Ребёнок дошкольного возраста — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума, возможность упорядочить свои представления о мире и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Поисково-исследовательская деятельность, особенно в форме экспериментирования, является мощным инструментом для развития любознательности, познавательной активности и формирования научного мышления у детей. Экспериментирование позволяет дошкольникам самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, проверять гипотезы и делать выводы, основываясь на собственном опыте.
Экспериментирование в детском саду — это не просто развлечение, а целенаправленный педагогический процесс. Организованные эксперименты способствуют развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать полученные данные. Дети учатся задавать вопросы, формулировать предположения, планировать ход эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы.
Важно отметить, что экспериментирование должно быть организовано в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Эксперименты должны быть простыми, безопасными и наглядными. Использование доступных материалов, таких как вода, песок, глина, бумага, позволяет детям свободно исследовать окружающий мир.
Участие педагога в процессе экспериментирования заключается не только в подготовке материалов и создании безопасной среды, но и в умелом направлении познавательной деятельности детей. Педагог стимулирует детей к размышлениям, задает наводящие вопросы, помогает сформулировать гипотезы и выводы. Он выступает не как источник готовых знаний, а как партнер и помощник в исследовательской деятельности.
Развитие поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования способствует формированию у дошкольников таких важных качеств, как инициативность, самостоятельность, креативность и умение работать в команде.
У детей с ОВЗ беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях, многие из них практически не задают вопросов. Восприятие у таких детей поверхностное, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:
— снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
— ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
— низкая речевая активность;
— несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях
В связи с этим организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.
Экспериментально-исследовательская деятельность помогает ребятам выявлять проблему и в процессе ряда действий ее решить. Им предоставляем возможность действовать самостоятельно (принцип «Я делаю и понимаю»). Ребенок, испытывающий затруднения, обязательно работает в паре или в группе с детьми, которым это задание по силам. Ребята с особенностями развития стараются не отставать от своих товарищей. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
— живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
— неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.);
— человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
1. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
2. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
3. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Использование экспериментально-исследовательской деятельности способствует и социально-коммуникативному развитию. Ребята осваивают правила поведения, культуру общения, комфортно чувствуют себя среди сверстников.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Для успешной организации поисково-исследовательской деятельности необходимо создать в детском саду развивающую предметно-пространственную среду. Уголок экспериментирования должен быть оснащен разнообразными материалами и оборудованием, стимулирующими познавательную активность детей. Это могут быть наборы для проведения простых опытов, увеличительные стекла, мерные стаканы, весы, магниты, природные материалы и многое другое. Важно, чтобы дети имели свободный доступ к этим материалам и могли самостоятельно выбирать объекты для исследования.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1) безопасность для жизни и здоровья детей;
2) достаточность;
3) доступность расположения.
При планировании экспериментов необходимо учитывать интеграцию с другими образовательными областями. Экспериментирование может быть связано с изучением математики (измерение, счет), развития речи (описание результатов, обсуждение), конструированием (создание моделей и механизмов) и другими видами деятельности. Такой интегрированный подход позволяет детям видеть взаимосвязь между различными областями знаний и формирует целостное представление об окружающем мире.
Оценка результатов поисково-исследовательской деятельности должна быть направлена не только на проверку усвоения знаний, но и на выявление уровня развития познавательных навыков и личностных качеств. Педагог наблюдает за процессом экспериментирования, анализирует умение детей задавать вопросы, формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперименты, делать выводы. Важно отмечать прогресс каждого ребенка и оказывать индивидуальную поддержку в развитии его познавательных способностей.
В заключение можно сказать, что развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования — это важный аспект образовательного процесса. Правильно организованное экспериментирование способствует развитию любознательности, познавательной активности, формированию научного мышления и подготовке детей к успешному обучению в школе.

