Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений при организации и планировании расследования взяточничества

Научный руководитель
Юриспруденция
Препринт статьи
05.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются особенности первоначального этапа расследования взяточничества с учётом особенностей организации взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. Расследование взяточничества, отличающегося скрытностью и высокой конспиративностью действий преступников, обусловливает необходимость активного задействования оперативно-розыскных средств уже на первоначальном этапе расследования в процессуальных и непроцессуальных формах, обеспечивающих информационное, организационное и тактическое сопровождение расследования. Делается вывод о том, что основным направлением совместной деятельности следователя и оперативных подразделений при расследовании взяточничества выступает планирование и проведение тактической операции задержания взяткополучателя или взяткодателя с поличным, а успех расследования в решающей степени определяется качеством совместного планирования и полнотой информационного обмена между участниками следственно-оперативной группы.
Библиографическое описание
Поляков, В. А. Особенности взаимодействия следователя и сотрудников оперативно-розыскных подразделений при организации и планировании расследования взяточничества / В. А. Поляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130938.


Организация и планирование расследования преступления является одним из наиболее ответственных этапов деятельности следственных органов, определяющих эффективность последующего раскрытия и документирования преступной деятельности. От полноты и обоснованности плана расследования во многом зависит не только правильность выбора направлений следственной работы, но и возможность своевременного получения доказательственной информации, необходимой для установления события преступления и причастных к нему лиц. Важно заметить, что планирование расследования не может ограничиваться определением лишь комплекса и последовательности производства следственных и иных процессуальных действий. При планировании расследования также необходимо заранее определить направления и способы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями, обеспечивающими получение ориентирующей информации.

В научной литературе обоснованно подтверждается и не оспаривается, что расследование коррупционных преступлений, а в частности взяточничества, обязательно требует оперативно-розыскного сопровождения [10, с. 146]. Коррупционные преступления по механизму своего совершения отличаются скрытностью, высокой конспиративностью действий преступников, целенаправленно противодействующих расследованию. Участники преступной деятельности заинтересованы в сокрытии как самого факта передачи незаконного вознаграждения, так и обстоятельств, предшествовавших и сопутствовавших его осуществлению. В результате существенно ограничивается возможность обнаружения как идеальных, так и материальных следов преступления, что объективно затрудняет формирование первоначальной следственной информации.

Первичные сведения о фактах взяточничества в большинстве случаев поступают от оперативных подразделений, обладающих возможностью получения необходимого ориентирующего и доказательственного материала преимущественно негласным путём. Практика противодействия коррупционным преступлениям подтверждает, что без активного участия оперативных подразделений полноценное расследование взяточничества практически невозможно. По данным судебной практики более 70 % обвинительных приговоров по делам о взяточничестве и связанным с ним преступлениям основаны на доказательствах, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности [8, с. 145]. Соответственно, значимая часть исходной информации, необходимой в том числе для обоснованного планирования расследования, формируется именно в ходе оперативно-розыскной деятельности, что подтверждает необходимость тесного взаимодействия следственных органов с органами дознания и иными подразделениями при расследовании взяточничества.

Рассматривая первоначальный этап расследования преступлений с позиции системного подхода, необходимо отметить, что взаимодействие следователя с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений выступает неотъемлемым элементом организационной структуры расследования и его функциональным компонентом. В научной литературе такое взаимодействие определяется, в частности, как согласованная деятельность, осуществляемая в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами, предполагающая совместное планирование и реализацию действий, направленных на решение задач уголовного судопроизводства [7, с. 9].

Нормативно-правовой основой координации следственных и оперативно-розыскных средств в расследовании преступления является ст. 38 УПК РФ, регламентирующая полномочия следователя и закрепляющая институциональные формы его взаимодействия с органом дознания. В соответствии с ч. 4–4.1 указанной статьи следователь наделён правом давать органу дознания поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, а также о выполнении иных процессуальных действий. Кроме того, предусмотрена возможность оказания содействия следователю и направления поручений об обеспечении участия в следственном действии лиц, чьё присутствие признано необходимым. Таким образом, к регламентированным уголовно-процессуальным законодательствам формам взаимодействия следователя и органов дознания относится дача поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, обеспечивающих реализацию задач расследования.

