Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные трудности ограничения полномочий в осуществлении деятельности участкового уполномоченного полиции

Юриспруденция
29.11.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка участковыми уполномоченными полиции на административном участке при реализации ими полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, таких как: отток кадров, недостаток ресурсов для реализации должностных обязанностей, а также повышенная нагрузка. Все это может привести к недостаточному осуществлению контроля за соблюдением административных норм и правил. Автором данной статьи анализируются нормативные источники, статистика, на основе чего формируется круг проблем и возможных вариантов их решения.
Библиографическое описание
Скаредин, Д. С. Основные трудности ограничения полномочий в осуществлении деятельности участкового уполномоченного полиции / Д. С. Скаредин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130746.


На плечи участковых уполномоченных полиции ложится достаточно большой объем задач по обеспечению правопорядка. Можно сказать, что они являются основным связующим звеном между гражданами и иными сотрудниками органов полиции с широким перечнем обязанностей, которые закрепляет за ними законодательство Российской Федерации.

Приказ МВД России от 29.03.2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», устанавливает, что участковый уполномоченный полиции — «это должностное уполномоченное лицо государственной исполнительной власти, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством обеспечение общественного порядка, защиту прав и свобод человека и гражданина» [3].

Соответственно, основной задачей участковых уполномоченных полиции является защита прав граждан, проживающих в конкретном административном районе (участке). Таким образом, при реализации основной задачи они не только осуществляют деятельность по «защите личности, общества, государства от противоправных посягательств; по выявлению и раскрытию преступлений; предупреждению и пресечению как административных правонарушений, так и преступлений, но и участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах; розыске лиц; контроле за соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере оружия» [5].

Спектр деятельности достаточно широкий. Здесь стоит отметить, что реализация вышеуказанных полномочий участковыми уполномоченными полиции в сфере административного законодательства сталкивается с рядом проблем, что говорит о необходимости дальнейшей оптимизации и усовершенствования.

Необходимо выявить основной круг проблем и сформулировать ряд предложений по их устранению.

Итак, к проблемным моментам, проявляющимся в процессе реализации участковыми уполномоченными полиции их деятельности на обслуживаемом административном участке, относятся следующие.

Согласно приказу МВД России от 06.10.2014 г. № 859 «Об утверждении примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации» [2] на 2,8–3 тыс. постоянно проживающих человек приходится 1 участковый уполномоченный полиции. При этом каждый из них обязан проводить профилактические мероприятия по предотвращению административных правонарушений на своем участке и ежедневный профилактический обход для проработки таких категорий граждан, как: освободившиеся из мест лишения свободы, систематические нарушители закона, употребляющие алкогольную и наркотическую продукцию, неблагополучные семьи. Но, с практической точки зрения, это нереализуемо, поскольку один человек не в силах ежедневно обойти такое количество людей, проживающих на административном участке. И это, если быть точными, не единственная их задача. Отсюда выявляется проблема перезагруженности участковых уполномоченных полиции.

Из-за постоянной перезагруженности участковых уполномоченных возникает и следующая проблема, которая выражается в постоянной текучке кадров и неукомплектованности личного состава.

При том, что не укомплектованы кадры, существует и проблема нехватки ресурсов. Зачастую имеющиеся ресурсы распределены между участками неравномерно, что также осложняет выполнение основных задач участковых уполномоченных полиции.

Еще одной серьезной проблемой является недостаточная осведомленность участковых уполномоченных полиции о деталях административного законодательства, что требует серьезного вмешательства и коррекции. Несмотря на то, что ст. 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] в качестве одного из требований к кандидатуре участкового уполномоченного полиции предъявляет наличие высшего образования, далеко не все кадры, состоящие на службе в системе им обладают. И это также является серьезной проблемой, поскольку участковые уполномоченные полиции в процессе своей работы вынуждены решать задачи и вопросы, сходные с компетенцией следователей и дознавателей.

