Общее недоразвитие речи — комплексное речевое нарушение у детей, характеризующееся расстройством формирования всех компонентов системы речи: структуры словарного запаса, механизмов звукопроизношения и освоения грамматических норм. При этом у самого ребёнка остаются сохранными слух и интеллект. Таких детей принято называть «безречевые», но вместо слов они используют разные звукокомплексы, подражания и лепетные слова, помогающие им активно взаимодействовать с окружающим миром, однако в этом случае понимание слов и непосредственно их значений в некоторой степени, а иногда довольно грубо нарушено. При рассмотрении периода с 2020 по 2025 год можно отметить, что число детей с ОНР 1 уровня (отсутствие речи) увеличилось на 5 %-15 %, ОНР 2 уровня (зачатки речи) — 10 %-25 %, ОНР 3 уровня (развёрнутая речь с недоразвитием) — 25 %-50 % и более, ОНР 4 уровня (не резко выраженное недоразвитие) — 40 %-70 % и более.
Особое значение приобретает вопрос увеличения числа подверженных различным речевым расстройствам, что является актуальным как для самих детей, так и для родителей в условиях современного мира. Бывает довольно трудно найти дошкольника, у которого бы отсутствовали данного рода нарушения, в результате чего значительно возрастает необходимость обращения к специалисту с целью организации и проведения надлежащей коррекционной работы. Особенности, присущие ребёнку в ходе индивидуального развития, могут неблагоприятно сказаться на его успеваемости в образовательном учреждении, поскольку будущий ученик не будет владеть навыками связной речи и в дальнейшем не сможет налаживать взаимоотношения с окружающими его людьми. Общее недоразвитие речи также может сочетаться с выраженной неравномерностью психического развития ребёнка, что будет неблагополучно сказываться на развитии у него таких компонентов психических функций, входящих в основу высшей нервной деятельности, как память и внимание.
Цель научной статьи заключается в изучении всех уровней общего недоразвития речи и применяемых способов лечения, а также выявление влияния современных мультфильмов и игр, что составляют досуговую часть времяпровождения детей, на развитие нарушения.
Существует несколько уровней общего недоразвития речи, каждому из которых присущи соответствующие характеристики:
1. Для первого уровня ОНР по классификации Розы Евгеньевны Левиной, прописанного в статье «Характеристика уровней общего недоразвития речи», применимы следующие методы:
К способам профилактики первого уровня общего недоразвития речи можно отнести следующие указанные мероприятия:
— Регулярное медицинское наблюдение.
— Посещение занятий логопеда и — при появлении первых признаков и дальнейшем прогрессировании нарушения — частых консультаций под его руководством.
— Организация социализации ребёнка: приобщение его к активным коллективным играм, знакомство со сверстниками, посещение групповых логопедических занятий.
— Стимулирование речевого развития в условиях окружающего мира: использование во время игры с ребёнком разнообразных развивающих игр, включающих элементы простых слов, словосочетаний, звукоподражания и музыкальных компонентов.
— Создание идеальных условий для раннего речевого развития: необходимо часто общаться с ребёнком, используя чистую речь, разъяснять правила верного звукопроизношения и читать книги (развивающие и те, что содействуют развитию воображения).
Необходимость прибегать к комплексным методам лечения возникает при возникновении характерных симптомов. При этом стоит учитывать, что самостоятельная коррекция грубого нарушения без помощи специалиста является невозможной и недопустимой. Цель последующей работы логопеда с ребёнком заключается в том, чтобы научить его овладевать речью и понимать её, работать с представленным текстом, содействовать активации его речевой деятельности, развитию звукоподражания и неречевых функций.
Некоторые применимые методы логопедической коррекции:
— Стимуляция активной речи ребёнка: оказание помощи в формировании произношения звуков, грамматического и лексического строя языка.
— Расширение пассивного словаря: специалист говорит с подопечным короткими фразами, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах.
— Содействие развитию высших психических функций, таких как внимание, память, мышление и восприятие.
— Развитие мелкой моторики.
Следующий уровень общего недоразвития речи в своём проявлении является менее тяжёлым, в отличие от первого, ведь здесь у ребёнка проявляется более высокая речевая активность и он в некоторой степени способен понимать обращённую к нему речь.
2. Для второго уровня ОНР рассматриваются следующие методы:
Меры профилактики нарушения сходны с теми, к каким принято прибегать в случае прогрессирования расстройства. Первичная профилактика заключается в предупреждении возможных повреждений органов и центров речи. Крайне важно своевременно выявить тяжёлые дефекты речи и немедленно приступить к их лечению и непосредственному исключению.
