Особенности взаимодействия между родителем и ребенком в неполной отцовской семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 27.12.2013

Статья просмотрена: 1631 раз

Библиографическое описание:

Аникина, Р. В. Особенности взаимодействия между родителем и ребенком в неполной отцовской семье / Р. В. Аникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8773/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном российском обществе формирование семьи — одна из приоритетных задач, поскольку именно семья является одним из основных институтов воспитания подрастающего поколения. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни одна из других форм воспитания не может сравниться с семьей. Именно в ней закладываются основы личности ребенка.

Становление семьи — это сложный, длительный, многогранный процесс, который нередко сопровождается рядом достаточно острых проблем, часто к ним относятся именно детско-родительские отношения, которые могут характеризоваться семейной холодностью и отчужденностью. В таких семьях людям свойственен постоянный страх и чувство тревоги. Также к числу подобных проблем относится стремительный рост количества разводов. Так во Владимирской области по данным статистики на 100 зарегистрированных браков 2009 году приходилось 60 разводов, в 2010–54, а в 2011 году 58 разводов. А что говорить о гражданских браках, распад которых не так легко проследить?! Судя по переписи населения 2010 года, гражданские браки во Владимирской области набирают популярность, 12 % супружеских пар находятся в гражданском браке [1].

Необходимо подчеркнуть, что одной из острых проблем современного общества является именно распад семьи. В настоящее время в нашей стране наблюдается активный рост количества разводов. Все это приводит к стремительному увеличению числа неполных семей, при чем как материнских так и отцовских. Для нашего общества неполная отцовская семья является скорее исключением. Таких примеров в разы меньше, чем семей матерей-одиночек. Тем не менее их численность с каждым годом растет, чему способствуют массы различных факторов, в т. ч. алкоголизация женского населения. Кроме того, возрастает доля женской смертности, что объясняется рядом причин: в последние годы наблюдается возрастающее ухудшение показателей здоровья беременных женщин, снижаются показатель раннего охвата их врачебным наблюдением, качество диспансеризации беременных, отмечается высокая распространенность абортов [3].

Таким образом, в большинстве случаев мужчину вынуждают обстоятельства в одиночку воспитывать своих детей. Хотя, в последнее время, мужчины. претендующие на воспитание своих детей, стали чаще заявлять о своих правах. Мы наблюдаем увеличение числа случаев, когда несовершеннолетние остаются с папой по решению суда.

В странах Западной Европы и США семьи с одинокими отцами составляют 10–15 % от общего числа неполных семей. Франция является рекордсменом по численности одиноких отцов, с которыми живут дети в возрасте от 13 до 16 лет. Их число составляет 20 % общего числа неполных семей. Понятие «мать-одиночка» практически не существует в мусульманских странах, поскольку если случаются разводы, то детей оставляют всегда отцам [4].

В России по официальной статистике из всего количества неполных семей доля семей с одинокими отцами составляет всего около 6 %. Но существуют регионы, где это соотношение несколько другое — например, в Якутии 36 тысяч одиноких матерей, тогда как семей одиноких отцов 4180, это чуть больше 11 % [5].

В законодательной базе России не предусмотрено такое понятие, как «одинокий отец». На практике, одиноким отцом принято считать мужчину, у которого на попечении находится один или несколько детей, чья мать лишена родительских прав, пропала без вести или умерла. К этой категории также относятся мужчины с детьми, мать которых осуждена на длительный срок лишения свободы, оставила при разводе детей отцу, а также долгое время находится в лечебном учреждении. Кроме того к категории «одинокие отцы» относят мужчин, которые занимаются воспитанием усыновленных детей без участия матери; приемных отцов, занимающихся воспитанием детей без матери; отчимов, которые воспитывают детей без матери; попечителей и опекунов, занимающихся воспитанием детей без матери.

На основе анализа данной проблемы мы выявили, что одинокие отцы, это чаще всего мужчины с высшим образованием в возрасте до 40 лет, которые проживают в городе и у них на попечении находится один ребенок.

По утверждению основателя ассоциации одиноких отцов в Москве, учет одиноких отцов в России не ведется. Хотя на основе проведенного нами анализа можно говорить о том, что статистика этой категории отцов все же существует, согласно которой 149 из 150 неполных семей, в которых воспитанием детей занимаются мамы, и только 1 — папа.

По данным правозащитной ассоциации России «Отцы и дети», одиноких отцов насчитывается около 300 тысяч в нашей стране. Из другого источника следует, что отцов-одиночек около 800 тысяч. По данным Росстата 2002 года, в России проживает 684067 отцов с детьми, такие сведения собираются один раз в 10 лет [4].

