Актуальность исследования особенностей преодоления кризиса середины жизни у взрослых людей, принявших решение о смене профессии, обусловлена комплексом взаимосвязанных социально-экономических и психологических факторов. В современном обществе данная проблема приобретает масштабный характер, учитывая, что в категорию возраста 35–55 лет в России входит почти половина трудоспособного населения, значительная часть которого переживает период профессионального переосмысления.
Социально-экономическая значимость проблемы проявляется в двояком влиянии на человеческий капитал: с одной стороны, неразрешенный кризис ведет к снижению производительности труда, профессиональному выгоранию и потере квалифицированных кадров, с другой стороны успешная смена профессиональной деятельности позволяет сохранить и перераспределить накопленный опыт, предотвращая его обесценивание. Особую остроту этой проблеме придает динамичная трансформация современного рынка труда, характеризующаяся быстрым устареванием одних профессий и появлением новых, что вынуждает зрелых работников постоянно пересматривать свои компетенции.
С теоретической точки зрения, исследование заполняет существенную нишу в научном знании, находясь на стыке психологии развития и карьерного консультирования. Существующие подходы часто рассматривают кризис середины жизни и профессиональную переориентацию как отдельные феномены, в то время как их интегративное изучение позволяет раскрыть механизмы трансформации экзистенциальных вопросов и переоценки жизненных ценностей в конкретные карьерные решения. Особый научный интерес представляет парадокс профессиональной реализации, когда кризис настигает не только неуспешных, но и состоявшихся профессионалов, столкнувшихся с эффектом «предсказуемости» и смысловой исчерпанности своей деятельности. Изучение этого феномена обогатит теории мотивации и возрастной психологии, раскрывая новые траектории личностного развития в зрелом возрасте.
Изучению кризиса середины жизни и его связи с карьерными трансформациями посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных специалистов в области психологической науки.
В работах отечественных авторов прослеживается единство в понимании данного возрастного этапа как периода глубокой личностной трансформации, требующей активных стратегий совладания.
Так, в статье Е. А. Горбатовой представлена модель психологического сопровождения лиц, переживающих кризис среднего возраста, которая включает этапы диагностики, стратегии совладания и конкретные методы работы. Автор подчеркивает перспективность применения методики «Колесо жизненного баланса» для осознания клиентом проблемной ситуации, а также позитивно оценивает возможности логотерапии и нарративной психологии в помощи клиентам, испытывающим смутное неудовлетворение и задающимся экзистенциальными вопросами о смысле жизни и правильности выбранного пути [2].
В своем эмпирическом исследовании, проведенном на выборке из 61 женщины и 45 мужчин в возрасте 35–50 лет, К. А. Бабиянц и Е. А. Позднякова анализируют, как представители разных полов переживают кризис середины жизни и какие стратегии совладания с ним используют. Авторы проводят содержательный анализ данного возрастного периода, акцентируя внимание на отличительных особенностях в выраженности копинг-стратегий у мужчин и женщин, обнаруживая специфические гендерные профили проживания этого кризиса [1].
Исследование В. И. Долговой и И. В. Тимофеевой посвящено анализу Я-концепции и психоэмоционального состояния женщин в период кризиса среднего возраста (36–52 года). На выборке из 24 женщин было установлено, что для данного периода характерно снижение самочувствия и повышенная тревожность, особенно выраженные у замужних женщин. В структуре Я-концепции обнаружены значительные различия: незамужние женщины демонстрируют более высокую самооценку и низкую тревожность, в то время как замужние чаще испытывают фрустрацию и ригидность. Авторы приходят к выводу, что устойчивая Я-концепция, соответствующая психологическому и физическому возрасту, является ключевым фактором, позволяющим пережить кризис с наименьшими потерями [3].
В статье Ю. А. Креневой и Я. В. Киливник смена профессиональной деятельности в зрелом возрасте рассматривается как активная стратегия преодоления экзистенциального кризиса, связанного с переосмыслением жизненных смыслов и поиском аутентичного существования. Авторы доказывают, что добровольный отказ от прежней профессиональной идентичности и переход к новой деятельности выступают не просто как трудовая мобильность, а как сознательный экзистенциальный проект, направленный на достижение большей личностной целостности и самореализации. Исследование показывает, что успешная карьерная трансформация в этот период способствует разрешению ключевых экзистенциальных противоречий, связанных со свободой, ответственностью и конечностью жизни, открывая новые возможности для личностного роста и обретения смысла [4].
