В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется повышению эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Использование современных технологий становится неотъемлемой частью обучения, так как процесс образования должен соответствовать актуальным потребностям общества. Инновационные подходы в педагогической деятельности способствуют формированию у подрастающего поколения качественно новых компетенций, позволяющих в дальнейшем успешно реализовывать себя в условиях цифровизации и глобализации социально-экономических процессов.
В связи с этим образовательные учреждения ориентируются на развитие у обучающихся информационных и коммуникативных навыков, а также способности к самостоятельному поиску и анализу информации. Приоритетной задачей педагогов, согласно требованиям ФГОС, является переход от традиционных форм обучения к поступательному процессу развития личности школьника. Достижение данной цели возможно при условии активного внедрения современных образовательных технологий, которые способствуют формированию у младших школьников познавательной активности, критического мышления и готовности к эффективной деятельности в цифровом обществе [8, с. 55].
Одной из наиболее значимых современных технологий, формирующих новое качество образовательного процесса, является искусственный интеллект. На сегодняшний день искусственный интеллект проник практически во все сферы человеческой, что обусловлено его практичностью. Технологии искусственного интеллекта активно используются в научных исследованиях, медицинской диагностике, экономике, промышленности, сфере обслуживания, а также в повседневной жизни [10, с. 288].
Образование не является исключением, поскольку цифровизация выступает одним из ключевых направлений его развития. Современные педагоги в условиях стремительных технологических изменений начали активно внедрять элементы искусственного интеллекта в свою профессиональную деятельность.
Проблема определения понятия «искусственный интеллект» на протяжении последних десятилетий привлекает внимание исследователей различных научных направлений. Так, по мнению М. Н. Гусловой, искусственный интеллект следует рассматривать как область знаний, ориентированную на создание систем, способных к рациональному поведению и принятию решений на основе анализа поступающей информации.
В свою очередь, Дж. Маккарти, являющийся одним из основоположников данного направления, определял искусственный интеллект как науку о моделировании человеческого интеллекта с помощью вычислительных методов. Исследователь указывает на способность машин выполнять задачи, требующие интеллектуальных усилий человека [5, с. 58].
На сегодняшний день наблюдается значительное разнообразие систем искусственного интеллекта, ориентированных на решение самых разных задач. За рубежом особой популярностью пользуются многофункциональные языковые модели, такие как ChatGPT, широко применяемый в образовательной, исследовательской и экспертной деятельности, а также Claude, который используется для аналитических и текстогенерирующих задач. В российском цифровом пространстве активное распространение получил GigaChat, разработанный Сбербанком. Внимание потребителя также отводится и китайским разработкам, как, например, Qwen и DeepSeek [6].
Однако не все системы искусственного интеллекта направлены на генерацию текста. В данный момент существуют и те, которые предназначены для создания изображений или видео, к примеру, «Шедеврум» от Яндекса и Kandinsky. Особенность работы в выделенных системах строится на основе текстовых запросов пользователя, на основе генерируются фотографии и видео.
В настоящее время технологии искусственного интеллекта занимают значимое место в образовательной деятельности учителей, поскольку данные системы способны существенно облегчить процесс подготовки и проведения уроков. Наиболее распространено использование искусственного интеллекта на этапе планирования учебных занятий, так как у преподавателей есть возможность в короткие сроки сформировать структурированный материал по любой изучаемой теме. В подобных ситуациях педагог может подобрать цели и задачи урока, выбрать методы обучения, а также составить упражнения различного уровня сложности.
Одним из преимуществ искусственного интеллекта является его способность предлагать нестандартные варианты подачи материала, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В случаях, когда содержание темы требует адаптации под возрастные особенности учащихся, искусственный интеллект упрощает текст, исключив из него излишне сложные элементы, а также меняет характер изложения, вследствие чего материал становится более доступным. Например, если у детей возникают трудности при изучении отдельных тем предмета «Окружающий мир», учитель, задействовав искусственный интеллект, может создать объяснение в более понятной для детского склада ума форме. В такой ситуации также можно создать иные методические приемы, в виде альтернативных объяснений, схем или алгоритмов [2, с. 67].
В последние годы педагоги всё чаще обращаются к возможностям нейросетей для генерации изображений и видеоматериалов, поскольку современные технологии позволяют формировать визуальный контент практически любой тематики. Подобные материалы способны не только привлечь внимание младших школьников, но и повысить их интерес к изучаемой теме.
В соответствии с потребностями образовательного процесса учитель может использовать мультимедийные изображения для объяснения содержания урока, подбирая такие визуальные элементы, которые соответствуют возрастным предпочтениям детей. Например, при ознакомлении учащихся с буквами алфавита возможно создание изображений, содержащих иллюстрации с персонажами популярных детских мультфильмов или изображениями животных.
Аналогичным образом генерируемые видеоролики могут использоваться для демонстрации природных процессов, явлений окружающего мира или сюжетных ситуаций, которые сложно воспроизвести в условиях классного пространства.
Таким образом, искусственный интеллект, являясь результатом интенсивного развития цифровых и вычислительных систем в последние десятилетия, постепенно превращаются в один из ключевых инструментов современной социальной и образовательной практики. В области образования, и особенно на уровне начальной школы, применение нейросетей приобретает все более выраженный характер, поскольку данные технологии позволяют оптимизировать процесс подготовки педагогов, расширить возможности методического обеспечения и создать условия для более гибкой и адаптивной подачи учебного материала.
Литература:
- Анюшенкова О. Н. Правовые аспекты использования искусственного интеллекта в образовании / О. Н. Анюшенкова // Мир науки, культуры, образования. — 2025. — № 2. — С. 25–27.
- Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие / А. Г. Бермус. — М.: Юрайт, 2024. — 128 с.
- Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2023. — 430 с.
- Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии / М. Н. Гуслова. — М.: Академия, 2023. — 288 c.
- Давудова С. Я., Рагимханова К. Т. Правовое регулирование искусственного интеллекта в образовании / С. Я. Давудова, К. Т. Рагимханова // Закон и право. — 2025. — № 3. — С. 57–62.
- Как искусственный интеллект может помочь в образовании [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://developers.sber.ru/help/gigachat-api/education-with-ai (дата обращения: 15.11.2025)
- Морева Н. А. Технологии профессионального образования / Н. А. Морева. — М.: Академия, 2021. — 362 c.
- Нелюбин Р. В. Современные педагогические технологии в образовательном процессе обучающихся как средство реализации ФГОС / Р. В. Нелюбин // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 10. — С. 55–58.
- Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО / Н. Н. Суртаева. — М.: Юрайт, 2022. — 250 с.
- Шобонов Н. А., Булаева М. Н., Зиновьева С. А. Искусственный интеллект в образовании / Н. А. Шобонов, М. Н. Булаева, С. А. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. — 2023. — № 79. — С. 288–290.

