Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обследование речи детей раннего возраста

Педагогика
Препринт статьи
03.12.2025
Поделиться
Аннотация
Данная разработка содержит сведения о нормативах развития речи ребенка от рождения до 3 лет, а также способы и методы логопедической диагностики, применимые в этом возрастном отрезке. В материале представлены формулировки логопедических заключений для детей раннего возраста и примеры заданий для обследования речи.
Библиографическое описание
Колесникова, Т. В. Обследование речи детей раннего возраста / Т. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130915.


В настоящее время в современной логопедии происходит смещение акцента на более раннее выявление отклонений в речевом развитии ребенка, причин, по которым в дальнейшем могут возникнуть серьезные вторичные отклонения в устной и письменной речи, в развитии коммуникативных навыков. Своевременное выявление речевых проблем позволяет при эффективной коррекционной работе повлиять на отсутствие социальной депривации ребенка, полноценно использовать сензитивные периоды развития речи. Чем раньше получится выявить отклонения в речевом развитии, тем больше времени у педагогов и родителей ребенка будет на их коррекцию.

При исследовании ребенка в доречевом периоде развития целесообразно опираться на методы анализа анамнестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за действиями, поведением и игрой малыша. Необходимо учесть, сразу ли после рождения закричал ребенок, какова была функция дыхания, не проводились ли реанимационные мероприятия, интенсивная терапия, хирургические вмешательства; как производилось кормление, — хорошо ли сосал ребенок, не захлебывался ли он, не вытекало ли молоко через нос, быстро ли уставал при кормлении.

У ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет при нормативном развитии отмечаются следующие этапы становления речи:

Возраст

Формирование экспрессивной речи в онтогенезе

1 год

Наличие от 5 до 10 общеупотребительных и лепетных слов, звукоподражаний, постоянно обозначающих одни и те же предметы/действия

1 год и 6 мес.

30–40 слов, номинативные предложения. Много звукоподражаний. Выразительная мимика, интонации, использование жестов.

1 год и 8 месяцев

Наличие фразы из 2х слов.

2 года

300–400 слов, фраза состоит из 3х слов. Ребенок старается повторять за взрослым новые слова и фразы.

2 года и 6 месяцев

Речь становится основным средством для общения. Фраза усложняется, но может быть аграмматичной.

3 года

Ребенок использует все части речи (кроме причастий и деепричастий), рассказывает стихи, поет песенки, передает увиденное небольшим рассказом, передает содержание знакомой сказки. В активном словаре около 1500 слов.

Кроме того, при логопедическом обследовании обращается внимание на особенности коммуникативного воздействия, уровень коммуникативной активности ребенка, использование средств коммуникации. Оценивается так же адекватность коммуникации: желание ребенка вступить в контакт, умение это осуществить, заинтересованность в контакте, умение подчиниться интересам взрослого: отвечать на вопросы при обследовании, выполнять просьбы логопеда.

Варианты:

— ребенок не вступает в контакт, не выражает заинтересованности к игрушкам, пособиям, уговорам взрослого, может плакать, кричать или, наоборот, быть равнодушным к процедуре обследования;

— вступает в контакт с трудом: проявляет слабый интерес ко взрослому и его инициативам, изредка отвечает на просьбы, но чаще уходит от ситуации общения, игнорирует обращение взрослого;

— избирательно контактирует: интерес к взрослому и его действиям недостаточно стойкий, иногда задания взрослого игнорируются;

— быстро и охотно вступает в контакт, улыбается, смеется, проявляет радость при общении, охотно выполняет просьбы, постоянно смотрит на взрослого, на его выражение лица.

Речевые и неречевые средства общения ребенка исследуются по следующим показателям: невербальные — движения тела, мимика, вокализации, вербальные — различные высказывания ребенка.

Варианты:

— ребенок пассивен, не использует никакие средства общения, не обращает внимания на взрослого;

— изредка использует взгляд, отдельные крики для выражения своих желаний или действий, мимика невыразительна, жесты используются недостаточно полноценно;

— ребенок использует несколько ограниченные средства общения: мимические реакции, взгляд, отдельные интонационно окрашенные голосовые реакции (поглядывает на взрослого, изредка обращается к нему);

— использует различные средства общения для выражения своих реакций и нужд, — и экспрессивно-мимические, и речь (голосовые реакции, слова, предложения).

Конечно же, в ситуации общения нужно учитывать состояние ребенка, его замотивированность, настроение, необходимо установить доброжелательный контакт. Беседу с ребенком целесообразно начать с тех вопросов, на которые он точно сможет дать ответ (от простого к сложному): — Как тебя зовут? С кем ты пришел? Если ребенок принес свою игрушку, хорошо будет суметь использовать ее и начать обследование с игры, кстати, на материале этой игрушки можно выявить ориентировку ребенка в собственном теле (Где у куклы голова? Ручки? Ножки? А у тебя есть…?), знание цветов, название одежды и т. п.

Учитель-логопед при обследовании речи ребенка раннего возраста использует следующие методы:

— наблюдение за коммуникативным поведением ребенка;

— обследование понимания речи;

— обследование пассивного и активного словаря;

— методика исследования понимания и использования простых предлогов;

— методика обследования звукопроизношения;

— сформированность навыков словообразования и словоизменения.

Далее приведены некоторые упражнения, используемые при обследовании речи:

«Кто так говорит?»

Задание направлено на выявление уровня слухового внимания и фонематического восприятия речевых сигналов, а также общего характера непроизвольных движений губ при речевых реакциях в игровой ситуации.

Оборудование: несколько пальчиковых игрушек, отличающихся друг от друга по «голосам» (петушок, собачка, поросенок).

Проведение обследования:

Логопед просит ребенка послушать, кто поет, и показать фигурку. Если ребенок речевой, — назвать соответствующее животное.

«Прячем игрушку»

Задание направлено на выявление объема понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между).

Оборудование: любая пальчиковая игрушка.

Проведение обследования:

Для того чтобы ребенку было интересно выполнять это задание, желательно предъявить его в виде небольшого рассказа. Например, протягиваем ребенку игрушку: «Возьми зайку. Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез высоко-высоко: поставь зайку на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его за спинку. Вот так, молодец!»

Если малыш не понимает некоторые задания (например, не может спрятать зайку «в коробку», «под коробкой» или «за елкой»), обязательно отмечается, умеет ли он спрятать зайку, используя только то, чем располагает сам: в карманчик; за спинку и т. д.

Ребенка трех лет можно уже спросить, где находится игрушка: «Зайчик-непоседа, не сидит на месте. Куда он сейчас запрыгнул? (на книгу) А где он теперь? (под столом)» и т. п.

«Что делает?»

Задание направлено на выявление объема понимания слов-действий.

Оборудование: предметы (кукла, машинка, кукольная шапочка, кукольная кроватка, одеяльце, кубики, гараж); картинки (5–6 картинок с изображением действий, знакомых ребенку: ест, спит, моет руки, катается на качелях и т. п.).

Проведение обследования

Ребенку предлагается снять шапочку с куклы, положить куклу спать, положить кубики в машинку, поставить машинку в гараж, покатать куклу в машинке и т. п.

Затем малышу предлагают посмотреть на картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает девочка; мальчик?» «Что делают дети?». Если малыш молчит, просят показать на картинках, где мальчик спит и т. д.

Варианты заключения учителя-логопеда:

Существуют вариативные подходы к формулировкам заключения на различных возрастных этапах.

1-й год жизни: — Задержка доречевого развития.

1–3 года: — Задержка речевого развития.

3 года: — Общее недоразвитие речи I (II, III) уровня речевого развития.

Также в заключении могут быть указаны дополнительные сведения, если они не укладываются в данные формулировки.

Литература:

  1. Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. // Невропатология. — М.: Просвещение, 1982.
  2. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период). — Иваново: ИвГУ, 1983.
  3. Королёва И. В. Диагностические признаки нарушения слухового и речевого развития у детей в возрасте от рождения до 3-х лет. — СПб, 2000.
  4. Приходько О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. / О. Г. Приходько, О. В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». — Москва: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015.
  5. Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. — М.: Школьная Пресса, 2000.
  6. Фрухт Э. Л. Дети 1-го года жизни. Особенности психомоторного развития. –М.: Полиграфсервис, 1998.
  7. Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. // М.: ИКП РАО, 1999.
  8. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М.: Аркти, 2005.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный