Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологический эффект «чужого стола»: чувство принадлежности у женщин в мужских командах

Научный руководитель
Психология
30.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В данной статье рассматривается психологический эффект «чужого стола» — метафора, которая описывает состояние социальной изоляции, чувства принадлежности к команде и эмоционального отчуждения сотрудника внутри компании. Особое внимание уделяется женщинам, работающим в мужских коллективах, где гендерный дисбаланс усиливает ощущение отчужденности. Также рассматриваются теории принадлежности, концепция угрозы стереотипа, феномен «токенизма».
Библиографическое описание
Каримова, К. Э. Психологический эффект «чужого стола»: чувство принадлежности у женщин в мужских командах / К. Э. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130797.


This article examines the psychological effect of the “foreign table” — a metaphor describing a state of social isolation, weakened sense of belonging, and emotional detachment experienced by employees within an organization. Special attention is given to women working in male-dominated teams, where gender imbalance intensifies feelings of exclusion. The article also discusses belongingness theory, the concept of stereotype threat, and the phenomenon of tokenism.

Keywords: gender inequality, sense of belonging, tokenism, stereotype threat, psychological safety, women in male-dominated teams.

Введение

При приёме на новую работу каждый человек сталкивается с проблемой адаптации. Чаще всего человек судорожно пытается найти похожих на себя по возрасту, гендеру или социальному статусу и попытаться установить контакт с ними, чтобы стать частью нового коллектива и интегрироваться в нём. Но что делать, если человек не может найти себе подобных или отношения с ними не складываются? Такой феномен в социологии описывается как «чужой стол».

«Чужой стол» — это метафора, которая подразумевает сниженную эффективность работы и мотивации, когда сотрудник не чувствует себя частью команды или владельцем своего рабочего места и ресурсов. Например, сниженная заработная плата по сравнению с уровнем сложности работы. Это состояние социальной изоляции сотрудника, когда он не воспринимает рабочую среду как своё пространство и не чувствует принадлежности к команде.

В настоящее время процент осведомлённости о представительстве женщин в бизнесе и об их удовлетворённости низкий, и в связи с этим глубоко изучить данную проблему достаточно тяжело. Однако это напрямую влияет на экономическую и социальную сферу, так как чувство изоляции у женщин на работе влияет на карьеру, мотивацию, продуктивность, а вследствие этого оказывает прямое влияние на психику и семью.

Цель данной статьи — изучить психологические механизмы чувства принадлежности в корпорациях.

Согласно статье The Social Identity Theory of Intergroup Behavior (Henri Tajfel & John C. Turner, 2004), люди идентифицируют себя и окружающих в социальные категории по типу «своя» (ingroup) и «другая» (outgroup) [3]. Часто самоидентификация личности формируется через принадлежность к группам.

Согласно теории Belongingness Theory (Baumeister & Leary), люди имеют постоянную и фундаментальную потребность к установлению стабильных, позитивных и значимых социальных связей [2]. Потребность принадлежать рассматривается как мотивация, аналогичная физиологическим нуждам по уровню значимости в социальной сфере. Если человек не получает удовлетворения этой потребности, чувствуя себя изолированным, отвергнутым, это вызывает эмоциональные, когнитивные и поведенческие последствия.

Понимание данной потребности позволяет объяснить такие социальные явления, как стремление социализироваться и влиться в группы, почему люди так стремительно избегают одиночества, почему уход из группы для индивида может быть тяжёлым и почему социальные негативные события, такие как изоляция, так болезненны.

Однако в настоящее время преследуются не только эти проблемы. Многие женщины сталкиваются со стереотипами, и они напрямую влияют на психологическую составляющую и самоощущение. Так, в статье Stereotype Threat and the Intellectual Test Performance of African Americans (Claude M. Steele и Joshua Aronson, 1995) исследуется феномен угрозы стереотипа и её влияние на интеллектуальные тесты [1]. Данное исследование показывает, как навязанные стереотипы влияют на наши интеллектуальные и социально-психологические контексты.

В большом коллективе женщины часто сталкиваются с проблемой «токенизма» (tokenism) — ситуации, когда женщина является представителем меньшинства и оказывается «одной из нескольких» или вовсе «единственной» [4]. Данная ситуация показывает, что гендер-нейтральные теории имеют ограниченную ценность для понимания опыта женщин в трудовой сфере. Женщины, будучи «токеном», сталкиваются с завышенными ожиданиями, страхом ошибиться, стигматизацией или двойственной оценкой. В ходе исследований выяснилось, что для групповой идентичности важно учитывать такой аспект, как то, что меньшинство может быть не только численным, но и основанным на восприятии и статусе [4]. Это напрямую влияет на принадлежность и идентичность.

Современные исследования подтверждают, что проблемы принадлежности и изоляции женщин носят системный характер. По данным компании McKinsey & Company и LeanIn.Org (Women in the Workplace, 2024) [5], женщины занимают всего лишь 29 % руководящих позиций на уровне C-suite, несмотря на многолетние корпоративные усилия. В данном отчёте также отмечается, что женщины значительно чаще испытывают либо отсутствие, либо недостаток поддержки, а также ощущение отсутствия психологической безопасности и отчуждения в рабочих процессах. Многие сотрудницы отмечают, что не чувствуют себя частью команды и не имеют равного доступа к менторам и карьерным возможностям. Эти выводы напрямую относятся к феномену «чужого стола», усиливая понимание того, что чувство изоляции — это не индивидуальная проблема, а организационный барьер.

Женщина-токен воспринимается не как индивидуальность, а прежде всего как представительница своей социальной группы (женщин). В данных условиях ее личные качества, опыт и компетенции могут обесцениваться, а внимание будет сфокусировано на гендер.

Эффект «чужого стола» проявляется в ряде характерных признаков:

  1. Социальная изоляция —ощущение, что «я не своя».
  2. Непрозрачные правила и негласные нормы — существующие внутри группы ритуалы, иерархии или коммуникационные привычки не объясняются напрямую, поэтому новому человеку сложно адаптироваться.
  3. Импостер-синдром — устойчивое ощущение недостаточной компетентности, независимо от реальных достижений.
  4. Снижение самооценки и уверенности — выражается в страхе высказать мнение и проявить инициативу.
  5. Повышенная тревожность и самокритичность — постоянное внутреннее напряжение, обусловленное стремлением «не ошибиться».

Данные аспекты можно выявить только при индивидуальной беседе с сотрудником или через длительное наблюдение за его эмоциональным и поведенческим реакциями.

Для формирования ощущения включённости в команду важны следующие элементы:

  1. Поддерживающий лидер — руководитель, демонстрирующий уважение, открытость и готовность к диалогу.
  2. Психологическая безопасность — возможность свободно выражать мысли без риска быть высмеянным.
  3. Менторство и ролевые модели — наличие женщин-наставников или успешных примеров в компании снижает чувство одиночества и повышает уверенность.
  4. Социальная интеграция — участие в общих проектах, командных мероприятиях и неформальных активностях.
  5. Видимость компетентности — вовлечение в значимые задачи, где сотрудница может продемонстрировать навыки.
  6. Allyship со стороны мужчин — союзничество, проявляющееся в поддержке, защите, признании голоса женщины в коллективе и создании равных условий.

Чувство принадлежности в компании критически важно, поскольку от него зависит психологическое благополучие сотрудников, и, как следствие, экономические показатели компании. Сотрудники, которые чувствую себя частью команды, демонстрируют наибольшую мотивацию, продуктивность и устойчивость к профессиональным вызовам.

Психологический эффект «чужого стола» является системным последствием. Женщины, работающие в мужских коллективах, особенно уязвимы к чувству принадлежности из-за совокупности факторов: гендерных, угрозы стереотипа, текенизма и отсутствия психологической безопасности.

Однако развитие культуры поддержки, прозрачности, равных возможностей позволяет решить данную стратегическую задачу, преодолевая эффект «чужого стола» и создает инклюзивные коллективы.

Литература:

  1. Steele C. M., Aronson J. Stereotype Threat and the Intellectual Test Performance of African Americans // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, No. 5. P. 797–811. DOI: 10.1037/0022–3514.69.5.797.
  2. Baumeister R. F., Leary M. R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117, No. 3. P. 497–529. DOI: 10.1037/0033–2909.117.3.497.
  3. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Jost J. T., Sidanius J. (eds.) Political Psychology: Key Readings. New York: Psychology Press, 2004. P. 276–293.
  4. Zimmer L. Tokenism and Women in the Workplace: The Limits of Gender-Neutral Theory // Social Problems. 1988. Vol. 35, No. 1 (Feb.). P. 64–77. JSTOR link: https://www.jstor.org/stable/800667.
  5. McKinsey & Company; LeanIn.Org. Women in the Workplace 2024: The 10th Anniversary Report. September 2024. 63 p. (Is. Women in the Workplace). URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/diversity-and-inclusion/women-in-the-workplace?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 20.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 382-384):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 382-384стр. 433
Похожие статьи

Молодой учёный