Перечисленные формы взаимодействия являются универсальными и применимыми при расследовании всех категорий преступлений, в том числе взяточничества и иных коррупционных преступлений. Однако деятельность следователя не ограничивается исключительно теми формами взаимодействия, которые прямо закреплены уголовно-процессуальным законодательством. В практике расследования коррупционных преступлений широко используются так называемые непроцессуальные формы взаимодействия, представляющие собой не получившие прямого законодательного регулирования, но правомерные и организационно значимые способы координации работы следователя и оперативных подразделений [5, с. 45]. Наиболее распространёнными среди них являются, например, обмен информацией, включающий передачу следователю сведений, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также обратное информирование оперативных сотрудников о процессуальном ходе расследования; совместное планирование, предусматривающее разработку тактических операций, определение последовательности следственных действий и оперативных мероприятий, распределение обязанностей между участниками следственно-оперативной группы; консультирование, выражающееся в оказании оперативными сотрудниками помощи следователю в вопросах тактики, конспирации, анализа оперативной информации, методики выявления и фиксации следов коррупционных преступлений и т. п. [3, с. 19].

При расследовании взяточничества взаимодействие следователя с оперативно-розыскными подразделениями должно быть выстроено преимущественно по направлению совместного планирования, учитывая, что взяточничество, как правило, является преступлением многоэпизодным и тщательно скрываемым, а значит раскрытие коррупционного преступления возможно лишь при активном и согласованном сочетании процессуальных и оперативно-розыскных средств, требует заранее выстроенной, детализированной и согласованной системы планирования.

При планировании расследования взяточничества содействие оперативных работников необходимо прежде всего при планировании тактической операции задержания взяткодателя или взяткополучателя с поличным. Указанная операция является одним из наиболее сложных и ответственных элементов расследования коррупционных преступлений, поскольку её успешность напрямую зависит от полноты исходной оперативной информации, точного определения момента реализации преступного намерения и строгой координации действий всех участников следственно-оперативной группы. В этой связи совместное планирование данной тактической операции, по нашему мнению, следует рассматривать как самостоятельную и приоритетную форму взаимодействия следователя и оперативных сотрудников при расследовании взяточничества.

Успех последующих этапов расследования и, по существу, дальнейшая судьба уголовного дела при его рассмотрении судом во многом зависят от эффективности реализации указанной тактической операции, поскольку именно она обеспечивает получение прямых доказательств факта передачи незаконного вознаграждения. В этой связи координация действий следователя и оперативных сотрудников строится таким образом, что следователь принимает участие в подготовительном этапе, согласовывая тактический замысел, механизм фиксации противоправных действий и перечень предстоящих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. После проведения задержания следователь незамедлительно приступает к выполнению процессуальных обязанностей, включая организацию и производство неотложных следственных действий на месте задержания [9, с. 43].

Под тактической операцией задержания подозреваемого с поличным в научной литературе понимается комплекс оперативно-розыскных мероприятий, следственных, организационных и технических действий, направленных на задержание участников преступления в момент осуществления ими противоправных действий [4, с. 214]. Организационные основы и тактико-криминалистическое обеспечение проведения данной операции получили достаточно всестороннее освещение в научной доктрине. При этом исследователями выработан общий подход к её структуре и содержанию. Рассмотрение тактической операции задержания с поличным в поэтапном аспекте позволяет выделить следующие элементы её подготовки и реализации: анализ и оценку имеющейся ориентирующей и доказательственной информации; определение состава и распределение функций следственно-оперативной группы; выбор тактики захвата; определение способов фиксации и последующего изъятия предмета взятки; выработку алгоритма процессуального оформления результатов операции [6, с. 85–87].

Несмотря на универсальный характер названной операции её планирование и практическая реализация должны быть уточнены исходя из особенностей следственной ситуации, складывающейся при расследовании уголовного дела о взяточничестве. Она может проводиться как до возбуждения уголовного дела (в этом случае задержание взяточника является основанием для возбуждения уголовного дела), так и после возбуждения дела, когда требуется фиксация передачи предмета взятки. Тем не менее проведение этой тактической операции допустимо только тогда, когда субъектам оперативно-розыскной деятельности стало доподлинно известно о подготовке либо о начале совершения преступления [2, с. 153]. Именно наличие такой информации служит правовым и фактическим основанием для использования оперативно-розыскного инструментария, позволяющего обеспечить своевременность и обоснованность проведения тактической операции, а также получение доказательственной информации.

Успех тактической операции задержания взяткополучателя или взяткодателя с поличным, как отмечалось ранее, напрямую зависит от её подготовки, а также от адекватного выбора и задействования оперативно-розыскных средств и уровня взаимодействия членов следственно-оперативной группы. В связи с этим на этапе совместного планирования данной операции перед следователем и оперативными сотрудниками встаёт задача точного моделирования момента передачи незаконного вознаграждения и определения оптимального способа фиксации предмета взятки и документирования соответствующих обстоятельств. На этапе подготовки требуется и уточнение предполагаемого места передачи незаконного вознаграждения и оценка его пригодности для проведения последующих неотложных следственных действий, прежде всего осмотра места происшествия. Не менее значимо предварительное определение возможных маршрутов отхода взяткополучателя или взяткодателя, а также потенциальных мест сокрытия предмета взятки. После реализации тактической операции и задержания подозреваемых следователь должен незамедлительно приступить к изъятию предмета взятки, осмотру места происшествия, допросу задержанного и очевидцев, личному обыску задержанного и его освидетельствованию [1, с. 236].

