Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о наличии потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способностью нестандартно и эффективно решать жизненные проблемы. От современного человека требуется умение действовать в ситуации выбора, ставить и достигать поставленные цели, принимать самостоятельные решения. В связи с этим перед системой образования стоит задача развития творческой личности, воспитания активной жизненной позиции обучающихся. Инновационные процессы, которые происходят на современном этапе в направлении модернизации образования, сопровождаются разработкой различных вариантов его содержания, использованием возможностей педагогической науки и практики в повышении эффективности образовательных идей и технологий с ориентацией на развитие творческого потенциала подрастающего поколения.
Особое место в решении этой задачи отводится высшим учебным заведениям, которые должны способствовать расширению и углублению знаний студентов, развитию их инициативы и самостоятельности, проявлению творческой активности, формированию практических умений и навыков; воспитывать художественный вкус, будить фантазию, воображение, уникальность мироощущения. Творческая активность развивается в ходе усвоения систематизированных знаний, умений и навыков при соблюдении определённых психолого-педагогических условий, важнейшим из которых является организация образовательного процесса с использованием продуктивных видов творческой деятельности студентов.
Качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от их мотивационно-творческой активности: познавательной потребности, гибкости и дивергентности мышления, стремления к творческим достижениям, продуктивности творческой деятельности, умения моделировать различные ее способы в соответствии с изменением условий, антиципировать (предвосхищать) возможный ход развития деятельности. Вовлечение студентов в процесс саморазвития, самоизменения и самоактуализации предполагает не только наличие определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов деятельности), но и творческой активности.
С точки зрения Н. А. Бердяева, творчество есть нравственный долг, назначение человека на Земле, его задача и миссия. Через все его философские работы проходит антропологическая идея значимости творчества как силы, освобождающей человека и дающей смысл его существованию. Он считал, что в основе творчества лежат три элемента: а) элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего; б) элемент дара и связанного с ним назначения; в) элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт, и в котором он берет себе материалы [2, с. 117]. Мы считаем правомерным это высказывание, подтверждая то, что развитие творческой активности личности возможно лишь при сочетании ряда факторов, важнейшими из которых являются: наличие креативной способности («дара»), независимость от авторитетов и стандартов («элемент свободы»), единство репродуктивного и продуктивного начал («элемент сотворенного мира и сам творческий акт»).
Творчество не поддается рациональной раскладке на определенные правила и способы действий. С позиции антропологического подхода, творчество — это не только и не столько создание новых продуктов, ценностей, идей или открытий, сколько создание человеком в себе личности, постижение своей уникальности и потенциальной творческой бесконечности. Общепринятая точка зрения на трактовку понятия «творчество» заключается в том, что, как виду человеческой деятельности, ему присущи новизна и оригинальность, неповторимость, общественно-историческая уникальность. Большинство ученых придерживаются мнения, что природа творчества едина, а поэтому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или других видах деятельности, человек без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу.
В психолого-педагогической литературе активность личности рассматривается, как способность человека производить общественно значимые преобразования в жизни на основе «присвоения» богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах общения. Формы общей активности индивида выражаются в стремлении к продолжению начатой деятельности, в энергичности производимых действий, в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью, в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании. Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности [1, с. 36].
Таким образом,активность — естественный для человеческой жизни способ самореализации, удовлетворения потребностей, применительно к определенным ситуациям и объектам, которые выступают как мотивы деятельности. Активность рассматривается в соотношении с деятельностью, как динамичное условие ее становления, реализации и видоизменения, как свидетельство ее движения. По мнению Т. И. Колесниковой, «активность человека определяется не абстрактно, а через то, как ею преобразуется совокупность обстоятельств, направляется ход жизни, формируется жизненная позиция. Динамика становится зависимой от характера активности личности, от её способности организовать и направить события в желательном направлении [4, с.68].
Сущность творческой активности связана с «порождением побочного продукта» в процессе деятельности, который и является в итоге творческим результатом и представляет собой нечто новое и необычное. Творческая активность предполагает наличие интереса к творческой деятельности, мотивационной направленности, эмоционально-волевых усилий, готовности личности действовать самостоятельно в процессе овладения знаниями. Творческая активность в образовательном процессе определяется как высший уровень познавательной активности, характеризуется стремлением личности к преодолению привычных правил и норм, поскольку сама задача ставится самим обучающимся, а пути ее решения выбираются новые, нешаблонные и оригинальные.
Формирование творческой активности студентов возможно путём комплексного применения интерактивных методов проблемного и развивающего обучения: эвристической беседы, ролевых игр, тренингов, мастер-классов, проектов и т. д., а также при наличии соответствующих педагогических условий. Как отмечает Н. И. Непомнящая, целью инициирования творческой активности обучающихся в образовательном процессе является не овладение знаниями, умениями и навыками, а преодоление привычных знаний, способов деятельности, выход за пределы изученного [6, с. 53].
Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза по специальности 030800 «Изобразительное искусство и дизайн» включает цикл следующих дисциплин: история изобразительного искусства, рисунок, живопись, композиция, перспектива, скульптура, основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом, цветоведение, компьютерная графика, теория и методика преподавания изобразительного искусства, пленэр, культура оформления дипломного проекта.
История изобразительного искусства способствует выработке у студентов сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Предметная дисциплина «Рисунок» способствует овладению студентами графических навыков реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета; направлена на развитие практических умений владения техниками и материалами рисунка, присущими ему средствами и приемами реалистического изображения. Основная цель данной дисциплины — формирование особой формы конструктивно-пространственного представления у обучающихся о предметах и передача их изображения на плоскости.
