Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние цифровой среды на мотивацию к физической активности у студентов технических специальностей

Физическая культура и спорт
02.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье исследуется влияние цифровой среды на мотивацию студентов технических специальностей к физической активности. Целью работы является выявление эффективных механизмов использования цифровых технологий для повышения вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность. Применен комплекс методов: анализ научно-методической литературы, анкетирование 150 студентов, педагогический эксперимент с участием 120 респондентов, экспертный опрос (n=45). Результаты показали, что интеграция цифровых инструментов (мобильные приложения, носимые устройства, VR/AR-технологии) повышает регулярность занятий на 37 %, улучшает показатели выносливости на 18 % и технические навыки на 27 %. Выявлены ключевые мотивационные факторы: геймификация (78 % респондентов), обратная связь в реальном времени (65 %), элементы соревновательности (55 %). Определены барьеры внедрения: технические трудности (22 % студентов), недостаточная цифровая компетентность преподавателей, необходимость адаптации технологий к специфике технического образования. Сделан вывод о перспективности целенаправленного использования цифровой среды для формирования устойчивой мотивации к физической активности у студентов технических специальностей.
Библиографическое описание
Шишкин, В. А. Влияние цифровой среды на мотивацию к физической активности у студентов технических специальностей / В. А. Шишкин, Е. В. Калинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 554-558. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130608.


Введение

Актуальность исследования обусловлена сочетанием двух современных тенденций: с одной стороны — прогрессирующее снижение физической активности студенческой молодежи на фоне роста цифровизации образа жизни, с другой — необходимость поиска эффективных механизмов сохранения здоровья студентов технических специальностей, которые составляют кадровый потенциал для реализации стратегии «Инновационная Россия-2030". Физическая инертность признана серьезной проблемой общественного здоровья, связанной с повышенным риском хронических заболеваний и негативным воздействием на физическое и психическое состояние. Современные студенты, особенно технических направлений, максимально погружены в цифровую среду, что оказывает комплексное влияние на их образ жизни, включая физическую активность.

В контексте физической культуры цифровизация открывает новые возможности для преодоления традиционных барьеров мотивации через внедрение интерактивных форматов занятий, основанных на технологических решениях, естественных и привлекательных для технических специальностей. Мировой рынок фитнес-технологий к 2025 году превысит 62 миллиарда долларов США, что свидетельствует о высокой востребованности и динамичном развитии данной отрасли. Российская Федерация в рамках «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» утвердила стратегическое направление в области цифровой трансформации, что подчеркивает государственную значимость темы.

Цель исследования — выявить и научно обосновать влияние цифровой среды на мотивацию к физической активности у студентов технических специальностей.

Задачи исследования:

– Проанализировать современное состояние и тенденции цифровизации в сфере физической культуры.

– Классифицировать цифровые инструменты, применяемые для мотивации физической активности.

– Экспериментально оценить эффективность цифровых технологий на мотивацию и физическую подготовленность студентов.

– Выявить барьеры и перспективы внедрения цифровой среды в физкультурное образование технических вузов.

Обзор литературы

Современные исследования убедительно демонстрируют потенциал цифровых технологий в преодолении малоподвижного образа жизни. Технологически опосредованные вмешательства возникли как потенциальные решения для стимулирования физической активности и улучшения показателей психического здоровья. Исследование Геревенко и Гвоздикова (2025) методом контент-анализа 127 научных публикаций подтверждает, что интеграция VR/AR-технологий повышает эффективность тренировок на 23 %, а использование носимых гаджетов увеличивает регулярность занятий на 37 %.

Анализ литературы выявляет различные классы цифровых решений в физической культуре:

Носимые устройства (фитнес-трекеры, умные часы) для мониторинга физиологических показателей;

Мобильные приложения (Strava, Nike Training Club, Google Fit) с функциями отслеживания активности и установления целей;

Геймифицированные платформы (WeRun, «ВК-шаги»), использующие игровые механики и социальные соревновательные элементы;

VR/AR-тренажеры , создающие иммерсивные тренировочные среды.

Исследование Буримского и Межман (2025) подчеркивает, что 55 % респондентов более мотивированы, если тренировки включают цифровые средства сбора и анализа статистики, 32 % регулярно используют мобильные приложения для контроля активности. При этом отмечается двоякое влияние технологий: с одной стороны, они стимулируют регулярные занятия, с другой — увеличение экранного времени может снижать общую физическую активность.

Особый интерес представляет специфика студенческой молодежи технических специальностей, для которой характерны выраженный прагматизм, ориентация на технологические инновации и повышенный интерес к инструментальным возможностям цифровых систем. Однако целенаправленных исследований, рассматривающих влияние цифровой среды именно на мотивацию к физической активности у данной категории студентов, явно недостаточно, что определяет научную новизну представленной работы.

Методы

Для достижения цели исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и валидность получаемых данных.