Несмотря на то, что в законодательно базе отсутствует как таковой статус отца-одиночки, они могут рассчитывать на помощь государства. Одинокий папа может получать пособия и госгарантии, а также различные социальные выплаты, которые положены по закону и матерям-одиночкам. Государственная помощь таким отцам стала возможной благодаря Конвенции Международной организации труда, которая предписывает равные возможности для трудящихся женщин и мужчин. Кроме этого, гарантии и льготы для одиноких отцов регламентируются Трудовым законодательством РФ.

Так, в Статье 264 ТК РФ говориться: «Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних» [2].

Необходимо отметить, что в России уже создаются Центры помощи отцам, в задачи которых входит предоставление одиноким родителям квалифицированной медицинской, юридической и психологической помощи. В Благовещенске в 2007 году решили помочь отцам одиночкам и на базе центра помощи семьи и детям была открыта первая школа отцов, в которую на тот момент вошли 26 мужчин разного возраста.

Все большую популярность набирает движение за права отцов, за освобождение от насаждаемых обществом стереотипов, диктующих как должен вести себя «настоящий мужчина», которое взяло своё начало в Америке. День Отца впервые отпраздновали в США, 19 июня 1910. Со временем День отца стали отмечать и в других странах, декларирующих уважение к семейным ценностям. В России День отца пока не является официальным праздником, однако его отмечают в некоторых регионах нашей страны, и в 7 субъектах РФ он утвержден законодательно. Обычно День отца празднуется в третье воскресенье июня.

На первый взгляд может показаться, что одной из главных проблем семей одиноких отцов являются материальные трудности. Это действительно так, но это не единственная их проблема. Наибольшую трудность для одиноких отцов, на наш взгляд, представляет воспитание собственных детей. Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, как отцовской, так и материнской, являетсянарушение половой идентичности. И чем младше дети, тем большую опасность представляют негативные последствия такого воспитания. Подростки из таких семей часто взрослеют с искаженным восприятием реальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

На базе лаборатории кафедры социальной педагогики и психологии ВлГУ, нами было проведено исследование, в котором приняли участие отцы одиночки в возрасте 35–40 лет, воспитывающие одного и более детей. В процессе экспериментальной работы были получены результаты с использованием опросника «Взаимодействие родитель — ребёнок» (И. М. Марковской).

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты: 60 % испытуемых набрали высокие баллы по шкале «нетребовательность — требовательность», 25 % средние, а 15 % опрашиваемых — самые низкие. Анализ результатов позволяет установить уровень требовательности испытуемых к своим детям, который проявляется во взаимодействие родителя с ребенком: чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

По результатам шкалы «мягкость — строгость» можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения к чему-либо. Исследование позволило установить, что наибольшая степень строгости в исследуемой группе проявляется у 80 % испытуемых. Результаты 20 % находятся на среднем уровне, то есть они относительно строги к своим детям. Анализ шкалы «автономность-контроль» показал, что средний уровень представлен у 50 % испытуемых, у 20 % — низкий уровень контроля. Шкала «эмоциональная дистанция — близость» отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Высокие результаты по шкале обнаружены только у 15 % исследуемых, остальные показали равномерное распределение результатов по среднему уровню.

Шестая шкала — «отсутствие сотрудничества — сотрудничество».Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. В исследуемой группе показатели по данной шкале достаточно высокие.

По результатам шкалы «последовательность — непоследовательность», мы установили, что большая часть исследуемых последовательна и постоянна в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений. Преобладают в основном средние результаты.

Результаты последней шкалы («удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем)») различные: выделились 2 группы отцов — удовлетворенные и неудовлетворенные отношениями со своими детьми (по 40 %), остальные 20 % показали средний уровень распределения результатов.

Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с отцами одиночками, а также в различных тренингах и семинарах, проводимых для оптимизации взаимодействия одиноких отцов и их детей, а также для поднятия уровня педагогических и психологических знаний среди данной категории отцов.

Самое сложное для «одиноких» родителей — это быть и отцом и матерью в одном лице. Чтобы справляться с родительскими обязанностями, одинокий папа должен иметь определенный уровень образования, обладать определенными педагогическими, психологическими и медицинскими знаниями, а также иметь достаточное материальное обеспечение. Таким образом, воспитание должно быть построено на поддержке и стимулировании положительного поведения детей, учете их индивидуальных и психофизиологических особенностей.

Литература:

1.                  http://online-vladimir.ru

2.                  http://www.zakonrf.info/tk/264/

3.                  http://statistiks.ru/mediczinskaya-statistika/

4.                  http://www.vash-papa.ru

5.                  http://www.1sn.ru/13179.html

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отец, Россия, воспитание детей, мужчина, одинокий, семья, Владимирская область, общее число, одинокий папа.


Задать вопрос