Влияние родителей и других значимых взрослых на профессиональное самоопределение подростков — это один из важнейших факторов, который позволяет пройти процессу успешно, либо вызывает определённые сложности. Семья: семья — главный, но амбивалентный фактор профессионального самоопределения. Родительское участие может быть как ресурсом — поддержка, обсуждение профессий, направлений обучения, совместный поиск информации, возможностей стажировки и пр., так и барьером — давление, навязывание своего мнения или опыта, игнорирование интересов и склонностей подростка, запрета идти в определённые виды деятельности. Ключевым критерием эффективности родительского влияния выступает стиль взаимодействия: равноправный диалог или авторитарное давление. В то же время зачастую родители испытывают сложности в ориентации в современном мире профессий и исследования подтверждают, что их знания не всегда шире и глубже, чем у подростков. В основу статьи положена гипотеза о том, что существует диссонанс между декларируемыми родителями внешними стратегиями и реальными внутренними установками, которые могут выступать барьером к становлению субъектности подростка и формированию его профессиональной идентичности. Проблеме изучения родительского влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников стало уделяться достаточно много внимания в работах современных авторов отечественной психолого-педагогической науки. Али А. А. в своей работе пишет о том, что родители искренне хотят «лучшего» для ребёнка, но часто проецируют свои несбывшиеся амбиции или страхи, такие как «нестабильность», «бедность». И выделяет две крайности в родительском поведении: «Ты станешь инженером!» -подавление субъектности, риск депрессии, неудовлетворённости работой, либо полное игнорирование: «Выбирай сам» — растерянность, отсутствие ориентиров [1]. Так Шиваров В. Д. в своей статье пишет о важности не количества времени родителей уделённого профориентационному процессу, а качеству их участия в данном вопросе [4]. Сергеев И. С. приводит статистику, что 88,9 % родителей согласны, что «ошибку в выборе можно исправить, получив еще одно профессиональное или дополнительное образование», но на практике 76 % всё равно настаивают на «безопасном» выборе [3]. И эта статистика показывает диссонанс между декларируемыми и реальными установками родителей, что может свидетельствовать о скрытом давлении под видом «заботы». В тоже время только 14,7 % родителей используют эффективные стратегии — слушают, обсуждают, поддерживают, а 65,3 % — давят, навязывают, игнорируют интересы ребёнка, совпадает выбор профессии родителя и ребёнка — всего у 33,8 %, 38 % родителей не учитывают результаты профдиагностики, доверяя только своим убеждениям [6]. Карцева Л. В. в своей работе приводит эмпирические данные о том, что подростки с директивными родителями: реже могут аргументировать свой выбор, чаще выбирают профессию «по престижу», имеют низкий уровень профессиональной идентичности, в то же время 68 % родителей считают, что их мнение должно быть решающим, 76 % ориентируются на «востребованность» и «высокий доход», а не на интересы ребёнка [2]. Широкова Т. В. показывает практическое решение вопроса профориентации старшеклассников и влияния родителей на этот процесс: не запрещать родителям участвовать, а направить их участие в конструктивное русло через структурированный диалог [5].
Было проведено пилотное исследование с целью анализа родительских установок и стратегий поведения в период профессионального самоопределения старшеклассников. Опрос проводился методом анонимного анкетирования родителей старшеклассников 8–11 классов из разных регионов России. Анкета состояла из открытых и закрытых вопросов: 14 вопросов, разделённых на 4 блока — 1 блок вопросов биографического характера, 2 блок — отношение к выбору профессии подростком, 3 блок — взаимодействие с подростком при выборе им профессии, 4 блок открытые вопросы, которые можно было заполнить по желанию. Всего было опрошено 30 человек. Мнения респондентов распределились следующим образом. На вопрос «Кто должен принимать основное решение о выборе профессии?» большинство опрошенных (71 %) ответили, что решение принимает подросток, пусть и с их участием (39 % — «только сам подросток», 32 % — «подросток, но с учётом мнения родителей»). Лишь 18 % респондентов отдали выбор ответу «совместно, на равных с подростком». Большинством респондентов демонстрируется внешнее доверие способности подростка делать самостоятельный выбор профессионального пути.
По вопросу «Что является главным при выборе профессии для ребёнка?» (в анкете допускался множественный выбор) мнения респондентов распределились таким образом: интерес и склонности ребёнка — (71 %), высокая зарплата — (46 %), стабильность и востребованность — (46 %), университет, в который можно поступить — (25 %), профессия «с перспективой» (IT, экология, медицина и т. п.) — (25 %), социальная значимость — (21 %), возможность работать удалённо — (11 %). Для более чем 2/3 родителей, принявших участие в опросе, главным критерием по результатам опроса явился — интерес ребёнка. Однако такие практические аспекты, как зарплата, востребованность, упоминаются почти в половине ответов.
В то же время на вопрос «Как вы реагируете, если ребёнок говорит о «несерьёзной» профессии?» 57 % респондентов ответили, что предлагают рассмотреть другие варианты профессий, 4 % говорит, что это не пойдёт на пользу подростку, и 36 % поддерживают ребёнка. Получается, что большинство респондентов пытается повлиять на мнение подростка о выборе «несерьёзной», по их мнению, профессии. На прямой вопрос «Оказывает ли ваше мнение давление на выбор ребёнка?» 61 % респондентов дали ответ, что «нет, я только советую», 29 % — «да, немного», 11 % — «да, сильно». Таким образом, 61 % родителей считают, что не оказывают давления, а 40 % признают наличие влияния — от мягкого до сильного.
Информированность родителей о профессиях, которые интересуют ребёнка составила 96 % (полностью или частично информированы). Но в тоже время обсуждают будущую профессию с ребёнком 82 % (постоянно 39 % и иногда 43 %). Из опроса видна достаточно высокая включенность родителей в вопросы профессионального самоопределения старшеклассников. Наибольшее беспокойство при выборе профессии их ребёнком у респондентов вызывает (в анкете допускался множественный выбор): «Не сможет поступить» — (54 %), «Профессия окажется неинтересной» — (50 %), «Не будет реализован(а)» — (43 %), «Будет мало зарабатывать» — (36 %), «Будет работать в стрессовых условиях» — (25 %), «Не найдёт работу» — (25 %), «Я не смогу ему(ей) помочь» — (11 %). По результатам опроса получается, что родителей больше всего беспокоит неудача ребёнка — как академическая «не поступит», так и личностная «не реализуется», «не понравится», а в ряде случаев родитель проецирует собственную беспомощность, а не поддерживает самостоятельность подростка — «не смогу помочь».
Какой же профессией респонденты хотели бы, чтобы занимался их ребёнок? «Туризм, востребован на рынке. Специалист по цветным металлам, с перспективой работа на заводе цветных металлов» — родитель задаёт направление, ориентируясь на «рынок», а не на интересы ребёнка, причём направления диаметрально противоположные из чего можно сделать предположение, что и сам родитель не слишком уверен в векторе дальнейшего движения при выборе профессии для подростка. «Интересной и высокооплачиваемой», «интересной, стабильной, хорошо оплачиваемой» — декларируется интерес и в тоже время обозначается важность внешних факторов: зарплата и стабильность. «Хочу, чтобы он пробовал, пока не найдет, что ему по душе, а если не найдет пусть пробует дальше))» — отсутствие запроса на структурированную помощь — всё остаётся на уровне «проб и ошибок». «Профессией, которая заинтересовала бы ребёнка. Работать на нелюбимой работе нет ничего хуже. Была бы моя воля отправила по стопам папы и мамы на инженера. Это возможность помочь ребенку на стадии обучения и возможность устроить на работу» — обозначается, что интерес ребёнка — главное, но здесь же даётся понять, что родитель уже определил «верный» путь в профессию — продолжение семейной династии.
Полученные результаты свидетельствуют, о том, что родители декларируют уважение к автономии подростка (71 % считают, что выбор — за ребёнком), но на практике часто пытаются скорректировать его решение (57 % предлагают альтернативы) и оказывают влияние от мягкого до сильного (40 % признают наличие влияния). Ключевым приоритетом при выборе профессионального пути респонденты определяют — интерес ребёнка, но он уравновешивается прагматизмом: родители одновременно думают о зарплате, востребованности, стабильности и возможности поступления. Главная тревога респондентов, что выбор окажется безуспешным — «не поступит» или несчастливым — «не понравится».
Это подтверждает гипотезу: существует диссонанс между декларируемыми родителями внешними стратегиями и реальными внутренними установками, и родительская забота может превращаться в давление, даже если родитель считает, что «всего лишь советует». Родителям хочется обеспечить своим детям определённый уровень благополучия, посредством интересной, стабильной и высокооплачиваемой профессиональную деятельности. И важно в этом стремлении осознать свои установки, свои страхи, тревоги, чтобы не оказывать ими давление на выбор профессии подростком. Родители — не враги субъектности, а потенциальные союзники, если их включить в рефлексивный процесс и сделать полноценными участниками процесса профориентации старшеклассников.
По итогам проведённого исследования были сформированы следующие меры и рекомендации по проблеме включения родителей в процесс профориентации подростков:
- Просветительская работа — разработка и организация регулярных лекториев для родителей по вопросам профессиональной ориентации подростков, актуальным запросам современного рынка труда, новым и перспективным профессиям и пр.
- Организация совместных консультаций «родитель + подросток», где с помощью специалистов (психолог, профориентолог) они смогут учиться договариваться, озвучивать свои тревоги и страхи, совместно анализировать дальнейшие траектории профессионального пути.
- Создание информационных ресурсов о профориентации, с возможностью задать вопрос в режиме онлайн.
- Формирование методических рекомендаций для родителей по темам профориентации подростков, поступления в ВУЗ и пр.
- Тренинги для родителей и подростков по снижению тревожности перед ОГЭ и ЕГЭ.
Выбор будущей профессии — важная и сложная задача, в особенности для подростка. И ему необходима родительская поддержка и участие, а не давление и навязывание «правильного» профессионального пути. Выбор должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и учитывать актуальную ситуацию рынка труда.
Литература:
- Али, А. А. Влияние родителей на профориентацию ребенка / А. А. Али. — Текст: непосредственный // MODERN SCIENCE Издательство: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». — 2021. — № 3–1. — С. 407–409.
- Карцева, Л. В. Профориентационные установки родителей старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение учащихся школы / Л. В. Карцева. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2019. — № 2 (54). — С. 68–83.
- Сергеев, И. С. Влияние социокультурного уклада семьи на профессиональное самоопределение детей и подростков / И. С. Сергеев. — Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. — 2021. — № 1. — С. 115–130.
- Шиваров, В. Д. Выбор профессиональной деятельности молодежи: влияние семьи на выбор / В. Д. Шиваров. — Текст: непосредственный // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда» (Чебоксары). — 2022. — №. — С. 266–269.
- Широкова, Т. В. Анализ профессиональной траектории родителей как средство профориентации обучающихся / Т. В. Широкова. — Текст: непосредственный // Образование в Кировской области. — 2022. — № 2 (62). — С. 71–76.
- Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками / Д. Ф. Ильясов, Е. А. Селиванова, Н. Г. Каримова, Л. С. Ведерникова. — Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 5 (72). — С. 86–90.