В совокупности эти и другие работы современных отечественных авторов подчеркивают, что успешное преодоление кризиса середины жизни связано с активной позицией личности, способностью к переосмыслению опыта и построению новых жизненных и профессиональных перспектив, что имеет важное теоретическое и практическое значение для психологического консультирования и сопровождения людей в данный возрастной период.
Анализ современных зарубежных исследований позволяет выявить существенную трансформацию в понимании карьерных переходов в зрелом возрасте.
Зарубежными исследователями было изучено 244 статьи, посвящённых смене карьеры, опубликованных в период с 1980 по 2022 год, анализ которых показал, что исследования успешности карьерных переходов остаются фрагментированными. Было установлено, что изучаемые критерии успеха относятся преимущественно к категории самореферентных (основанных на оценке самого человека), в то время как другие референтные категории (например, оценка работодателем) отсутствуют. Кроме того, большинство исследований опираются на смесь объективных и субъективных критериев успеха, при этом ни одна работа не рассматривает возможное взаимодействие между этими двумя типами критериев. Авторы подчеркивают настоятельную необходимость расширения исследований критериев успешности карьерного перехода в условиях быстро меняющихся глобальных трендов занятости [6].
Швейцарские учёные выявили, что карьерные переходы направляются сложным взаимодействием выталкивающих (неудовлетворенность старой работой), притягивающих (привлекательность новой карьеры), анти-выталкивающих (удерживающие факторы в старой карьере) и анти-притягивающих (барьеры для входа в новую карьеру) факторов. Это взаимодействие формирует пять типов процессов карьерного изменения, связанных с попытками людей сохранить ценности, обновить их, перенести интересы, возродить утраченные интересы или восстановить свои навыки, чтобы вернуть себе чувство контроля над своей профессиональной карьерой [5].
В современных американских исследованиях середина жизни переосмысливается как переломный период, характеризующийся не столько универсальным кризисом (который эмпирически подтверждается лишь у 10–20 % людей), сколько уникальным сочетанием вызовов и возможностей. Ключевыми аспектами, влияющими на профессиональное развитие в этот период, выступают многомерная структура социальных ролей, создающая напряжение между профессиональными обязанностями, воспитанием детей, заботой о пожилых родителях и супружескими отношениями; финансовая уязвимость и нестабильность рынка труда, проявляющиеся в застое заработной платы, реконфигурации рабочих мест и ослаблении социальных гарантий; изменяющаяся межпоколенная динамика, выражающаяся в необходимости «перезапуска» взрослых детей и увеличении нагрузки по уходу за стареющими родителями; а также начинающееся снижение физического здоровья и когнитивных функций, происходящее на фоне высоких требований карьеры и семьи [8].
Американское исследование, основанное на интервью со 100 участниками в возрасте 30–45 лет из США, посвященное карьерному развитию в период «установившейся взрослости», позволил выделить три ключевых аспекта: исследование карьеры (поиск подходящего пути с учетом ощущения ограниченного времени), стабильность карьеры (чувство приверженности выбранному пути, которое имеет как позитивные стороны, так и издержки) и рост карьеры (опыт продвижения по карьерной лестнице и планирование будущего, включая возможные «вторые акты») [7].
Исследование, проведённое английскими учёными, основанное на анализе данных более 100 000 работников в Великобритании, ставит под сомнение устоявшееся убеждение, что кризис середины карьеры является универсальным явлением. Проанализировав данные более 100000 работников из Великобритании, авторы пришли к выводу, что удовлетворенность работой следует U-образной траектории только для управленцев и высококвалифицированных специалистов, которые, достигая своего карьерного пика в возрасте около 40 лет, часто возвращаются на прежние позиции, в то время как работники среднего и низшего звена не демонстрируют указанной закономерности [9].
В совокупности все вышеописанные зарубежные работы подчеркивают необходимость учета многомерности факторов, влияющих на профессиональное развитие в зрелом возрасте, и отказа от универсальных моделей в пользу более дифференцированных подходов.
