В современном обществе значимой проблемой является приобщение к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта. Исследование проблемы приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования недостаточно разработано.
Православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания, являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, — невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
В системе духовно-нравственных воздействий современной школе все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество — пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. И очень хорошо, когда имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. [1].
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область представлена в системе специального образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях Республики Саха (Якутия) посредством осуществления проектной деятельности и совместной волонтерской работой студентов кафедры специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ и педагогов специальной школы.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализация является одной из серьезных проблем в современном обществе. Помощь таким детям должна проявляться не только со стороны государства, но также в заботливом и заинтересованном отношении к ним со стороны общества. Поэтому к работе с ними привлекаются и будущие педагоги — студенты пединститута Северо-Восточного Федерального университета, которые стараются решить вопросы социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения их в коллективные, творческие дела
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 4 в г. Якутске открыта в 1986 году для воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. В данное время в школе — 182 учащихся, из них 30 учащихся находится на надомном обучении. Миссия школы: «Создание для детей с особыми образовательными потребностями оптимальных условий обучения, воспитания, трудовой подготовки с целью успешной социализации и адаптации их в жизни».
В школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, синдромом Дауна, дети с расстройствами аутистического спектра. Руководит школой Ноговицына Лена Николаевна – опытный руководитель, дефектолог, Отличник образования РС(Я), Почетный работник общего образования РФ, награждена нагрудным знаком «За доброе сердце и профессионализм», директор высшей категории. В коллективе всего 40 человек.
Из 30 педагогических работников: заслуженных учителей РС(Я), ЯАССР — 2 (Спиридонова Людмила Петровна, Шадрина Людмила Иннокентьевна), отличников образования РС(Я) и РСФСР –16, почетных работников общего образования РФ — 7. 55 % — педагоги с высшей квалификационной категорией, 35 % — с первой квалификационной категорией. 50 % имеют дефектологическое образование, учитель технологии Сидорова Маргарита Михайловна — кандидат педагогических наук.
Школа работает в режиме развития. Открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии. Функционирует дополнительное образование «предшкольное сопровождение детей с системными специфическими нарушениями в развитии» в виде дошкольной группы кратковременного пребывания при школе.
Для вовлечения детей в социокультурное пространство здоровых людей в школе организована работа в рамках арт-терапевтического проекта «Радуга», в котором активное участие принимают и студенты пединститута под руководством старшего преподавателя Ивановой Н. Н.
Работая над образовательным проектом «Якутия Православная» студентами пединститута были организованы экскурсии в Преображенскую, Никольскую и Богородицкую церкви, подготовлены презентации по истории этих градо-якутских храмов, проводилась кропотливая индивидуальная работа с отдельными учениками специальной (коррекционной) школы VIII вида № 4 г. Якутска. В работе над образовательным проектом большую помощь оказала Якутская епархия РПЦ, которая помогла студентам в организации «Пасхальной ярмарки» и экскурсий в храмы г. Якутска. К реализации проекта нами были привлечены Детский центр Якутского Национального музея, где проводят с детьми изо-занятия, а также отдельные предприниматели, оказавшие спонсорскую помощь.Цель образовательного проекта предусматривает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство вместе со здоровыми их сверстниками, социальная адаптация детей-инвалидов; знакомство учащихся с историей градо-якутских храмов как центров православия в Якутском крае.
Основными задачами проекта являются расширение знаний учащихся об истории вхождения Якутии в состав Российского государства 380 лет назад; об истоках дружбы якутского и русского народов; ознакомление с именами первых православных миссионеров, внесших особый вклад в создание государственности, культуры и духовного мира России; раскрытие роли и значения православных храмов в воспитании людей. Для учащихся были организованы экскурсии в Преображенскую церковь, Николаевскую церковь, Богородицкую церковь. Детям было очень интересно узнать о строениях и реставрациях церквей, о первых миссионерах и о православной культуры в целом.
После посещения церквей мы приступили к реализации проектной деятельности с учащимися коррекционной школы. Учащиеся были вовлечены в совместную деятельность: под руководством классного руководителя изучали историю создания храма, занимались подбором материалов, анализировали и сравнивали.
На последнем этапе было проведено общешкольное мероприятие «Масленица». Дети защищали свои проекты, в ходе рассказа, учащихся чувствовалось их уверенность в своих знаниях, они охотно рассказывали, как посещали храмы и сколько всего нового они для себя открыли. После защиты проекта, в рамках Пасхального фестиваля была проведена выставка работ учащихся. Итоги пасхальной седмицы подвел представитель Якутской епархии Святейший Иларион.
Таким образом, в приобщении детей с ОВЗ к православной культуры важны, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн: «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы» [2, с. 85].
Литература:
1. Никитин, В. А. Основы православной культуры. — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, изд-во “Просветитель”, 2001.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии // Рубинштейн С. Л. Сочинения в 2т. — Т.2. М.: Учпедгиз, 1946.