Как верно отмечает К. Власов, «часто возникают проблемы с неполной или недостаточно точной документацией об административных нарушениях, что затрудняет процесс расследования и вынесение соответствующих решений» [4]. Это требует более ответственного подхода к составлению документации и обеспечению ее полноты и достоверности.

Также среди перечня основных проблем стоит отметить и ограниченность полномочий участковых уполномоченных. Все, что входит в их компетенции, по факту, это составление протокола о нарушении и передача его иным службам полиции. Зачастую, этого бывает недостаточно, особенно, если нарушение затрагивает общественную безопасность или порядок. Соответственно, задач у участковых уполномоченных полиции много, а полномочий на их реализацию крайне мало.

Кроме того, возникают проблемы с взаимодействием между участковыми уполномоченными полиции и другими органами исполнительной власти. Процесс данный слабо организован законодательством России и требует более тщательной проработки.

Значит, для того, чтобы сотрудник подразделения участковых уполномоченных полиции мог полноценно осуществлять свою деятельность при несении на службы и на обслуживаемом административном участке необходимо создать следующие условия:

— проработать вопрос более тщательной укомплектации штата;

— правильно и равномерно распределить штат участковых уполномоченных полиции по количеству проживающего населения на административном участке, а также распределить между административными участками ресурсы;

— также полезным было бы реализовать должность помощника участкового уполномоченного полиции, который бы мог оказывать основным сотрудникам серьезную помощь в работе и снизить нагрузку на них. В качестве помощника могут выступать граждане, достигшие 18 лет, являющиеся студентами юридического факультета или имеет незаконченное высшее юридическое образование, или имеет среднее специальное образование по данному направлению;

— повысить квалификационные требования при приеме участковых уполномоченных полиции;

— ввести в полномочия право на самостоятельную регистрацию заявлений и сообщений от граждан;

— предоставить право участковому уполномоченному полиции в случае обнаружения признаков состава преступления при проверке, самостоятельно выходить с ходатайством о возбуждении уголовного дела к прокурору по уголовным делам, совершенным в ситуации очевидности и не требующих проведения следственных действий в полном объеме.

Все перечисленные нами предложения, бесспорно, способны помочь в устранении широкого перечня проблем и снизить нагрузку на участковых уполномоченных полиции.

Литература:

  1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Российская газета. — 2011. — № 275.
  2. Об утверждении примерных нормативов численности подразделений органов внутренних дел российской федерации: приказ МВД России от 06.10.2014 № 859 // Гарант.Ру. — Текст: электронный // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71726390/ (дата обращения: 28.11.2025).
  3. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // Официальный интернет-портал правовой информации. — Текст: электронный // URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.11.2025).
  4. Власов, К. А. Проблемы реализации участковыми уполномоченными полиции административного законодательства / К. А. Власов // Matters of Russian and International Law. — 2023. — № 13. — Т. 8A. — С. 157–165.
  5. Мурузиди, А.В., Исмайлов, Д. А. Проблема участковых уполномоченных полиции в обеспечении общественного порядка / А. В. Мурузиди, Д. А. Исмайлов // Национальное Достояние. — 2020. — № 4(5). — C. 1–3.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 287-289):
Часть 5 (стр. 277-353)
Расположение в файле:
стр. 277стр. 287-289стр. 353
Похожие статьи
Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции
Проблемы исполнения административного законодательства подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации
Проблемы недостаточной эффективности нормативной регламентации компетенции полиции в рамках ее правового положения
Некоторые проблемы привлечения к административной ответственности в сфере нарушения общественного порядка
Актуальные проблемы системы управления органами внутренних дел
Проблемы применения мер административного пресечения в рамках деятельности сотрудников полиции
Актуальные проблемы гражданского права и процесса в деятельности органов внутренних дел
Служба участковых уполномоченных полиции как ведущее звено ОВД по профилактике преступности
Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел
Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

Молодой учёный