Таким образом, проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований выявляет продуктивное взаимодействие двух взаимодополняющих подходов в изучении кризиса середины жизни. Отечественная психологическая традиция акцентирует значение личностной трансформации и активных стратегий совладания, подчеркивая роль переосмысления опыта и построения новых перспектив. Зарубежные исследования, в свою очередь, углубляют понимание проблемы, смещая фокус на многомерность факторов карьерных переходов и демонстрируя ограниченность универсальных моделей. Интеграция этих подходов позволяет рассматривать кризис середины жизни как сложный феномен, находящийся на пересечении внутренних психологических процессов и внешних социально-экономических условий, что открывает перспективы для разработки дифференцированных моделей психологического сопровождения.
Проведенный компаративный анализ выявил не столько противоречия, сколько комплементарность отечественного и зарубежного подходов. Российские исследования, с их акцентом на экзистенциальные вопросы, личностную трансформацию и активные стратегии совладания, раскрывают внутренний, субъективный полюс кризиса. Зарубежные работы, фокусирующиеся на системных факторах, «push-pull» динамике и разнообразии траекторий, описывают внешний, объективный полюс этого же явления. Однако простое суммирование этих подходов недостаточно. Необходим синтез, позволяющий увидеть их взаимосвязь и взаимовлияние.
На основе проведенного анализа мы предлагаем интегративную модель кризиса середины жизни и карьерного перехода, которая представляет собой динамическую систему взаимодействия внутренних и внешних факторов, отражённую схемой на Рисунке 1.
Внутренний контур (психологический) подробно изучен в отечественной традиции и включает в себя:
– экзистенциальный запрос — переосмысление смыслов, ценностей, ощущение «смысловой исчерпанности» текущей деятельности [4];
– личностные ресурсы — устойчивая Я-концепция [3], способность к рефлексии, гибкость, готовность к изменениям;
– стратегии совладания — активные (поиск поддержки, планирование) и пассивные (избегание) стратегии, имеющие гендерную специфику [1].
Внешний контур (социально-экономический) детализирован в зарубежных исследованиях и включает в себя:
– Push-Pull силовое поле — совокупность выталкивающих (выгорание, неудовлетворенность) и притягивающих (новые возможности, ценности) факторов, а также сдерживающих сил (анти-push и anti-pull) [5];
– социально-экономический контекст — финансовая уязвимость, нестабильность рынка труда, трансформация профессий [8];
– структура социальных ролей — напряжение между профессиональными, семейными и родительскими ролями [8].
Рис. 1. Интегративная модель кризиса середины жизни и карьерного перехода
Процесс интеграции и его результат. Карьерный переход в середине жизни является не линейным событием, а процессом переговоров между внутренним и внешним контурами. Например, сильный внутренний экзистенциальный запрос может заставить человека действовать вопреки сильным сдерживающим факторам (анти-pull), таким как финансовые риски. И наоборот, благоприятные внешние условия (например, программа переобучения) могут активировать латентные внутренние ресурсы и спровоцировать переосмысление.
Осознание комплементарности подходов позволяет также критически оценить ограничения существующей базы исследований.
- Методологический разрыв. Отечественные работы часто опираются на качественные методы и малые выборки [3], что ограничивает генерализацию выводов. Зарубежные крупномасштабные исследования [9], в свою очередь, иногда упускают глубину субъективного переживания.
- Культурная специфика. Выявленные различия не случайны. Акцент на личностной трансформации в российских работах может отражать традиции гуманистической и экзистенциальной психологии, а также специфику социально-экономической нестабильности, где личностный ресурс становится ключевым. Фокус зарубежных исследований на системных факторах связан с развитием организационной психологии и более структурированным рынком труда.
- Проблема универсальности. Данные, ставящие под сомнение универсальность U-образной кривой удовлетворенности [9], критически важны. Они указывают, что так называемый «кризис» является не нормой развития, а скорее продуктом столкновения конкретного человека (его ресурсов и стратегий) с конкретными системными обстоятельствами.
В Таблице 1 представлена сравнительная характеристика отечественного и зарубежного подходов к объяснению кризиса середины жизни.
Таблица 1
Сравнительная характеристика подходов
|
Критерий |
Отечественный подход |
Зарубежный подход |
|
Основной фокус |
Внутренняя личностная трансформация |
Внешние, системные факторы перехода |
|
Методология |
Качественный анализ, малые выборки |
Количественные и смешанные методы, крупные выборки |
|
Понимание кризиса |
Нормативный этап развития, возможность роста |
Контекстуальный феномен, не универсальный |
|
Ключевые факторы успеха |
Активная позиция, переосмысление опыта |
Сбалансированность «push-pull» факторов, поддержка среды |
|
Вклад в модель |
Описание Внутреннего контура |
Описание Внешнего контура |
Предложенная интегративная модель позволяет перейти от общих рекомендаций к дифференцированному психологическому сопровождению.