Необходимо заметить, что взаимодействие следователя и оперативно-розыскных подразделений при расследовании взяточничества осуществляется не только на первоначальном этапе расследования и не ограничивается лишь совместным планированием тактической операции задержания с поличным. На последующих этапах расследования такое взаимодействие приобретает не менее существенный характер, поскольку именно оперативные подразделения обладают возможностью продолжать сбор ориентирующей информации, необходимой, например, для установления дополнительных эпизодов преступной деятельности, выявления иных участников противоправной деятельности, а также подтверждения или опровержения выдвинутых следственных версий. Потребность в оперативном сопровождении расследования на его последующих этапах может возникнуть в связи с необходимостью установления источников происхождения денежных средств, проверки сведений о возможных посредниках во взяточничестве, выявления каналов передачи незаконного вознаграждения, а также обнаружения предметов и документов, имеющих доказательственное значение.

Таким образом, при расследовании взяточничества оптимальное сочетание процессуальных и оперативно-розыскных средств, обеспеченное посредством правильно организованного взаимодействия следователя и оперативных сотрудников, формирует основу для получения доказательственной и ориентирующей информации, а успех расследования в решающей степени определяется качеством совместного планирования и полнотой информационного обмена между участниками следственно-оперативной группы. В этой связи можно заключить, что организационная основа первоначального этапа расследования взяточничества предполагает устойчивое и системное взаимодействие следователя с оперативными подразделениями, реализуемое в процессуальных и непроцессуальных формах. Основной формой такого взаимодействия выступает подготовка и проведение тактической операции задержания взяткодателя или взяткополучателя с поличным, обеспечивающей получение первоначальных доказательств и создающей необходимые предпосылки для последующего формирования доказательственной базы по делу.

Литература:

  1. Анапольская, А. И. Актуальные вопросы возбуждения уголовных дел о взяточничестве / А. И. Анапольская. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы государства и права. — 2020. — № Т. 4, № 14. — С. 232–240.
  2. Данько, В. А. Основные проблемы оперативно-розыскного противодействия взяточничеству в России (на примере материалов практики в Республике Коми) / В. А. Данько — Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2020. — № 1(85). — С. 151–157.
  3. Логинова, Н. Г. Взаимодействие следователя с органом дознания: законодательное регулирование и правоприменительная практика: учеб. пособие / Н. Г. Логинова, А. Б. Судницын, Л. Л. Абрамова. — Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. — 108 c. — Текст: непосредственный.
  4. Пальцев, А. А. К вопросу о первоначальном этапе расследования взяточничества / А. А. Пальцев — Текст: непосредственный // Закон. Право. Государство. — 2020. — № 3(27). — С. 213–219
  5. Решняк, О. А. Расследование коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами: учеб. пособие / О. А. Решняк, С. С. Домовец. — Волгоград: ВА МВД России, 2024. — 72 с. — Текст: непосредственный.
  6. Савченко, Н. И. Особенности предварительного и первоначального этапов расследования получения, дачи взятки: специальность 12.00.12 «Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Н. И. Савченко — Рязань, 2020. — 209 c. — Текст: непосредственный.
  7. Санькова, Е. В. Взаимодействие следователей Следственного комитета Российской Федерации с оперативными подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации при расследовании преступлений коррупционной направленности: специальность 5.1.4. «Уголовно-правовые науки»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е. В. Санькова — Москва, 2023. — 24 c. — Текст: непосредственный.
  8. Степаненко, Р. А. Принципы общей методики расследования взяточничества и иных коррупционных преступлений / Р. А. Степаненко — Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2020. — № 2. — С. 143–149.
  9. Хлус, А. М. Алгоритмизация деятельности правоохранительных органов на этапе раскрытия и расследования получения взятки / А. М. Хлус — Текст: непосредственный // Право и общество. — 2021. — № 3(4). — С. 42–46.
  10. Яшин, А. В. Проблемы выявления и расследования взяточничества / А. В. Яшин, Д. М. Курмаева — Текст: непосредственный // Наука. Общество. Государство. — 2020. — Т. 8, № 2(30). — С. 144–151.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный