Сейчас каждый преподаватель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, воспитания, применяя всё новые и новые приёмы и методы обучения, потому что новые перемены требует новых подходов.
Терминология в спорте — система специальных наименований (терминов), предназначенных для обозначения физических упражнений, общих понятий. С помощью терминологии упрощается процесс обучения и тренировки, облегчается общение и передача опыта. Терминология содействует более правильному и точному изложению программ, учебников и учебных пособий, помогает преподавателям и занимающимся лучше понимать друг друга. [1]
Сейчас знание спортивной терминологии для студентов института физической культуры является одним из важных требований. Важнейшим условием возникновения и развития профессиональной направленности, а затем и становление специалиста является интерес к учебным предметам специального цикла. Умение пробудить интерес к предмету — великая заслуга преподавателя. Для познавательной деятельности могут служить методические пособия и средства наглядного обучения, терминологические словари, слайды, плакаты, таблицы, схемы, электронные учебники, которые студенты не только просматривают, но и вслух комментируют.
Изучение спортивной терминологии на занятиях русского языка в спортивном вузе имеет большое актуальное значение.
Последнее время изучение спортивной терминологии значительно выросло. Сейчас спорт в нашем государстве быстрыми темпами развивается. По свидетельству ряда специалистов терминологические системы отдельных областей науки насчитывают в настоящее время от несколько десятков до нескольких сотен тысяч терминов, а одна только спортивная терминология имеет несколько сотен тысяч.
В современных условиях получение высокой профессиональной квалификации и поддержание ее на должном высоком уровне возможно на основе применения новых педагогических технологий. Это требует внедрять всё чаще и чаще в учебный процесс интерактивных методов обучения.
Наиболее распространенными педагогическими технологиями, используемыми в образовательном процессе обучения русскому языку, являются: ролевые, ситуативные игры, диалоги и диспуты, «диаграмма Венна», «паутина», «5–6-7-ой лишний», «цепочка, «самый внимательный».
Подготовка специалистов по физической культуре и спорту требует применения этих педагогических технологий и интерактивных методов обучения, так как специфика подготовки будущего педагога, тренера по спорту связана с проблемами интеллектуального развития, активного обучения, развития творческой личности.
Развитие спортивной терминологии представляет с собой длительный процесс качественного совешенствования различных его сторон, в том числе и словарного состава языка. Чтоб студент-спортсмен лучше знал свой вид спорта, необходимо ему знать не только по своему виду спорта термины, но и знать другие спортивные термины.
Предлагаемая система игр и заданий поможет студентам более успешно овладеть терминами применяемые в их спортивном мире. Например на занятиях русского языка можно провести несколько игр в разных группах.
Игра называется “В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–1.
ЗАДАНИЕ № 1.Переведите спортивные термины на узбекский язык со словом «теннис, теннисист, судья».
ЗАДАНИЕ№ 2.Составить с терминамитеннис, теннисист, судья простое предложение.
ЗАДАНИЕ№ 3.Составить с терминами теннис, теннисист, судья по желанию диалог.
ЗАДАНИЕ№ 4. Составить с терминами теннис, теннисист, судья текст из 10 ти предложений.
ЗАДАНИЕ№ 5.Составить с терминами теннис, теннисист, судья 10 вопросов для интервью.
ЗАДАНИЕ № 6.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения согласия.
ЗАДАНИЕ № 7.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения не согласия.
ЗАДАНИЕ № 8.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения с колличественными числительными.
ЗАДАНИЕ № 9.Составить с терминами теннис, теннисист, судья речевой этикет упрёка, не довольствия.
ЗАДАНИЕ № 10.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения с прогнозом о будущей игре.
ЗАДАНИЕ № 11.Составить с терминами теннис, теннисист, судья предложения с междометием.
ЗАДАНИЕ № 12.Комментировать ход игры, используя термины теннис, теннисист, судья.
игра в теннис
играть в теннис
теннис в атакующем стиле
теннис в зале
теннис детский
теннис женский
теннис любительский
теннис настольный
теннис палками
большой теннис
теннис профессиональный
соревнования по теннису
теннисист-любитель
теннисист-разрядник
теннисист-юниор
известный теннисист
опытный теннисист
способный теннисист
молодая теннисистка
мастерство теннисиста
опыт теннисиста
прыжок теннисиста
тренировка теннисиста
удар теннисиста
ракетка теннисистки
соревнование теннисистов
судья-информатор
судья на ринге
судья международной категории
судья республиканской категории
судья-хронометрист
судья первой категории
судья-секретарь
судья соревнований
судья-стартер
боковой судья
главный судья
главный судья соревнований
почетный судья
старший судья
старший судья по информации
старший судья по хронометрированию и подсчету результатов
официальный представитель судьи
помощник судьи
решение судьи
судейство
надежность судейства
нейтральность судейства
судейский
судейский протокол
судейский свисток
судейская вышка
судейская коллегия
судейская ошибка
главная судейская [2,3]
Каждый раз можно брать термины по разным видам спорта например:
1. “Спорт, тренировка”;
2. “Футбол, футболист, мяч”;
3. “Игрок, игра, фехтование, фехтовальщик,”;
4. “Прыжок, равновесие, скорость, закаливание”;
5. “Олимпиада, олимпийский, победа, травма, бассейн”;
6. “Препятствие, результат, спортсмен, балл, замена”;
7. “Борьба, бег, бежать”;
8. “Удар, здоровье”;
9. “Гимнастика, гимнастический, выносливость”;
10. “Плавание, пловец, пловчиха, шахмат, шахматист, захват”;
11. “Движение”.
“В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–2
НАЙДИ, КАКОЙ ВИД СПОРТА?
(игра-соревнование)
Подготовка к игре.
Студенты должны знать виды спорта на русском языке, а также спортивные термины по видам спорта.
Задание. а) С помощью характерных движений покажите, какой-нибудь вид спорта.
б) Отгадайте, какой вид спорта имеется в виду. Какие спортивные термины вы знаете по данному виду? Каждый студент пишет термины. Кто больше найдёт и напишет тот и выиграет.
Реализуемый материал. Названия видов спорта. Спортивные термины.
Комментарий. Для начала преподаватель сам играет роль водящего
несколько раз, показывая с помощью характерных движений футболиста, боксёра, гандболиста, баскетболиста, биатлониста, шахматиста, гимнаста, штангиста, хоккейиста, теннисиста, пловца, каратиста, борца, фехтовальщика, волейболиста и т. п. После этого с помощью считалки выбирается водящий. В маленькой группе игра ведётся индивидуально.
в) Большой группе игра ведётся по командам. Тогда водящий не назначается, но командам даётся время на подготовку. Желательно, чтобы в момент подготовки команды были разделены (например, одна остаётся в аудитории, другая выходит в коридор). Игра может использоваться и для введения названий профессий (в этом случае в качестве водящего выступает преподаватель).
“В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–3
ЗАДАНИЕ№ 1Составьте тематический словарь к слову «плавание, пловец, пловчиха, гимнаст, гимнастка, гимнастический, бег, бегунья, бежать, футбол, футболист, футбольный, баскетбол, баскетболист, баскетбольный, велосипед, велосипедист, велогонка».
Комментарий. Преподаватель ограничивает время на 5–7 минутами.
Выигрывает тот учащиеся, у кого в списке оказывается много слов тому или иному виду спорта.
“В МИРЕ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ”–4
САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
Описание игры. Даётся первая, последняя буква спортивных терминов. Чёрточками указывается количество букв между ними. Выигрывает тот, кто быстрее найдет нужное слово (или предположит набольшее количество вариантов).
Например:
Б — – — – — – — – т.(пропущено 8 букв)
Б- — - — - — - — - — т. (пропущено 10 букв)
Б — - — - -я. (пропущено 5 букв)
Б — - -ц. (пропущено 3 буквы)
Б — - -а. (пропущено 4 буквы)
Г — - — - — - — - — - — - й.(пропущено12 букв)
Г — - — - — - — - — - а. (пропущено10 букв)
Г — - — - — - — а. (пропущено7 букв)
Г — - — - — - — -а. (пропущено 8 букв)
Г — - — - -и. (пропущено 5 букв)
В данной работе была сделана попытка выбрать наиболее характерные для обращения в процессе учебы в институте физической культуры и занятия спортом ситуаций. Система заданий должна быть направлена на поэтапное усвоение языкового материала. Активное усвоение и закрепление спортивных терминов позволяет студентам легче ориентироваться в текстовом материале, лучше понимать и выражать суть ситуации, более свободно участвовать в диалогическом общении. [1]
Литература:
1. Ахмедова Х. О. Обучение студентов института физической культуры спортивной терминологии в процессе обучения русскому языку. Т., Илмий — назарий журнал. Фан-Спортга № 2. 2008 г. С. 7–9.
2. Айходжаева М. С., Ахмедова Х. О. Русско-узбекский тематический словарь спортивных терминов. I-II части. Т.: Lider Press, 2010. С.143–140
3. Ахмедова Х. О.,Абдурахманова Л. М. Русско-узбекский тематический словарь по спортивной и художественной гимнастике.(I- часть) Т., «NOSHIR», 2013г. С.113.