Особенности системы государственного управления Испании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 5869 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Испании / Б. И. Миннибаев, Р. Ф. Шарифуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8788/ (дата обращения: 17.12.2024).

Ключевые слова: Испания, Король, Конституция, Конгресс, Сенат, Генеральным Кортес, Автономные сообщества.

Государство на юго-западе Европы.

Испания — унитарное государство с высокой степенью децентрализации. В административно-территориальном отношении страна делится на 50 провинций, входящих в 17 автономных сообществ. Три последние (Каталония, Страна Басков и Галисия) образованы по национальному принципу на территории проживания соответствующих коренных народов — каталонцев, басков, галисийцев. Эти сообщества, а также Андалусия, обладают наиболее высокой степенью автономии по сравнению со всеми остальными. Действует Конституция 1978 г. По форме правления Испания является конституционной парламентской монархией. Политический режим демократический [2, с. 269].

Глава государства — Король, являющийся, согласно Конституции, символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов» [2, с. 269].

Согласно Конституции (ст.62), в обязанности Короля входит:

-          санкционирование и промульгация законов;

-          созыв и роспуск Генеральных кортесов и назначение выборов согласно условиям, установленным Конституцией;

-          назначение референдума в случаях, установленных конституцией;

-          предложение кандидата в председатели Правительства и, в случае необходимости, когда это установлено условиями конституции, его назначение и прекращение его функций;

-          назначение и смещение членов правительства по предложению его председателя;

-          скрепление своей подписью декретов, принятых в Совете министров, назначение гражданских и военных служащих, пожалование почетных званий и награждение орденами в соответствии с законами;

-          получение информации о государственных делах и председательствование с этой целью на заседаниях Совета министров, когда это он сочтет необходимым, по просьбе председателя правительства;

-          осуществление верховного командования вооруженными силами;

-          осуществление права помилования в соответствии с законом, который не может предусматривать всеобщих амнистий;

-          осуществление высшего покровительства королевским академиям [1].

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту Генеральным кортесам. Нижняя палата — Конгресс депутатов (350 депутатов) и верхняя палата — Сенат (256 членов), которая является палатой территориального представительства, избираются сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых выборов (Конгресс — по пропорциональной системе, Сенат — по мажоритарной). Сессии парламента созываются 2 раза в год и длятся по 4–5 месяцев. По требованию Правительства, постоянной комиссии парламента или абсолютного большинства членов палат могут проводиться чрезвычайные сессии, которые созываются по определенной повестке дня. Депутаты работают на пленарных заседаниях и в комиссиях. Пленарные заседания палат являются открытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов обеих палат. К компетенции парламента Испании относится выработка законов, принятие бюджета, контроль за деятельностью. Правительства, установление регентства, опекунства. Круг вопросов, по которым парламент может принимать законы, не очерчен, однако его законодательная деятельность заключается прежде всего в издании законов, относящихся, согласно ст.81, к развитию основных прав и свобод, законов, одобряющих статуты об автономии, устанавливающих порядок всеобщих выборов, а также иных законов, специально предусмотренных Конституцией. По всем другим вопросам парламент может делегировать Правительству право издавать «законодательные декреты». Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу, Сенату [2, с. 270].

Правительство — Совет министров осуществляет исполнительную власть. Оно состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов. Кандидатуру председателя предлагает Король и одобряют Кортесы. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Королем по предложению Председателя Правительства. Председатель руководит деятельностью Правительства и несет за нее ответственность [2, с. 270].

Согласно Конституции Правительство осуществляет руководство «внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны». Правительство ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Парламентский контроль за деятельностью Правительства выражается в форме интерпелляции (запросов) и вопросов к членам Правительства, резолюции порицания, проверки деятельности Правительства следственными комиссиями парламента. При утрате парламентского доверия Правительство должно подать в отставку. Его отставка предусмотрена и в случае ухода в отставку или смерти Председателя Правительства [2, с. 270].

Каждое автономное сообщество имеет свой устав (статут), принимаемый в качестве органического закона государства (ст.81 Конституции). Органами власти автономных сообществ являются, под разными названиями, избираемая населением ассамблея и формируемое ею местное правительство. Ассамблея издает законы, действующие на территории данного сообщества [1].

Согласно Конституции (ст.148), Автономные сообщества могут брать себе компетенцию в следующих областях:

-          организация своих органов самоуправления;

-          изменение границ муниципалитетов, расположенных на рго территории и, в общем плане, осуществление функций, относящихся к компетенции государственной администрации в отношении местных корпораций и передача которой разрешена законодательством о режиме местного управления;

-          благоустройство территории, урбанизм и жилища;

-          общественные работы в интересах автономного сообщества и дороги на его территории;

-          железные дороги и дороги, полностью проходящие по территории автономного сообщества;

-          гавани, порты и спортивные аэродромы и вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью;

-          земледелие и животноводство в соответствии с общим направлением экономического развития;

-          леса и лесное хозяйство;

-          управление в области охраны окружающей среды;

-          проектирование, строительство и использование гидротехнических сооружений, каналов и систем ирригации, представляющих интерес для автономного сообщества, а также минеральные и термальные воды;

-          рыбоводство во внутренних водах, использование продуктов моря, аквакультура, охота и речное рыболовство;

-          местные ярмарки;

-          поощрение развития экономики автономного сообщества в соответствии с целями национальной экономической политики;

-          ремесла;

-          музеи, библиотеки, консерватории, представляющие интерес для автономного сообщества;

-          памятники, представляющие интерес для автономного сообщества;

-          развитие культуры, исследований, а если необходимо, образования на языке автономного сообщества;

-          развитие и организация туризма на своей территории;

-          развитие спорта и досуга;

-          социальное обеспечение;

-          здравоохранение и гигиена;

-          наблюдение и защита зданий и сооружений. Координация и иные функции местной полиции на условиях, устанавливаемых органическим законом [1].

В соответствии ст. 153 Конституции Испании, контроль за деятельностью органов автономных сообществ осуществляется:

-          конституционным судом в отношении конституционности их нормативных актов, имеющих силу закона;

-          правительством по получении заключения Государственного совета в отношении осуществления делегированных полномочий в соответствии с пунктом 2 статьи 150;

-          органами административной юстиции в отношении автономного управления и его регламентарных норм;

-          счетной палатой в отношении экономики и бюджета [1].

Если автономное сообщество не выполняет обязательств, налагаемых на него Конституцией и другими законами или действует образом, который серьезно противоречит общим интересам Испании, то после предварительного требования к председателю автономного сообщества с согласия абсолютного большинства Сената в случае, когда это предварительное требование не будет удовлетворено, правительство может принять меры к тому, чтобы заставить такое сообщество выполнить указанные обязательства, либо принять меры, необходимые для защиты общегосударственных интересов, в соответствии ст. 155 Конституции Испании [1].

Литература:

1.      Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.

2.      Конституция Испании. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/149 (Дата обращения: 20.12.2013).

3.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С. 269–278.

4.      Уголовный кодекс Испании / Пер. с исп. В. П. Зыряновой, Л. Г. Шнайдер. М., 1998.

5.      Miranda S. Spain: Practical Commercial Law. L., 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): автономное сообщество, Конституция, Испания, правительство, сообщество, деятельность Правительства, интерес, Конституция Испании, предварительное требование, Совет министров.


Ключевые слова

Конституция, Сенат, Конгресс, Испания, Король, Генеральным Кортес, Автономные сообщества., Автономные сообщества
Задать вопрос