- Диагностика. Необходима комплексная диагностика обоих контуров: ценностно-смысловой сферы и личностных ресурсов (внутренний контур), а также анализа силового поля «push-pull» и социального контекста (внешний контур).
- Интервенции. Работа с клиентом должна вестись параллельно:
– на уровне внутреннего контура: применение логотерапии, нарративных практик [2], техник для укрепления Я-концепции;
– на уровне внешнего контура: анализ рынка труда, профориентация и развитие навыков преодоления внешних барьеров.
- Цель сопровождения — не просто помочь клиенту сменить профессию, а помочь ему осуществить осознанный экзистенциальный проект [4], найдя точку баланса между своими внутренними запросами и внешними возможностями и ограничениями.
Таким образом, проведенный анализ не только систематизировал существующие подходы, но и позволил продвинуться к созданию интегративной модели, преодолевающей их изначальную разобщенность. Кризис середины жизни и сопутствующий ему карьерный переход предстает не как универсальный кризис, а как сложный процесс переговоров между личностью и контекстом. Перспективы дальнейших исследований видятся в эмпирической верификации предложенной модели, в том числе в лонгитюдных исследованиях, отслеживающих динамику взаимодействия внутренних и внешних факторов на протяжении всего процесса карьерной трансформации.
Литература:
- Бабиянц К. А. Проживание кризиса середины жизни и стратегии совладания с ним у мужчин и женщин / К. А. Бабиянц, Е. А. Позднякова // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2020. — № 2. — С. 68–77. — DOI: 10.21702/NCPB.2020.2.6.
- Горбатова Е. А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста / Е. А. Горбатова // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2020. — Т. 33, № 1. — С. 70–77. — URL: https://psyjournals.ru/journals/scientific_notes/archive/2020_n1/Gorbatova (дата обращения: 30.11.2025).
- Долгова В. И. Исследование Я-концепции женщин в период проживания кризиса среднего возраста / В. И. Долгова, И. В. Тимофеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 96–100. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56097.htm (дата обращения: 01.12.2025).
- Кренева Ю. А. Смена профессиональной деятельности в зрелом возрасте как стратегия преодоления экзистенциального кризиса / Ю. А. Кренева, Я. В. Киливник // Наука и общество: Материалы VII международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 07 февраля 2025 года. — Москва: Московский университет им. С. Ю. Витте, 2025. — С. 149–158.
- Brazier C. É. Drivers of involuntary career changes: a qualitative study of push, pull, anti-push, and anti-pull factors / C. É. Brazier, J. Masdonati, A. Borges, L. Fedrigo, M. Cerantola // Journal of career development. — 2024. — Vol. 51, № 3. — P. 303–326. — DOI: 10.1177/08948453241246720.
- Mussagulova A. When is a career transition successful? A systematic literature review and outlook (1980–2022) / A. Mussagulova, S. Chng, Z. A. G. Goh, C. J. Tang, D. N. Jayasekara // Frontiers in Psychology. — 2023. — Vol. 14. — Art. 1141202. — DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1141202.
- Goedereis E. A. «I want to focus on something that I feel really good about every day»: Career development in established adulthood / E. A. Goedereis, C. M. Mehta, J. Jones, B. J. Ayotte // Acta Psychologica. — 2023. — Vol. 234. — Art. 103863. — DOI: 10.1016/j.actpsy.2023.103863.
- Infurna F. J. Midlife in the 2020s: Opportunities and Challenges / F. J. Infurna, D. Gerstorf, M. E. Lachman // American Psychologist. — 2020. — Vol. 75, № 4. — P. 470–485. — DOI: 10.1037/amp0000591.
- Zhou Y. Is there a mid-career crisis? An investigation of the relationship between age and job satisfaction across occupations based on four large UK datasets / Y. Zhou, M. Zou, M. Williams // Socio-Economic Review. — 2024. — Vol. 23, No. 3. — P. 1287–1314. — DOI: 10.1093/ser/mwae072.

