Введение
Упрощенная система налогообложения, будучи одним из ключевых специальных налоговых режимов, традиционно рассматривается как фундаментальный инструмент поддержки и развития малого и среднего бизнеса в России. Её основная цель — снижение административной и фискальной нагрузки на субъекты МСП. Однако динамично развивающаяся экономическая среда и необходимость оптимизации бюджетных доходов обусловили проведение масштабной корректировки параметров УСН, установленной Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ.
Актуальность темы обусловлена тем, что изменения носят системный характер и затрагивают основы применения режима. Целью данного исследования является анализ преобразований 2025 года и оценка стратегических векторов дальнейшего развития УСН. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: выделение ключевых нововведений, оценка их последствий для налогоплательщиков, анализ законодательных инициатив, определяющих перспективы режима.
Наиболее позитивным для бизнеса изменением стало значительное увеличение пороговых значений, позволяющих применять УСН. Это направлено на расширение круга налогоплательщиков, которые могут сохранить за собой право на использование специального режима в условиях роста номинальных доходов.
Таблица 1
Сравнительный анализ лимитов для применения УСН
|
Параметр |
2024 |
2025 |
|
Предельный доход |
265,8 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора) |
450 млн руб. |
|
Предельный доход для перехода на УСН (за 9 месяцев) |
149,51 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора) |
337,5 млн руб. |
|
Средняя численность работников |
100 / 130 человек (для стандартных/повышенных ставок) |
130 человек |
|
Остаточная стоимость основных средств |
150 млн руб. |
200 млн руб. |
Как демонстрирует Таблица 1, произошел существенный пересмотр базовых параметров. Важно отметить, что с 2026 года лимиты по доходам и стоимости основных средств будут индексироваться на коэффициент-дефлятор. Также с 2025 года отменены повышенные ставки УСН (8 % для объекта «Доходы» и 20 % для «Доходы минус расходы»), что упрощает расчет налога и снижает риски резкого роста фискальной нагрузки при незначительном превышении лимитов.
Наиболее дискуссионным и значимым нововведением стало распространение на плательщиков УСН обязанности по уплате налога на добавленную стоимость. Ранее закрепленная в НК РФ норма об освобождении упрощенцев от НДС была исключена. Однако законодатель предусмотрел изъятия из этого правила.
Налогоплательщики, чей годовой доход не превышает 60 млн рублей, получают автоматическое освобождение от уплаты НДС. Для тех, чей доход превышает данный порог, предусмотрена сложная система выбора ставки налога.
Таблица 2
Варианты уплаты НДС для плательщиков УСН с доходом свыше 60 млн руб.
|
Годовой доход |
Ставка НДС 1 (с вычетом) |
Ставка НДС 2 (без вычета) |
|
От 60 до 250 млн руб. |
20 % (10 % — для отдельных категорий товаров) |
5 % |
|
От 250 до 450 млн руб. |
20 % (10 % — для отдельных категорий товаров) |
7 % |
Перед налогоплательщиком встает стратегический выбор:
— Применять общую ставку (20 % или 10 %) с правом зачета входного НДС. Этот вариант может быть выгоден при значительном объеме приобретений у плательщиков НДС.
— Применить специальную пониженную ставку (5 % или 7 %) без права на налоговые вычеты. Данный вариант упрощает администрирование и может быть предпочтителен для компаний с небольшим объемом входного НДС.
Важно, что выбранный режим применяется в течение 12 налоговых периодов подряд (три года), что требует от бизнеса тщательного предварительного моделирования налоговой нагрузки.
Поправки также затронули другие аспекты применения УСН:
— Учет страховых взносов ИП: индивидуальные предприниматели на объекте «Доходы минус расходы» получили право учитывать фиксированные страховые взносы за себя в составе расходов до их фактической уплаты, уравнявшись в правах с ИП на «Доходах».
— Новые правила утраты права на УСН: право на применение режима утрачивается с начала месяца, в котором было допущено превышение по доходам, численности или стоимости ОС.