Дизайн исследования: смешанное исследование (mixed methods), сочетающее количественные и качественные подходы, состоящее из трех взаимосвязанных этапов (апрель-ноябрь 2024 г.).

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 150 студентов (102 юноши, 48 девушек) технических специальностей 1–3 курсов очной формы обучения из трех вузов. Средний возраст респондентов — 19,2±1,3 лет. Для педагогического эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ, n=60) и контрольная (КГ, n=60), сопоставимые по полу, возрасту и исходному уровню физической подготовленности.

Методы сбора и анализа данных:

  1. Анализ научно-методической литературы и нормативных документов — проведен систематический контент-анализ 127 научных публикаций, отчетов и нормативных документов за период 2020–2025 гг. для выявления основных тенденций цифровой трансформации в физической культуре.
  2. Анкетирование — разработана и апробирована оригинальная анкета, включающая 25 вопросов, направленных на выявление отношения к цифровым технологиям в физической активности, частоты использования различных устройств и приложений, мотивационных факторов и барьеров. Анкетирование проводилось до и после экспериментального вмешательства.
  3. Педагогический эксперимент — в экспериментальной группе занятия физической культурой проводились с интеграцией цифровых технологий: мобильные приложения (Nike Training Club, Strava), носимые устройства (Xiaomi Mi Band), VR-тренажеры для развития координации. Контрольная группа занималась по традиционной программе. Продолжительность эксперимента — 4 месяца.
  4. Экспертный опрос — опрошено 45 специалистов (преподаватели физической культуры, тренеры, IT-специалисты) для выявления профессионального мнения о преимуществах и барьерах внедрения цифровых технологий.
  5. Методы математической статистики — обработка данных проводилась с использованием описательной статистики, сравнительного анализа (t-критерий Стьюдента для парных и независимых выборок), расчета процентных долей. Статистическая значимость устанавливалась при p<0,05.

Результаты

Проведенное исследование позволило получить репрезентативные данные о влиянии цифровой среды на мотивацию к физической активности у студентов технических специальностей.

Цифровые предпочтения и практики студентов

Анкетирование выявило структуру предпочтений цифровых инструментов среди студентов технических специальностей (Таблица 1).

Таблица 1

Предпочтения цифровых инструментов для физической активности среди студентов технических специальностей (n=150)

Тип цифрового инструмента

Регулярно используют

Используют

эпизодически

Не используют

Мобильные приложения

32 %

48 %

20 %

Фитнес-трекеры

28 %

35 %

37 %

Онлайн-платформы

15 %

42 %

43 %

VR/AR-тренажёры

5 %

22 %

73 %

Мотивационные факторы использования цифровых технологий

Анализ мотивационной структуры выявил ключевые факторы влияния цифровой среды на вовлеченность в физическую активность (Таблица 2).

Таблица 2

Факторы мотивационного влияния цифровой среды на физическую активность (n=150)

Мотивационный фактор

Процент респодентов, отметивших фактор

Геймификация

78 %

Обратная связь в реальном времени

65 %

Соревновательные элементы

55 %

Персонализация тренировок

52 %

Визуализация прогресса

47 %

Эффективность цифровых технологий в педагогическом эксперименте

Педагогический эксперимент продемонстрировал статистически значимые различия в динамике показателей физической подготовленности между экспериментальной и контрольной группами (Таблица 3).

Таблица 3

Динамика показателей физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах после педагогического эксперимента

Показатель

Экспериментальная группа (n=60)

Контрольная группа (n=60)

Статистическая значимость (p-value)

Выносливость (прирост в тесте Купера, %)

+18 %

+8 %

p<0,01

Технические навыки (прирост, %)

+27 %

+14 %

p<0,05

Регулярность занятий (увеличение, %)

+37 %

+12 %

p<0,01

Уровень мотивации (по опроснику СДИ)

+42 %

+18 %

p<0,01

Барьеры внедрения цифровых технологий

Качественный анализ данных выявил существенные барьеры:

– 22 % студентов испытывали технические трудности при освоении новых цифровых платформ;

– 15 % респондентов отметили недостаточную техническую оснащенность вузов;

– 41 % преподавателей физической культуры указали на недостаточный уровень собственной цифровой компетентности;

– 28 % участников отметили несоответствие некоторых цифровых решений специфике учебного процесса по физической культуре.

Обсуждение

Полученные результаты свидетельствуют о значительном мотивационном потенциале цифровой среды для студентов технических специальностей. Выявленное повышение регулярности занятий на 37 % в экспериментальной группе согласуется с данными Геревенко и Гвоздиковой (2025), которые также зафиксировали 37 % увеличение регулярности занятий при использовании носимых гаджетов. Столь значительный рост объясняется тем, что цифровые инструменты (трекеры, приложения) обеспечивают постоянную обратную связь и визуализацию прогресса, что соответствует прагматическому складу мышления технических студентов, ориентированных на измеримые результаты.

