Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции

Юриспруденция
14.11.2023
1141
Поделиться
Библиографическое описание
Лаушкина, А. Е. Совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции / А. Е. Лаушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107774/.


В данной публикации предлагаются конкретные поправки в действующее законодательство, направленные на повышение эффективности деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.

Ключевые слова : участковый, уполномоченный, полиция, реформирование, население, предупреждение, профилактика, преступность.

Обобщающий анализ практики деятельности участковых уполномоченных полиции позволил выявить некоторые пробелы в правовом регулировании, прежде всего осуществляемом посредством вступления в силу приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [1].

Четырехлетний период применения данного приказа позволил нам сформулировать отдельные предложения по повышению эффективности службы участковых уполномоченных полиции. Первым блоком мы отразим предложения, направленные на повышение общей превенции преступности.

Во-первых, необходимо уточнить вопрос об алгоритме совершения профилактического обхода административного участка. На данный момент не определена частоту посещения предприятий, учреждений, организаций в зависимости от категории риска причинения вреда (высокий, средний, низкий).

Во-вторых, нерешенным остается вопрос о совершении профилактического обхода одним участковым уполномоченным при объединении нескольких территорией сельских населенных пунктов, а также удаленных местностей. Для этого необходимо эмпирическим путем установить оптимальный временной промежуток, в течение которого участковый уполномоченный сможет эффективно осуществить профилактический обход, как в городском режиме, так и в условиях сельской местности. При этом во внимание необходимо также брать и неоднородность административных участков, так как число поднадзорных лиц на каждом из них может существенно варьироваться.

В-третьих, предусмотреть возможность доступа участкового уполномоченного полиции к информационным ресурсам ограниченного характера доступа, на которых размещается актуальная информация о результатах деятельности промышленных объектов, расположенных на территории административного участка, для возможности своевременного обновления их паспортов.

В-четвертых, разработать и внедрить порядок проверки специальных объектов, подлежащих регулярной проверке, расположенных на территории административного участка. Помимо этого необходимо утвердить специальные формы отчетных документов, в которых участковыми уполномоченными полиции будут фиксироваться показатели соответствия или нарушения установленных требований.

В-пятых, с использованием электронных технологий, разработать и внедрить в практику ведение участковыми уполномоченными полиции интерактивных карт административных участков. Это позволит участковому своевременно дополнять сведениями текущую оперативную обстановку на вверенном административном участке.

В-шестых, передать службе участковых уполномоченных полиции право удаленного доступа к имеющимся системам видеонаблюдения, включая систему АПК «Безопасный город».

Второй блок предложений связан с повышением индивидуальной профилактической работы, проводимой участковыми уполномоченными полиции.

Во-первых, необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2], предусмотрев в отдельной норме обязанность для контролируемых (поднадзорных) лиц предоставлять для участковых уполномоченных полиции возможность входа в жилое помещение, где проживают данные лица, с целью его внешнего осмотра и проведения профилактических бесед.

Во-вторых, необходимо включить норму, содержащую административную ответственность за несоблюдение официального предостережения. Подобного рода акты направлены на незамедлительное прекращение действий лица, которые в своей основе создают возможные условия для совершения правонарушения (преступления).

В-третьих, разработать приказ МВД России, который будет направлен на расширение правового просвещения и информирования граждан, проводимого службой участковых уполномоченных полиции.

В-четвертых, внедрить в практическую деятельность участковых уполномоченных полиции риск-ориентированный подход, в соответствии с которым представится возможность «смещать акценты» своей профилактической работы на наиболее проблемных индивидов.

В-пятых, расширить географию использования пропагандирующей работы, посредством оборудования специализированных стендов в общественных местах, проведения социальной рекламы на телевидении и пр.

Третий блок предложений направлен на повышение эффективности работы по приему и рассмотрению сообщений (учетно-регистрационная дисциплина).

Во-первых, необходимо возродить утративший в настоящее время советский институт наставничества, который предполагал активную помощь опытного сотрудника молодому сотруднику. Например, участковый, который уже длительное время отработал в данной службе, может грамотно подсказать и проконтролировать порядок приема и рассмотрения сообщения, поступившего от гражданина к молодому участковому;

Во-вторых, разработать типовой сборник юридически грамотных и понятных для обычного обывателя ответов участкового уполномоченного на часто встречающиеся вопросы от граждан. При этом, для экономии времени, представляется целесообразным подобные типовые ответы реализовывать в электронной форме, а не переписывать их «от руки».

В-третьих, разработать упрощенную табличную форму отчета участковых уполномоченных полиции о результатах рассмотрения обращений граждан, из которой будет отчетливо видны качественно-количественные показатели деятельности по обращениям населения. Данную информацию в дальнейшем необходимо размещать на открытых ведомственных ресурсах.

Третий блок предложений связан с повышением эффективности прима граждан.

Во-первых, следует на законодательном уровне установить адекватные лимиты приема участковым уполномоченным полиции граждан, как в ходе личного приема в отделе полиции, так и при нахождении на опорном пункте на административном участке.

Во-вторых, внедрить возможность подачи и приема электронных сообщений от граждан в адрес участковых уполномоченных полиции. Особенно актуальна данная новация для лиц с ограниченными возможностями, а также в период эпидемии.

В-третьих, с целью возможности приема граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата («колясочников»), необходимо повсеместно на опорных пунктах соорудить соответствующие пандусы и оборудовать их кнопкой вызова сотрудника.

В-четвертых, внедрить практику обязательной видео фиксации обращений граждан, которые поступают в ходе личного приема.

В-пятых, разработать и внедрить типовую анкету, которые будут заполнять граждане, после приема у участковых уполномоченных полиции, с целью их последующего обобщения, анализа и принятия к сведению.

И, наконец, завершающий четвертый блок предложений, направлен на улучшение отчетной работы участковых уполномоченных полиции перед населением.

Во-первых, в приказе МВД России от 29.03.2019 № 205 необходимо предусмотреть типовую форму данного отчета;

Во-вторых, в этом же приказе определить критерии, по которым населению можно будет судить об эффективности работы участковых уполномоченных полиции за отчетный период на административном участке.

В-третьих, разработать алгоритм оценки деятельности участковых уполномоченных полиции со стороны общественности.

Высказанные нами предложения позволят исключить из практики деятельности участковых уполномоченных полиции проблемы бюрократического характера, повысят доступность участковых для граждан, а также обеспечат прозрачность, объективность и эффективность их служебной деятельности.

Литература:

1. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.

2. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета, № 139, 28.06.2016.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
участковый
уполномоченный
полиция
реформирование
население
предупреждение
профилактика
преступность
Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 236-237):
Часть 4 (стр. 227-285)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 236-237стр. 285

Молодой учёный