В рамках предметов «Живопись» и «Цветоведение» студенты изучают свойства цвета и цветотоновые отношения предметов, явлений окружающей действительности, закономерности цветовой гармонии и колористического единства для создания художественного образа. На занятиях по композиции происходит освоение принципов композиционно-художественного формообразования, приобретение навыков использования художественных средств построения композиции (графических, пластических и др.) [3, с. 3].
Развитие интереса студентов к творчеству, формирование потребности в познании себя как его субъекта в большей степени происходит в процессе практико-ориентированной творческой деятельности. Пленэр как один из видов практики студентов в рамках предметных дисциплин «Рисунок» и «Живопись» способствует формированию навыков изобразительной деятельности обучающихся в нестандартных условиях.
Благодаря работе на пленэре, художник может наблюдать окружающую среду, градации светотени на открытом воздухе [5, с. 508]. Непосредственное общение студентов с природной красотой карельских пейзажей пробуждает неповторимость образного восприятия, эмоциональный отклик, проявления творческой индивидуальности, что, безусловно, находит отражение в их работах.
Овладение студентами знаниями и умениями «правильно видеть», грамотно и доходчиво изображать, объяснять и проектировать самые различные предметы окружающей действительности является целевой установкой учебного курса «Перспектива». Сформированность у обучающихся навыков ощущения перспективы позволяет не только представить будущий продукт художественного творчества, но и своевременно выявить достоинства и недостатки формы, композиционного или цветового решения творческого проекта [7, с. 3].
Одной из важных дисциплин, направленных на развитие восприятия объемной формы, формирование конструктивно-пластического мышления студентов, является курс «Скульптура». На практических занятиях по данной дисциплине у обучающихся, помимо развития пространственных представлений, умений видеть и передавать в скульптуре трёхмерность объектов действительности и пластику форм, проявляется индивидуальный творческий стиль.
В содержание образовательного процесса подготовки учителей изобразительного искусства включен курс «Декоративно-прикладное творчество», в рамках которого студенты овладевают не только основами теории декоративно-прикладного искусства, но развивая свои умения и навыки, самореализуются в проектировании различных его видов. Усиление историко-культурологической подготовки студентов, осмысление и приобщение их к национальной культуре и искусству — те важные тенденции, которые, в конечном итоге, находят свое выражение в различных творческих проектах обучающихся, связанных с декоративно-прикладным творчеством. Всё это является одной из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего учителя — художника.
Одной из дисциплин, которая в большей степени, на наш взгляд, способствует активизации креативности студентов, является «Компьютерная графика». К задачам данной дисциплины относятся: освоение методологии и технологии выполнения графических работ на компьютере и разработка пользовательского графического интерфейса в разработке печатной продукции. Овладевая знаниями, умениями и навыками в рамках этого курса студенты самостоятельно разрабатывают рекламную продукцию, буклеты, афиши, логотипы и т. д., проявляя при этом творческий подход.
При анализе содержания дисциплины «Теория и методика преподавания изобразительного искусства» мы ставили перед собой цель — выявить возможности данного курса в профессиональном становлении студентов как будущих учителей в период прохождения ими педагогической практики в школе. В соответствии с этой целевой установкой нами определялись следующие задачи:
- дать понятие о системе художественно-эстетического воспитания учащихся в современной школе (содержание, формы и методы его реализации);
- познакомить с современными педагогическими технологиями творчества;
- создать условия, стимулирующих студентов к творческому самовыражению на этапе профессиональной подготовки (комплекс различных видов педагогической практики);
- познакомить их с творческими приемами и методами организации художественно-эстетической деятельности школьников (разработка программно-методического обеспечения уроков и внеклассных мероприятий художественно-эстетической направленности).
Развитию творческой активности студентов способствует и их участие в научно-исследовательской деятельности: в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях, в работе над курсовыми и дипломными проектами по проблемам организации творческой художественно-эстетической деятельности школьников. В ходе работы над исследованиями студенты рассматривают теоретические аспекты организации творческой художественной деятельности детей, разрабатывают программы спецкурсов, факультативов, комплексы уроков с использованием технологий творчества.
На защите выпускных квалификационных работ проходят презентации проектов будущих учителей по различным видам и направлениям изобразительного искусства. При этом им свойственны потребность в новизне, проявление рефлексирующего уровня художественного сознания, критически-оценочное отношение к результату художественного творчества.
Основой процесса развития творческой активности студентов, его основными компонентами на всех этапах обучения было формирование их ценностно-смысловых установок на творчество как механизма самореализации, развитие интереса к творческой деятельности, формирования потребности в познании себя как субъекта творчества в различных видах практико-ориентированной изобразительной деятельности.
Литература:
1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: От темперамента — к характеру и типологии личности. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000.
2. Бердяев Н. А. О значении человека. — М.: Изд-во «Республика», 1993.
3. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учебное пособие. — Изд. 3–е. — Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2011.
4. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. — М.: Изд-во «ВЛАДОС — ПРЕСС», 2001.
5. Конькова Е. А. Популярная история русской живописи. — М.: Изд-во «Вече», 2002.
6. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.
7. Павлова А. А. Перспектива: учебное пособие по графике и дизайну для студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов. — М.: Школьная Пресса, 2001.