В данной публикации предлагаются конкретные поправки в действующее законодательство, направленные на повышение эффективности деятельности службы участковых уполномоченных полиции после реформирования органов внутренних дел.
Ключевые слова : участковый, уполномоченный, полиция, реформирование, население, предупреждение, профилактика, преступность.
Обобщающий анализ практики деятельности участковых уполномоченных полиции позволил выявить некоторые пробелы в правовом регулировании, прежде всего осуществляемом посредством вступления в силу приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [1].
Четырехлетний период применения данного приказа позволил нам сформулировать отдельные предложения по повышению эффективности службы участковых уполномоченных полиции. Первым блоком мы отразим предложения, направленные на повышение общей превенции преступности.
Во-первых, необходимо уточнить вопрос об алгоритме совершения профилактического обхода административного участка. На данный момент не определена частоту посещения предприятий, учреждений, организаций в зависимости от категории риска причинения вреда (высокий, средний, низкий).
Во-вторых, нерешенным остается вопрос о совершении профилактического обхода одним участковым уполномоченным при объединении нескольких территорией сельских населенных пунктов, а также удаленных местностей. Для этого необходимо эмпирическим путем установить оптимальный временной промежуток, в течение которого участковый уполномоченный сможет эффективно осуществить профилактический обход, как в городском режиме, так и в условиях сельской местности. При этом во внимание необходимо также брать и неоднородность административных участков, так как число поднадзорных лиц на каждом из них может существенно варьироваться.
В-третьих, предусмотреть возможность доступа участкового уполномоченного полиции к информационным ресурсам ограниченного характера доступа, на которых размещается актуальная информация о результатах деятельности промышленных объектов, расположенных на территории административного участка, для возможности своевременного обновления их паспортов.
В-четвертых, разработать и внедрить порядок проверки специальных объектов, подлежащих регулярной проверке, расположенных на территории административного участка. Помимо этого необходимо утвердить специальные формы отчетных документов, в которых участковыми уполномоченными полиции будут фиксироваться показатели соответствия или нарушения установленных требований.
В-пятых, с использованием электронных технологий, разработать и внедрить в практику ведение участковыми уполномоченными полиции интерактивных карт административных участков. Это позволит участковому своевременно дополнять сведениями текущую оперативную обстановку на вверенном административном участке.
В-шестых, передать службе участковых уполномоченных полиции право удаленного доступа к имеющимся системам видеонаблюдения, включая систему АПК «Безопасный город».
Второй блок предложений связан с повышением индивидуальной профилактической работы, проводимой участковыми уполномоченными полиции.
Во-первых, необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2], предусмотрев в отдельной норме обязанность для контролируемых (поднадзорных) лиц предоставлять для участковых уполномоченных полиции возможность входа в жилое помещение, где проживают данные лица, с целью его внешнего осмотра и проведения профилактических бесед.
Во-вторых, необходимо включить норму, содержащую административную ответственность за несоблюдение официального предостережения. Подобного рода акты направлены на незамедлительное прекращение действий лица, которые в своей основе создают возможные условия для совершения правонарушения (преступления).
В-третьих, разработать приказ МВД России, который будет направлен на расширение правового просвещения и информирования граждан, проводимого службой участковых уполномоченных полиции.
В-четвертых, внедрить в практическую деятельность участковых уполномоченных полиции риск-ориентированный подход, в соответствии с которым представится возможность «смещать акценты» своей профилактической работы на наиболее проблемных индивидов.
В-пятых, расширить географию использования пропагандирующей работы, посредством оборудования специализированных стендов в общественных местах, проведения социальной рекламы на телевидении и пр.
Третий блок предложений направлен на повышение эффективности работы по приему и рассмотрению сообщений (учетно-регистрационная дисциплина).
Во-первых, необходимо возродить утративший в настоящее время советский институт наставничества, который предполагал активную помощь опытного сотрудника молодому сотруднику. Например, участковый, который уже длительное время отработал в данной службе, может грамотно подсказать и проконтролировать порядок приема и рассмотрения сообщения, поступившего от гражданина к молодому участковому;
Во-вторых, разработать типовой сборник юридически грамотных и понятных для обычного обывателя ответов участкового уполномоченного на часто встречающиеся вопросы от граждан. При этом, для экономии времени, представляется целесообразным подобные типовые ответы реализовывать в электронной форме, а не переписывать их «от руки».
В-третьих, разработать упрощенную табличную форму отчета участковых уполномоченных полиции о результатах рассмотрения обращений граждан, из которой будет отчетливо видны качественно-количественные показатели деятельности по обращениям населения. Данную информацию в дальнейшем необходимо размещать на открытых ведомственных ресурсах.
Третий блок предложений связан с повышением эффективности прима граждан.
Во-первых, следует на законодательном уровне установить адекватные лимиты приема участковым уполномоченным полиции граждан, как в ходе личного приема в отделе полиции, так и при нахождении на опорном пункте на административном участке.
Во-вторых, внедрить возможность подачи и приема электронных сообщений от граждан в адрес участковых уполномоченных полиции. Особенно актуальна данная новация для лиц с ограниченными возможностями, а также в период эпидемии.
В-третьих, с целью возможности приема граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата («колясочников»), необходимо повсеместно на опорных пунктах соорудить соответствующие пандусы и оборудовать их кнопкой вызова сотрудника.
В-четвертых, внедрить практику обязательной видео фиксации обращений граждан, которые поступают в ходе личного приема.
В-пятых, разработать и внедрить типовую анкету, которые будут заполнять граждане, после приема у участковых уполномоченных полиции, с целью их последующего обобщения, анализа и принятия к сведению.
И, наконец, завершающий четвертый блок предложений, направлен на улучшение отчетной работы участковых уполномоченных полиции перед населением.
Во-первых, в приказе МВД России от 29.03.2019 № 205 необходимо предусмотреть типовую форму данного отчета;
Во-вторых, в этом же приказе определить критерии, по которым населению можно будет судить об эффективности работы участковых уполномоченных полиции за отчетный период на административном участке.
В-третьих, разработать алгоритм оценки деятельности участковых уполномоченных полиции со стороны общественности.
Высказанные нами предложения позволят исключить из практики деятельности участковых уполномоченных полиции проблемы бюрократического характера, повысят доступность участковых для граждан, а также обеспечат прозрачность, объективность и эффективность их служебной деятельности.
Литература:
1. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2019 г.
2. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета, № 139, 28.06.2016.