Современные вызовы, такие как ужесточение экологического регулирования, изменение потребительских предпочтений в сторону «зеленых» логистических цепочек и растущие социальные ожидания, обуславливают необходимость фундаментального пересмотра подходов к управлению в морской отрасли. Традиционная парадигма, ориентированная исключительно на экономическую эффективность, уступает место концепции устойчивого развития, предполагающей баланс трех составляющих: экономики, экологии и социальной сферы. Для морского транспорта, как звена глобальной логистики, этот переход сопряжен не только с вызовами, но и с колоссальными возможностями по укреплению рыночных позиций.
Целью данной статьи является разработка практико-ориентированной модели интеграции принципов устойчивого развития в систему стратегического управления морского транспортного предприятия, позволяющей не только минимизировать риски, но и создать новые конкурентные преимущества.
Задачами являются:
— Анализ драйверов устойчивого развития для морского транспортного предприятия;
— Структурирование процесса интеграции;
— Разработка системы показателей эффективности, а также идентификация рисков и барьеров на пути реализации модели.
Интеграция концепции устойчивого развития– это не разовая акция, а сквозной стратегический процесс. Его основу составляет триединая концепция ESG, которая для предприятия морского транспорта раскрывается следующим образом:
- Экологическая (Environmental): Снижение выбросов парниковых газов, переход на альтернативные виды топлива (СПГ, метанол, водород), внедрение энергоэффективных технологий, управление балластными водами и утилизация судовых отходов.
- Социальная (Social): Обеспечение безопасности и благоприятных условий труда экипажа, инвестиции в человеческий капитал, развитие корпоративной культуры, соблюдение прав человека в цепочке поставок.
- Экономическая (Governance — управление): Прозрачность корпоративного управления, долгосрочная финансовая устойчивость, управление рисками, включая ESG-риски, и построение этичных отношений с контрагентами.
Некоторыми драйверами перехода к устойчивому развитию являются такие вызовы, как требования Международной морской организации (IMO) по сокращению углеродоемкости, стремление к «нулевым выбросам», рассмотрение ESG-факторы в целом, как критически важных для получения долгосрочной доходности.
Для интеграции принципов устойчивого развития в стратегическое управление необходимо определить этапы интеграции принципов устойчивого развития в стратегическое управление предприятия морского транспорта:
- Стратегический аудит и целеполагание. На этом этапе происходит анализ внешней и внутренней среды с позиций ESG. Формулировка миссии и стратегических целей устойчивого развития.
- Разработка стратегических инициатив и проектов. Трансляция стратегических целей в конкретные проекты и программы по функциональным направлениям.
- Внедрение системы принципов. Интеграция целей устойчивости в текущую операционную деятельность и систему принятия решений. Внедрение системы мониторинга.
- Осуществление мониторинга и контроля. Оценка достижения целей, анализ отклонений, корректировка стратегии. Сбор отчетных данных.
Чтобы успешно реализовать такой проект необходимо внедрить эту систему во все функциональные, отраслевые подсистемы предприятия, затрагивая экономическую, экологическую и социальную составляющую. Таким образом, будут улучшены такие показатели, как производительность труда, безопасность труда, внедрение «зеленых» технологий, инвестиционная привлекательность предприятия.
В измеримых показателях проект можно представить в виде сбалансированной системы показателей (BSC), которая включает перспективу устойчивого развития, которая отображена на рис. 1.
Рис. 1. Сбалансированная система показателей (BSC) для предприятия морского транспорта с интеграцией принципов устойчивого развития
Практическая реализация предлагаемой модели сопряжена с рядом вызовов, которые необходимо учитывать в управленческом цикле:
- Финансовые барьеры: Высокие капитальные затраты на модернизацию и внедрение новых технологий.
- Технологические риски: Недостаточная развитость инфраструктуры, технологические сложности.
- Организационные риски: Сопротивление против долгосрочных инвестиций в ущерб краткосрочной финансовой отчетности. Недостаток компетенций в области управления устойчивым развитием.
Для минимизации данных рисков необходимо развитие отраслевого сотрудничества для стандартизации и создания инфраструктуры, а также активная работа по изменению корпоративной культуры.
Представленная модель предлагает системный подход к интеграции принципов устойчивого развития в стратегическое управление морским транспортным предприятием. Ее практическая реализация позволяет минимизировать экологические риски, оптимизировать производственные процессы, повысить инвестиционную привлекательность предприятия.
Литература:
1. Кисленок, А. А. Интеграция принципов устойчивого развития в региональные документы стратегического планирования / А. А. Кисленок. — Текст: непосредственный // Власть и управление на Востоке России. — 2025. — № 2. — С. 62–74.
2. Скаридов, А. С. «Зеленое судоходство» и проблема устойчивого использования морского транспорта / А. С. Скаридов. — Текст: непосредственный // Международное право и международные организации. — 2021. — № 1. — С. 31–44.
3. Саламатов, В. Ю. Интеграция северного морского пути с международными транспортными коридорами / В. Ю. Саламатов, Е. А. Метелева, А. В. Проскурин. — Текст: непосредственный // Российский внешнеэкономический вестник. — 2025. — № 7. — С. 7–27.
4. Sustainability Accounting Standards Board (SASB). Transportation Standards: Marine Transportation. — Текст: электронный // SASB: [сайт]. — URL: https://sasb.ifrs.org/wp-content/uploads/2017/09/Transportation-ExposureDraft-Redline.pdf?hsCtaTracking=02f9b3a9-f8f8-4452-b149-fd41cd292421 %7C5e5a113b-ca39-45ca-9156-d39dfd4e4d3f (дата обращения: 18.11.2025).