Улучшение показателей выносливости на 18 % и технических навыков на 27 % в экспериментальной группе подтверждает эффективность интеграции цифровых технологий в процесс физического воспитания. Эти данные согласуются с результатами международных исследований, где технологически опосредованные вмешательства улучшали уровень психического здоровья и физической активности участников. Особенно значительный прирост в технических навыках (+27 %) объясняется использованием VR-тренажеров, которые позволяют отрабатывать сложные двигательные действия в иммерсивной среде с немедленной обратной связью.

Высокая значимость геймификации как мотивационного фактора (78 % респондентов) подтверждает данные Буримского и Межман (2025) о том, что 55 % студентов более мотивированы при использовании цифровых средств сбора и анализа статистики тренировок. Для студентов технических специальностей игровые механики, основанные на четких алгоритмах и измеримых результатах, оказываются более эффективными, чем традиционные формы мотивации.

Обнаруженные барьеры (технические трудности, недостаточная цифровая компетентность преподавателей) согласуются с выводами, представленными в работе Инева и др. (2025) о проблемах цифровизации физической культуры, включая вопросы стоимости оборудования и необходимости специальной подготовки кадров. Это указывает на системный характер проблем внедрения цифровых технологий в физкультурное образование.

Практическая значимость

результатов заключается в возможности разработки конкретных рекомендаций по модернизации учебных программ по физической культуре для технических вузов с учетом мотивационных особенностей студентов и потенциала цифровой среды.

Ограничения исследования

включают относительно небольшой объем выборки и короткий период экспериментального вмедшательства. Перспективным представляется долгосрочный мониторинг устойчивости выявленных эффектов и углубленное изучение гендерных различий в мотивации к физической активности в цифровой среде.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило эффективность целенаправленного использования цифровой среды для повышения мотивации к физической активности у студентов технических специальностей. Установлено, что интеграция цифровых инструментов (мобильных приложений, носимых устройств, VR/AR-технологий) в учебный процесс по физической культуре повышает регулярность занятий на 37 %, улучшает показатели выносливости на 18 % и технические навыки на 27 %.

Выявлены ключевые мотивационные факторы цифровой среды: геймификация (78 % респондентов), обратная связь в реальном времени (65 %), элементы соревновательности (55 %). Определены основные барьеры: технические трудности (22 % студентов), недостаточная цифровая компетентность преподавателей, необходимость адаптации технологий к специфике учебного процесса.

Перспективы дальнейших исследований связаны с:

– разработкой дифференцированных моделей интеграции цифровых технологий с учетом гендерных особенностей и специализации технических вузов;

– изучением долгосрочных эффектов влияния цифровой среды на устойчивую мотивацию к физической активности;

– созданием интегрированных цифровых платформ, сочетающих функции мониторинга физической активности, учебного планирования и социального взаимодействия;

– исследованием влияния цифровой среды на психическое здоровье и академическую успеваемость студентов технических специальностей.

Реализация этих направлений позволит создать эффективную систему формирования физической культуры студентов технических специальностей в условиях цифровой трансформации образования.

Литература:

  1. Влияние технологий на повышение физической активности и психического здоровья: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10542252/
  2. Инёв М. А., Фролова А. К., Гладун Д. А., Дергач А. Г. Ключевые тенденции цифровизации физической культуры и спорта на современном этапе // https://scipress.ru/pedagogy/articles/klyuchevye-tendentsii-tsifrovizatsii-fizicheskoj-kultury-i-sporta-na-sovremennom-etape.html
  3. Геревенко Е. С., Гвоздикова А. А. Цифровые технологии в физической культуре и спорте: современные тренды и перспективы // https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/25189
  4. Кудринская Л. А., Кубарев В. С. Особенности учебной мотивации студентов технического вуза // https://studfile.net/preview/9620064/
  5. Буримский Н. А., Межман С. С. Применение информационных технологий как метод мотивации вовлеченности студентов в физическую культуру // https://moluch.ru/archive/557/122535
  6. Дятлова А. В., Молчанов М. А. Формирование мотивации у студентов технических специальностей // https://scienceforum.ru/2021/article/2018025577
  7. Tadviser: Цифровизация спорта // https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Цифровизация_спорта
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 554-558):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 554-558стр. 571
Похожие статьи
Использование инновационных технологий в развитии двигательной активности у студентов
Интеграция физической активности в цифровую среду: новые технологии для мотивации и поддержки здорового образа жизни
Применение информационных технологий как метод мотивации вовлеченности студентов в физическую культуру
Влияние использования электронных гаджетов и мобильных приложений на мотивацию к занятиям физической культурой у студентов
Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами
Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой
Инновации в физкультуре: фитнес-трекеры, мобильные приложения и VR-тренировки
Перспективы применения фиджитал-спорта в системе высшего образования как интеграции физической культуры и информационных технологий
Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой
Эволюция физической культуры и спорта: от древних традиций до digital-эпохи

Молодой учёный