В процессе же коррекционной программы происходит последовательное расширение вербальной активности, становится лучше уровень развития самой речи. Всё внимание устремлено на развитие лексики и грамматики, улучшение звукопроизношения, обогащение словарного запаса и формирование связной речи. У детей со вторым уровнем ОНР в самостоятельной речи могут возникать простые предлоги или их лепетные вариации, однако сложные предлоги отсутствуют вовсе. В ходе лечения нарушения приемлемо организовать следующие мероприятия:
— Работа с логопедом и другими специалистами.
— Развитие экспрессивной и импрессивной речи.
— Постановка и автоматизация звуков путём постановки отсутствующих или искажённых их вариантов.
— Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия — способности различать звуки родного языка и определять место звуков в словах.
— Содействие совершенствованию высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия.
Коррекционное воздействие организуется в индивидуальном порядке с учётом глубины самого дефекта, а также возможностей и особенностей каждого ребёнка. В процесс должны быть вовлечены не только логопеды, но и другие специалисты, имеющие знания и навыки в данной сфере.
3. Для третьего уровня ОНР, обладающего над вторым рядом преимуществ, характерны следующие подходы:
К значимым мероприятиям профилактической работы по предупреждению прогрессирования расстройства относится:
— Обеспечение сохранности здоровья новорождённого, своевременное излечение инфекций и травм.
— Организация благоприятной семейной обстановки, полноценного насыщенного и эмоционального общения с ребёнком.
— Создание правильной речевой среды.
— Стимуляция речевого развития с первых месяцев жизни малыша.
При обнаружении первых признаков общего недоразвития речи важно посетить консультацию со специалистом для составления им индивидуальной коррекционно-развивающей программы, которая будет обязательно включать в свои основы:
— Развитие самостоятельной фразовой речи ребёнка и её последующее совершенствование.
— Овладение грамотой и письмом.
— Формирование лексико-грамматических средств языка.
— Обогащение лексики — изучение различных лексических тем.
— Развитие произносительных навыков: уточнение артикуляционных укладов, автоматизация дающихся с трудом фонем и постановка звуков.
Несмотря на то, что общее недоразвитие речи третьего уровня считается умеренным и приемлемым отклонением от нормы, оно, как и другие проявления нарушения, требует незамедлительного вмешательства специалиста, потому как показатели сформированности средств языка далеко не соответствуют возрастным требованиям.
Помимо вышеперечисленных уровней ОНР, существует также и четвёртый вид данного нарушения, работа с которым будет являться наименее затруднительной, но в той же мере тщательной и требующей исключительной профессиональной точности.
4. Четвёртый уровень ОНР выделяется незначительной и остаточной несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.
К мерам профилактики дальнейшего развития нарушения относятся:
— Своевременное медицинское наблюдение
— Ранняя социализация и работа со специалистами.
— Уделять внимание развитию мелкой моторики, связанной с речевыми центрами мозга.
— Проведение игротерапии, сказкотерапии и лечебной гимнастики.
Основная задача коррекционной работы логопеда заключается в нормализации устной речи и установлении её возрастной норме. Необходимо распределять активность ребёнка на занятии определённым образом, чтобы содействовать развитию всех составляющих речевой деятельности. К некоторым направления коррекции общего недоразвития речи четвёртого уровня относятся:
— Формирование грамматического строя: совершенствование способности ребёнка изменять слова по родам, числам и падежам.
— Закрепление навыков чтения и письма.
— Содействие расширению словарного запаса, в том числе ознакомление со значениями новых для ребёнка слов.
— Улучшение произносительных и фонематических процессов: дифференцировки звуковых фонем и их произношения.
— Обучение связной речи.
Процесс коррекции общего недоразвития речи разной степени сложности является довольно длительным процессом, успех которого напрямую зависит от тяжести имеющихся у ребёнка нарушений и своевременного логопедического вмешательства. Необходимо начинать работу как можно раньше в случае обнаружения характерных симптомов, чтобы в дальнейшем избежать развития возможных осложнений в ходе жизнедеятельности ребёнка.
Рис. 1. Схема характерных симптомов общего недоразвития речи
Стоит обратить внимание на то, как влияют нынешние увлечения детей в раннем возрасте на формирование у них чистой, чёткой, понятной речи, потому как современные мультфильмы и игровые формы деятельности могут выступать мощным фактором риска в возникновении неблагоприятных осложнений. Сейчас большинство создаваемых для большинства детских мультфильмов характеризуются высоким темпом речи, чрезмерно быстрым мельканием ярких кадров, что содействует нарушению слуховой информации. По словам Екатерины Сергеевны Шумаковой, современного исследователя, специалиста по когнитивному развитию детей, «многие современные мультсериалы построены на принципе клипового мышления: короткие сцены, быстрая смена планов, громкие и резкие звуки. Это не дает ребенку времени на осмысление услышанной речи, выделение отдельных слов и грамматических конструкций. Мозг перегружается зрительными стимулами в ущерб слуховым».
