Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Становление коммуникации у детей от 0 до 3 лет: ключевые аспекты и формы взаимодействия

Педагогика
13.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается проблема отсутствия унифицированного, то есть, приведенного в единую форму, стандарт или систему, инструмента для отслеживания этапов становления коммуникации детей раннего возраста (0–3 года). Методология исследования базируется на анализе научных трудов ведущих специалистов в области лингвистики и логопедии, посвящённых становлению коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Результаты исследования представлены в виде практико‑ориентированной таблицы, позволяющей: — оперативно сопоставлять реальные навыки ребёнка с возрастными нормативами; — выявлять возможные задержки в становлении коммуникативных навыков; — планировать коррекционно‑развивающие мероприятия при необходимости. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная таблица может быть использована: — педагогами дошкольных учреждений для мониторинга речевого развития воспитанников; — родителями для самоконтроля за динамикой коммуникативных навыков ребёнка; — логопедами и дефектологами в диагностической деятельности.
Библиографическое описание
Манакова, Л. С. Становление коммуникации у детей от 0 до 3 лет: ключевые аспекты и формы взаимодействия / Л. С. Манакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131490.


Введение

Становление коммуникативных навыков — один из ключевых показателей психолингвистического становления ребёнка в раннем возрасте. Способность воспринимать, осмыслять и реагировать на речевое воздействие взрослого служит фундаментом для последующего овладения активной речью и формирования когнитивного развития. Особую значимость приобретает своевременное выявление возможных отклонений от нормативных показателей, что требует от педагогов и родителей чёткого ориентира — систематизированной картины возрастных этапов формирования понимания обращённой речи и коммуникации.

Проблема исследования заключается в противоречии между:

— объективной потребностью в чётком, структурированном ресурсе для оценки развития коммуникативных навыков;

— фрагментарностью и разнородностью существующих научных данных, затрудняющих их практическое применение.

Цель исследования систематизировать данные о формировании компонентов коммуникации у детей 0–3 лет и разработать наглядную таблицу онтогенеза, позволяющую:

  1. отслеживать соответствие речевого развития возрастным нормам;
  2. выявлять возможные задержки на ранних этапах;
  3. планировать коррекционно‑развивающие мероприятия.

По Лепской Н. И. [4] акт коммуникации делится на:

  1. Превалирующий аспект (предметно- содержательный, фактический, эмоциональный);
  2. Виды общения (монолог, диалог);
  3. Средства осуществления акта коммуникации (невербальный, вербальный);

Развитие некоторых аспектов доречевой стадии коммуникации рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1

Онтогенез развития коммуникативных навыков по Лепской Н. И. [4]

Доречевая стадия развития

0–2.6 мес

Крик.

В этот период у ребенка выступают в качестве коммуникации безусловно рефлекторные реакции, описанные выше. Но крик выступает в качестве коммуникации только у взрослого, который реагирует на данный призыв, т. к. у только родившегося ребенка нет установки на выражение своих чувств

2.6–4 мес

Гуление. 2- 3 мес. По К.Бюлеру [1], формируются симптомы положительного и отрицательного состояния ребенка. С 3х мес. Появляется первая социальная- реакция на общение с матерью

4–6 мес

Гуканье. Ребенок дает ответную реакцию матери в виде улыбки, эмоционального жеста, вокализации гуления. Эти проявления являются призывом к матери вступить с ним в эмоциональный контакт

6–12мес

Лепет

Становление форм коммуникации

0–2.6 мес

По Е. Н. Винарской [2], на этом этапе существует только монолог матери. Реакция ребенка- крик, который обусловлен двумя биологическими потребностями: пищевой и оборонительный

2(2.6)-5(6)

мес

Все еще преобладает монолог матери, но (по К.Изард [3]), есть место полной ответной реакции адресата, например (по Выготскому), в виде общей двигательной активности

5(6)-10(11)

мес

Происходит переход от монолога к диалогу. Ребенок чаще становится инициатором “коммуникации”. (По Носикову [5]) Появляются “лепетные монологи”

(9)-12(14) мес

Вокализации жесты, мимика как матери, так и ребенка приобретают собственно коммуникативную значимость. Ребенок отвечает на реплики взрослого адекватными предметными действиями

Невербальные жестово- мимические средства

3–5 мес

Развитие жестов

Развитие звуковых невербальных средств

Жесты- самоадаптивные движения, которые отражают эмоциональное состояние.

Отрицательное состояние — многочисленные резкие, короткие и быстрые движения рук и ног; положительное эмоциональное состояние — те же движения, только плавные и медленные

6–8 мес

Ребенок овладевает практически всей мимикой отрицательных и положительных эмоциональных состояний, в результате чего у него складывается целостная система выражения переживаний

8–10 мес

Система произвольных (преднамеренных) жестов, прежде всего указательных

Невербальные звуковые средства

8–12 мес

Формирование эмоционально- субъективное отношение к окружающему, связанное с реакцией удовольствия или неудовольствия

Вывод по таблице 1.

Таким образом, доречевая стадия играет важную роль в последующем формировании ребенка как личности: здесь закладываются основы не только его физиологического, но и социального, а также собственно языкового развития. От того, как прошел этот этап, чем обогатил ребенка, зависит его дальнейшая жизнедеятельность, прежде всего характер контактов с окружающими.

Рассмотрим речевую стадию развития коммуникации в таблице 2.

Таблица 2

Речевая стадия развития коммуникации ребенка

10–18 мес

Период перехода от лепета к речи. Накопление первоначальных знаний об окружающем.

В действиях ребенка главное — показать свои эмоции и желание пообщаться со взрослым. Например, он может бросить игрушку, чтобы привлечь внимание, или потянуть к матери руки и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы, чтобы позвать ее.

Ребенок быстро учится издавать звуки, что приводит к появлению междометий. Эти звуки связаны с эмоциями и значениями. Междометия начинают как звукоподражания и выражения чувств, а затем становятся более привычными для общения. Хотя они могут быть разными, каждое междометие имеет свое значение в конкретной культуре

Становление номинации и формирование ситуативного сообщения

22–23 мес

(По Боровскому и Кузнецову [6]) Используют глаголы в инфинитиве, чтобы обозначать действия. Эта форма помогает им выразить свои желания и описать действия других

2–3 года

В этот период ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, обращая внимание на объекты и их действия. Он начинает понимать связь между предметами и тем, что они делают, осознавая их как действующих субъектов. Так формируется субъектное значение

Выводы по таблице 2.

Таким образом, к началу третьего года жизни у ребенка уже можно наблюдать использование всей системы значений, которые передаются в русском языке через падежные формы: субъектные, объектные, обстоятельственные и определительные. Однако из-за отсутствия предлогов и путаницы с окончаниями эти способы передачи значений остаются довольно неразвитыми. Обычно название действия представлено в форме повелительного наклонения или инфинитива, а названия субъекта и объекта выражаются существительными в их начальной форме.

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов о закономерностях онтогенеза коммуникативных навыков у детей в возрасте от 0 до 3 лет.

Во‑первых, доречевая стадия (от рождения до примерно 12–14 месяцев) действительно играет фундаментальную роль в становлении ребёнка как личности. На этом этапе:

— формируются базовые механизмы восприятия речевой информации;

— закладываются предпосылки для социального взаимодействия через невербальные средства коммуникации (взгляд, жесты, мимика, интонация);

— развивается слуховое внимание и способность к дифференциации речевых звуков;

— выстраивается эмоциональная связь со взрослыми, создающая основу для дальнейшего речевого диалога.

Качественное прохождение доречевой стадии напрямую определяет успешность последующего языкового развития и социальной адаптации ребёнка. Дефицит коммуникативного опыта на этом этапе может привести к задержкам в формировании активной речи и трудностям во взаимодействии с окружающими.

Во‑вторых, к началу третьего года жизниребёнок демонстрирует качественно новый уровень владения языковой системой. В частности, эмпирические наблюдения подтверждают, что к этому возрасту:

— осваивается семантико‑грамматическая структура предложения;

— активно используются все основные падежные формы русского языка (субъективные, обстоятельственные, определительные), что свидетельствует о понимании синтаксических отношений между словами;

— расширяется активный словарь и усложняется структура высказываний;

— появляется способность к построению многокомпонентных фраз, отражающих реальные ситуации и отношения.

Таким образом, период от 0 до 3 лет представляет собой интенсивный этап речевого онтогенеза, в ходе которого происходит постепенный переход от доречевых форм коммуникации к осознанному использованию языковых средств, формируется база для дальнейшего овладения грамматикой, лексикой и фонетикой родного языка, а также развивается способность к диалогу и пониманию обращённой речи как инструмента социального взаимодействия.

Литература:

  1. Бюлер К. Теория языка / К. Бюлер; пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Т. В. Юдиной. — М.: Прогресс, 1993. — 502 с.
  2. Винарская Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. — М.: АСТ, 2006. — 144 с.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  4. Лепская Н. И. Речевое развитие ребёнка / Н. И. Лепская. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 1997. — 134 с.
  5. Носиков С. М. Фонетика детского языка / С. М. Носиков. — М.: Наука, 1985. — 88 с.
  6. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка / В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. — М.: Высшая школа, 1965. — 512 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 583-585):
Часть 9 (стр. 581-651)
Расположение в файле:
стр. 581стр. 583-585стр. 651

Молодой учёный