— Изменения по НДФЛ: для работодателей на УСН, как и для всех, с 2025 года действует прогрессивная шкала НДФЛ и увеличены размеры стандартных вычетов на детей.
Текущие реформы не являются конечной точкой трансформации УСН. Анализ поручений Президента РФ и позиций профильных ведомств позволяет выявить контуры будущих изменений.
23 июня 2025 года было опубликовано поручение Президента РФ (№ Пр-1387, п. 2д), в котором Правительству предписано представить предложения по поэтапному отказу от применения УСН для организаций и ИП, осуществляющих торговую деятельность. Срок исполнения поручения — 1 декабря 2025 года. В качестве одной из возможных промежуточных мер рассматривается снижение порога годового дохода для освобождения от НДС с 60 млн до 30 млн рублей именно для торговых компаний.
Основными причинами данной инициативы называются:
— Злоупотребления со стороны отдельных компаний (дробление бизнеса, демпинг за счет ухода от НДС).
— Неравные условия конкуренции между добросовестными плательщиками НДС и компаниями на УСН.
— Концентрация выручки у ограниченного числа участников рынка и потери бюджета.
Предполагается, что возможность работать на УСН сохранят несетевые магазины, сфера услуг и производственные предприятия.
Переход торговых компаний на общую систему налогообложения (ОСН) повлечет существенное увеличение налоговой нагрузки (уплата НДС, налога на прибыль), рост административных издержек (ведение полноценного бухгалтерского учета) и потенциальное увеличение цен. Для микробизнеса это может стать критичным фактором.
В качестве альтернативных режимов рассматриваются:
— Патентная система налогообложения (ПСН).
— Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).
При этом позиция Минфина и ФНС отличается большей сдержанностью. Глава ФНС России Даниил Егоров призвал оценить эффективность уже внедренных мер (введение НДС для УСН), а Минфин указывал, что снижение лимитов для УСН не планируется ранее 2028 года. Это свидетельствует о наличии дискуссии и возможности корректировки первоначальных планов.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Реформа УСН 2025 года носит двойственный характер. С одной стороны, либерализация лимитов и отмена повышенных ставок создают условия для сохранения широкого круга налогоплательщиков на данном режиме и стимулируют легализацию их доходов. С другой стороны, введение НДС для значительной части упрощенцев существенно усложняет налоговое администрирование для бизнеса и меняет его экономическое поведение, заставляя делать стратегический выбор между сложным учетом с вычетами и упрощенным учетом с пониженной ставкой.
- Перспективы развития УСН указывают на тенденцию к его сворачиванию для высокомаржинальных и, по мнению регулятора, склонных к злоупотреблениям секторов, каким является торговля. Это соответствует общему вектору на выравнивание налоговых условий и повышение собираемости налогов. Однако реализация этих планов требует взвешенного подхода, чтобы не привести к дестабилизации деятельности добросовестных представителей малого бизнеса.
Таким образом, упрощенная система налогообложения продолжает оставаться в фокусе налоговой политики, а ее дальнейшая эволюция будет определяться поиском баланса между фискальными интересами государства и необходимостью создания благоприятных условий для развития сектора МСП в России. Бизнесу уже сегодня рекомендуется проводить сценарное планирование, оценивая последствия потенциального перехода на ОСН или иные спецрежимы.
Литература:
- Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
- Письмо ФНС России от 17.10.2024 № СД-4–3/11815@ «О методических рекомендациях по применению УСН».
- Изменения на УСН с 2025 года // Regberry.ru. — 2025.
- Новые правила УСН с 2025 года // Контур.ру. — 2025.
- Информационное сообщение «С 2025 года увеличены лимиты при применении УСН» // Официальный сайт ФНС России. — 2025.
- Отмена УСН и налоговая реформа: перспективы и последствия для бизнеса // ЦПБ РУНО. — 2025.

