние, выходящее за рамки физического пребывания в изоляции. Это ощущение отсутствия близкого человека, способного понять и поддержать, а также чувство, что в системе социальных связей произошли или изначально отсутствовали значимые разрывы. Таким образом, одиночество представляет собой комплексное эмоциональное состояние, оказывающее значительное влияние на формирование личности и ее социальное поведение.

Проблема одиночества является многогранным феноменом, требующим междисциплинарного подхода для ее изучения и преодоления. Современные научные исследования подчеркивают важность разработки стратегий, направленных на преодоление одиночества и поддержку психоэмоционального здоровья подростков. В условиях виртуализации межличностных отношений, роль искреннего общения и эмоциональной поддержки приобретает особую значимость.

Эмпирическое исследование.

В целях определения уровня одиночества среди учащихся 6-го класса, обучающихся в МБОУ «Школа № 129» было проведено эмпирическое исследование.

Для оценки уровня одиночества у учеников шестого класса использовалась методика Д. Рассела и М. Фергюсона, направленная на диагностику субъективного ощущения одиночества. В рамках этого исследования требовалось проанализировать утверждения и определить, насколько часто они отражают реальную ситуацию в жизни детей. Предлагались четыре варианта ответа: часто, иногда, редко и никогда.

В процессе обработки данных осуществлялся подсчет количественных значений ответов для каждого варианта. Ответы, классифицированные как «часто», умножались на коэффициент 3, «иногда» — на коэффициент 2, «редко» — на коэффициент 1, а «никогда» — на коэффициент 0.

Итоговая сумма всех полученных значений подвергалась оценке. Максимально возможный показатель уровня одиночества составляет 60 баллов, минимально возможный — 0 баллов.

Высокую степень одиночества демонстрируют результаты, попадающие в диапазон от 40 до 60 баллов. Умеренная степень одиночества характеризуется показателями в диапазоне от 20 до 40 баллов. Низкие показатели одиночества варьируются от 0 до 20 баллов.

Значительно повышенные значения, превышающие 50 баллов, и особенно более 55 баллов, могут указывать на тревожные тенденции, связанные с социальным одиночеством.

Проведенное исследование уровня одиночества среди учащихся 6 класса показало следующие результаты:

— Высокая степень одиночества — 35 %;

— Умеренная степень одиночества — 22 %;

— Низкая степень одиночества — 43 %.

Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона

Рис. 1. Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона

Анализ данных показывает, что значительное число участников (43 %) испытывают низкий уровень субъективного одиночества. Эта группа более критично оценивает феномен одиночества по сравнению с теми, кто имеет средний уровень (22 %). Участники с высоким уровнем одиночества составляют 35 % от общей выборки.

Основные причины одиночества.

На основании предоставленных данных можно выдвинуть следующие гипотезы относительно испытуемых, которые испытывают чувство одиночества:

— Недостаток общения со сверстниками, непризнание в социальной группе или сообществе по интересам, отсутствие людей с общими интересами, потребностями и увлечениями ребёнка;

— Кризис самооценки, связанный с возрастом. Подростки осознают свои недостатки, недовольны собой и уверены, что окружающие также их видят;

— Внешние социальные обстоятельства: переезд, смена школы, потеря друга, отсутствие социальных связей;

— Чрезмерная опека: воспитание ребёнка как центра семьи может привести к проблемам в общении: завышенные требования к окружающим, слабый самоконтроль, завышенная самооценка и отсутствие самокритики.

Рекомендации по преодолению одиночества.

Для снижения уровня одиночества обучающихся рекомендуется:

— Проявлять инициативу в общении;

— Избегать изоляции и замкнутости;

— Обсуждать проблемы с доверенными взрослыми;

— Развивать навыки социального взаимодействия.

Заключение.

В заключение стоит отметить, что подростковое одиночество в цифровой эпохе становится все более значимой психологической и педагогической проблемой. Современные подростки все чаще предпочитают виртуальные коммуникации реальным, что вызывает изменения в их отношении к общению в физическом пространстве.

Восприятие одиночества подростками в интернете часто связано с позитивными аспектами, такими как интеллектуальная продуктивность и психологическая эффективность. Это позволяет им сосредоточиться на саморазвитии и совершенствовании. В результате негативные и трагические составляющие одиночества исчезают, и оно приобретает более позитивный оттенок.

Таким образом, одиночество подростков можно рассматривать как естественное психологическое состояние. Результаты исследования могут быть полезны для психологов и педагогов, работающих с подростками. Однако проблема подросткового одиночества будет оставаться актуальной, что требует дальнейших научных исследований.

Литература:

  1. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
  2. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация / Д. Дилео. М.: ИОИ, 2016. — 264 c.
  3. Бондарева П. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников/ П. Г. Бондарева // Педагогика: история, перспективы. 2022. Toм 5. № 3. С. 108–116. https://elibrary.ru/item.asp?id=49329781
  4. Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика: учеб./ Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. М.: Проспект, 2009.
  5. Савенков, А. И. Педагогическая психология: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 595 с.
  6. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В. А. Ясвин. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е издание. — Москва: Просвещение, 1991. — 93 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный