Современное российское образование переживает период трансформации, обусловленный изменениями в социально-культурной среде и государственной образовательной политике. Особое внимание в последние годы уделяется воспитательной составляющей образовательного процесса. С 1 сентября 2022 года во всех школах России стартовал федеральный проект «Разговоры о важном», направленный на формирование ценностных ориентаций обучающихся. Данный проект представляет особый интерес для педагогического сообщества как инновационная форма воспитательной работы, требующая теоретического осмысления и практического анализа.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных форм воспитательной работы в условиях информационного общества, когда традиционные методы воспитания не всегда достигают ожидаемого результата. В условиях трансформации ценностных ориентаций молодежи, роста влияния информационных технологий и социальных сетей возникает потребность в новых форматах взаимодействия педагога с обучающимися, позволяющих осуществлять ценностно-смысловую коммуникацию [1, с. 5].
Целью данной статьи является анализ педагогического потенциала «Разговоров о важном» как формы воспитания подрастающего поколения и выявление условий повышения эффективности данной формы работы.
Проект «Разговоры о важном» базируется на ряде теоретических положений современной педагогики. Прежде всего, это концепция воспитания как процесса формирования ценностно-смысловой сферы личности (И. В. Бабурова, Н. Д. Никандров, В. А. Караковский). Согласно данной концепции, ключевой задачей воспитания является приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям, составляющим основу духовно-нравственного развития личности [2, с. 115].
Второй теоретической основой проекта выступает диалоговая концепция образовательного процесса (М. М. Бахтин, В. С. Библер). В рамках данного подхода диалог рассматривается не просто как способ коммуникации, но как путь к пониманию, способ освоения духовных ценностей и смыслов [3, с.180].
Третьей теоретической основой является деятельностный подход к воспитанию (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов). Согласно данному подходу, формирование личностных качеств обучающихся происходит в процессе их активного участия в значимой деятельности [4, с. 300].
Проект «Разговоры о важном» представляет собой серию внеурочных занятий, которые проводятся в форме классных часов в начале учебной недели. Тематика встреч охватывает широкий спектр вопросов, связанных с историей и культурой России, гражданской идентичностью, нравственными ценностями, экологической культурой, профессиональным самоопределением.
Структура занятий предполагает использование различных форматов: беседы, дискуссии, интерактивные игры, просмотр и обсуждение видеоматериалов, работа с интерактивными заданиями. Особенностью занятий является использование единых методических материалов, разработанных на федеральном уровне и адаптированных для различных возрастных групп обучающихся: начального, среднего и старшего школьного возраста.
Педагогический потенциал «Разговоров о важном» заключается в следующих аспектах:
- Формирование ценностно-смысловой сферы обучающихся. В ходе обсуждения значимых вопросов происходит осознание и принятие базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, семья, труд, человечество [5, с. 10].
- Развитие коммуникативной культуры. Формат занятий предполагает активное участие обучающихся в обсуждении, формулирование и аргументацию собственной позиции, умение слушать и слышать собеседника [6, с.310].
- Расширение кругозора и развитие интеллектуальной сферы. Тематика занятий охватывает широкий спектр вопросов, что способствует повышению эрудиции, формированию целостной картины мира [7, с. 7].
- Эмоционально-ценностное развитие. Обсуждение личностно значимых вопросов, использование видеоматериалов, музыкальных произведений способствует эмоциональному проживанию ценностных смыслов, что является важным условием их интериоризации [8, с. 16].
- Развитие критического мышления. Анализ различных точек зрения, обсуждение социальных явлений способствует формированию умения критически оценивать информацию, делать обоснованные выводы [9, с.84].
В рамках исследования эффективности «Разговоров о важном» был проведен анализ педагогической практики реализации данного проекта в образовательных организациях. Исследование проводилось на базе МБОУ г. Астрахани «СОШ № 24» в период с сентября 2024 по апрель 2025 года. Были использованы методы включенного наблюдения, анкетирования, интервьюирования педагогов и обучающихся, анализа продуктов деятельности.
Результаты исследования показали, что 78 % педагогов отмечают положительное влияние занятий на развитие коммуникативных навыков обучающихся, 65 % отмечают повышение интереса учащихся к вопросам истории и культуры родной страны. При этом 53 % обучающихся отмечают, что занятия в рамках проекта «Разговоры о важном» стимулируют их к размышлению над важными жизненными вопросами.
Диагностика ценностных ориентаций обучающихся с использованием методики М. Рокича в адаптации для школьного возраста показала положительную динамику в отношении таких ценностей, как «патриотизм», «уважение к культурному наследию», «ответственность» [1, с. 6].
При этом исследование выявило ряд проблем, требующих решения для повышения эффективности данной формы воспитательной работы:
- Недостаточная подготовленность части педагогов к ведению дискуссий на социально значимые темы.
- Риск формального подхода к проведению занятий, когда вместо живого обсуждения происходит простое воспроизведение предложенного сценария.
- Сложности в вовлечении всех учащихся в обсуждение, особенно в классах с неоднородным составом.
- Необходимость адаптации материалов с учетом региональной специфики и особенностей конкретной образовательной организации.
На основе проведенного исследования были сформулированы методические рекомендации по повышению эффективности «Разговоров о важном» как формы воспитания:
- Создание атмосферы доверия и открытости. Важно, чтобы обучающиеся чувствовали себя свободно в выражении своих мыслей и чувств, не боялись высказывать точку зрения, отличную от мнения большинства или педагога [9, с.85].
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо адаптировать материалы и формы работы с учетом интересов, ценностных ориентаций, когнитивных способностей конкретной аудитории [2, с. 116].
- Использование интерактивных методов обучения. Эффективными являются такие методы, как дискуссия, дебаты, кейс-стади, проектная деятельность, ролевые игры, позволяющие обучающимся активно включаться в обсуждение.
- Связь с жизненным опытом обучающихся. Обсуждаемые темы должны быть актуализированы через призму личного опыта, что повышает значимость обсуждаемых вопросов.
- Системность и преемственность. Необходимо выстраивать занятия таким образом, чтобы они образовывали целостную систему, где каждое последующее занятие развивает и углубляет предыдущее.
Проект «Разговоры о важном» представляет собой инновационную форму воспитательной работы, обладающую значительным педагогическим потенциалом в формировании ценностно-смысловой сферы подрастающего поколения. Эффективность данной формы работы определяется не только качеством методических материалов, но и профессионализмом педагога, его способностью создать условия для продуктивного диалога и ценностно-смысловой коммуникации.
Перспективными направлениями исследования данной проблематики являются разработка диагностического инструментария для оценки эффективности воспитательного воздействия «Разговоров о важном», исследование долгосрочных эффектов данной формы работы, а также изучение возможностей интеграции данного проекта с другими направлениями воспитательной работы образовательной организации.
Литература:
- Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 4–18.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2020. 223 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2019. 24 с.
- Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2018. 448 с.
- Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность — источник развития и субъект образования // Образовательные системы современности: новое осмысление. 2021. № 2. С. 3–13.
- Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и социализация в контексте национального проекта «Образование» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 3(76). С. 15–25.
- Хоменко И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. 2022. № 4. С. 83–88.