Значение имеют также небогатый языковой ряд и упрощённые диалоги. Несмотря на то, что графическое оформление мультфильмов стало сложнее, в массовом продукте распространена данная нежелательная тенденция. Для усвоения языка ребёнку нужна медленная, чётка артикулированная речь, что ярко выраженно в таких картинах советского времени, как «Трое из Простоквашино», «Малыш и Карлсон», «Приключения поросёнка Фунтика» и многих других, где грамотно построенные предложения, чёткая, чистая речь и приятные глазу детей цветовые решения гармонично сочетаются на протяжении каждой из поучительных историй, что нельзя сказать о современных мультфильмах, где зачастую герои не воспроизводят звуковые элементы, а предпочитают общаться с помощью нечленораздельных звуков и жестов.
По словам Татьяны Вячеславовны Ахутиной, специалиста в области нейропсихологии, «если речь, которую слышит ребенок, бедна, состоит в основном из команд и простых фраз, то его внутренний лексикон и грамматический строй также не будут развиваться. Задача среды — предоставить «зону ближайшего развития», то есть речь, немного опережающую возможности ребенка. Этого нет в большинстве развлекательных мультфильмов». Положительный эффект на развитие речи ребёнка может оказывать только анимация, где задействована медленная и чёткая речь, визуальный ряд сопровождается значением слов, а между предложениями и словами существуют характерные паузы, что даёт ребёнку обработать услышанное.
Каким же образом сказываются на формировании звукопроизношения детей современные игры? Рассмотрим те виды активностей, которые благоприятно влияют на развитие речи малыша:
- Сюжетно-ролевые игры, осуществляющиеся в помещении, в ходе развлечения в песочнице, в детском саду: в деятельности ребёнок проживает различные ситуации, что требует от него использования диалогической речи, использования разнообразной лексики во время общения со сверстниками.
Лев Семёнович Выготский, основатель культурно-исторической психологии, утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
- Совместные игры на улице с различными правилами (прятки, классики, салки): эти виды деятельности являются одними из наиболее качественных средств совершенствования речевых и коммуникативных навыков. Благодаря игре с приятелями, ребёнок стремится к наиболее быстрому и чёткому выражению собственных мыслей, что развивает умение слышать окружающих и реагировать на обращённую к нему речь.
- Неречевые игрушки, которые провоцируют общение (куклы, кухонные наборы, машинки и конструкторы). По словам Ольги Евгеньевной Громовой, ведущего научного сотрудника Института коррекционной педагогики, «самыми полезными для развития речи являются... обычные куклы, мишки, машинки, кубики. Потому что они являются лишь «материалом», вокруг которого разворачивается общение между взрослым и ребенком. Они провоцируют диалог: «Мишка хочет спать, куда мы его положим?», «Машинка едет в гараж, где у нас гараж?». Такого типа игрушки не говорят и не выполняют действия за ребёнка: они являются источником его желания воспроизводить звуковые элементы с целью имитации живого, ситуативного общения между ними, в котором и рождается детская речь.
Однако в ходе пользования малышом современных инструментов развлечения и украшения времяпровождения существуют те средства, которые приводят к возникновению риска недоразвития речи в раннем возрасте. К ним можно отнести:
- Игрушки и игры, которые не предоставляют пространства для развития фантазии (интерактивные гаджеты, электронные игрушки): они лишают ребёнка необходимости озвучивать действия самому, что ограничивает формирование собственной программы: малыш превращается в пассивного наблюдателя, из-за чего не возникает необходимости в выражении мыслей и их языковом оформлении.
- Отсутствие совместной игры. Чрезмерная опека: в то время, как взрослые не играют с ребёнком, или, наоборот, руководят самой игрой, инициатива и мотивация к общению значительно снижаются. Игрушка будет бесполезна для развития речи детей, если в ходе игры будет отсутствовать эмоциональный контакт и интерес, который малыш разделяет с взрослыми. Анна Беликова, логопед-дефектолог, говорила: «часто вижу детей, у которых вроде бы есть все игрушки, но нет главного — партнёра по игре. Родители дают планшет или включают мультик, но не садятся рядом, чтобы просто построить башню из кубиков и эмоционально ее «повалить». А ведь именно в этом совместном, эмоционально насыщенном действии и рождаются первые слова и фразы».
- Недостаток совместного досуга: отсутствие компании во дворе, где детям нужно общаться, договариваться, создавать правила их собственных игр и развлечений, неблагоприятно сказываются на дальнейшем развитии речи ребёнка. К этой категории можно отнести также непосещение малышом кружков и индивидуальных занятий. Эти виды деятельности необходимы для формирования коммуникативной компетенции.
Современные игры и увлечения детей младшего возраста далеки от желательного идеала, что может способствовать возникновению самых разных нарушений. Среда, в которой происходит развитие ребёнка, должна быть насыщенной, социально-богатой, содержащей живое общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Рис. 2. Неблагоприятные эффекты современных игр и мультфильмов на развитие речевых способностей детей/Дополнительное воздействие при наличии симптомов общего недоразвития речи
Если говорить о частоте возникновения нарушения и его проявления у детей разных возрастов, можно отметить, что недоразвитие наблюдается с незакономерной периодичностью.
В стране насчитывается свыше 75 тысяч школьников с тяжелыми нарушениями речи, о чём сообщила в 2025 году директор Института коррекционной педагогики Минпросвещения России Татьяна Соловьева (источник). Эти цифры имеют тенденцию к росту с течением лет. По данным, предоставленным И. И. Огородовой и соавторами (оценка эффективности коррекции речевых нарушений у 93 детей в возрасте от 3 до 7 лет, источник), наблюдается, что:
— 12,9 % детей имели общее недоразвитие речи 2-го уровня.
— 81,1 % детей — общее недоразвитие речи 3-го уровня.
По информации за 2021 год, среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляли около 40 %.
Стоит отметить, что точной статистики распространения ОНР среди детей разных возрастов нет, но известно, что в логопедических группах, в семьях и специализированных реабилитационных центрах ОНР у малышей встречается в 20–30 % случаев. Как правило, нарушение выявляется на момент достижения ребёнком возраста 3–5 лет, когда происходит активное развитие связной речи и её фразовой структуры. Также считается, что общее недоразвитие речи чаще встречается именно у мальчиков: примерно в 60–70 % случаев среди всех диагностированных.
Рис. 3. Диаграмма исследования изменения количества детей с общим недоразвитием речи в логопедических группах с 2020 по 2024 гг.
Важно своевременно начинать бороться с общим недоразвитием речи, обратившись за помощью к логопеду и иным специалистам с целью скорейшего построения плана индивидуальной коррекционной работы. Крайне важно анализировать результат логопедического обследования, включающего в себя следующие меры:
— Изучение состояния связной речи ребёнка.
— Изучение полноты словарного запаса и умения верно соотносить слова и понятия с обозначаемыми предметами и явлениями.
— Исследование уровня развития грамматических процессов: умение согласовывать части речи, составлять предложения, правильно образовывать слова и изменять их.
Логопедическое заключение, предоставляемое после проведения соответствующих мероприятий, должно отражать уровень развития речи ребёнка и клиническую форму имеющегося у него нарушения.
В этой работе мы предлагаем алгоритм действий, осуществление которых увеличат вероятность того, что ребёнок не столкнётся с возникновением речевых нарушений на ранних стадиях развития. При подборе различных мультфильмов или игрушек важно обращать внимание на характерные им свойства:
— Следует избежать приобретения интерактивных игрушек, которые осуществляли бы функцию речи вместо детей, исключить из их пользования гаджеты: это значительно упрощает речевую функцию, оказывает нежелательное воздействие на словарный запас, снижает способность на концентрации в ходе воспроизведения суждения.
— Не стоит стремиться демонстрировать ребёнку излишне динамичные мультфильмы, не содержащие чёткой, внятной, ясной дикции, с высокой частотой смены кадров, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем изучении детьми правил верного произношения и формирования высказывания.
— Нужно создавать полноценную речевую среду вокруг ребёнка: комментировать происходящее, чётко проговаривать названия различных предметов, обсуждать с ребёнком понравившиеся книги и мультфильмы.
— Использовать развивающие игры со звукоподражанием, пением, формированием верного произношения. Содействовать развитию мелкой моторики ребёнка в ходе совместных игр.
— Контролировать собственную речь: нужно говорить с ребёнком ясно и чётко, избегать использования на ранних этапах развития несвязных лепетных слов, важно повторять произнесённые фразы и слова для закрепления их в его словарном запасе.
Литература:
- Ярошенко, Л. Ю. ОНР 1 уровень речевого развития. Обследование и коррекционная работа / Л. Ю. Ярошенко. — Текст: электронный // MAAM.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/onr-1-uroven-rechevogo-razvitija-obsledovanie-i-korekcionaja-rabota.html?ysclid=mgrcd45sg2675963711
- Артамонова, Н. В. Общее недоразвитие речи / Н. В. Артамонова. — Текст: электронный // krasotaimedicina: [сайт]. — URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Т. В. Волосовец, Ж. В. Антипова, Е. Н. Кутепова [и др.]. — 125. — Москва: «Дидактика Плюс», 2007. — 224 c.
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — 109. — Санкт-Петербург: «Союз», 1999. — 160 c. — Текст: непосредственный.

