Система коррупционных преступлений в УК РФ представляет собой комплекс уголовно наказуемых деяний, связанных с использованием служебного положения в корыстных целях. Она включает преступления, непосредственно связанные с подкупом и иные коррупционные деяния, а также смежные составы, которые могут приобретать коррупционный характер при определённых условиях.
За первое полугодие 2025 года в суды было направлено около 5000 уголовных дел о коррупции, что на треть больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Самым распространённым преступлением в сфере коррупции остаётся взяточничество. В первом полугодии 2025 года за получение взятки (ст. 290 УК РФ) осуждено 2604 человека, за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) — 1627 человек [2].
Эти преступления объединены общими признаками: наличие специального субъекта (должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции), корыстный мотив и нарушение законных интересов государства или общества.
За последнее время законодатель вынес справедливые решения и расширил, и сузил категорий субъектов , подпадающие под антикоррупционные ограничения:
Расширение категорий субъектов [3] :
— Федеральный закон от 19.12.2023 № 605-ФЗ ввёл требование для государственных гражданских служащих и граждан, претендующих на включение в федеральный кадровый резерв, представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах своих и членов семьи. Это расширило круг лиц, подлежащих антикоррупционному контролю.
— Указ Президента РФ от 10 октября 2024 года № 870 ввёл новую форму анкеты для поступающих на государственную или муниципальную службу, а также установил порядок сообщения об изменении сведений в ней.
— Приказ МЧС России от 09.01.2024 № 2 распространил антикоррупционные ограничения на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач МЧС России.
— Федеральный закон от 28.12.2024 № 533-ФЗ расширил обязанности держателей реестра владельцев ценных бумаг, депозитариев и бюро кредитных историй предоставлять информацию по запросам должностных лиц в рамках антикоррупционных проверок. Это коснулось сведений о ценных бумагах, кредитных историях и других данных, важных для контроля.
Сужение или уточнение категорий [3]
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 232-ФЗ привёл наименования высших должностных лиц субъектов РФ в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 2021 № 414-ФЗ, исключив некоторые формулировки, связанные с избирательными комиссиями муниципальных образований.
— Указ Президента РФ от 25.01.2024 № 71 уточнил функции комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, скорректировав основания для проведения заседаний. Это могло повлиять на круг рассматриваемых случаев.
— В проекте федерального закона № 718674–8 предлагается освободить лицо от обязанности представлять сведения о доходах супруга, если на момент подачи декларации в суде рассматривается дело о расторжении брака между ними.
Эти тенденции подчеркивают сложность борьбы с коррупцией и необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, правоприменительной практики и механизмов профилактики коррупционных преступлений.
К этому можно прибавить [1]:
— Отсутствие единообразия в статистических отчётах. Перечень № 23, используемый для учёта коррупционных преступлений, не всегда соответствует требованиям правовой определённости. Критерии отнесения деяний к коррупционным не всегда ясны, что затрудняет анализ и сравнение данных.
— Эволюция коррупционных схем. Коррупция адаптируется к изменениям в законодательстве, что требует постоянного совершенствования правовых норм и судебной практики.
По мнению автора, для решения этих проблем необходимо:
- Уточнить определения ключевых понятий в самом УК РФ.
- Обеспечить согласованность постановлений Пленума ВС РФ.
- Разработать чёткие критерии для отнесения деяний к коррупционным.
- Усилить обучение судей и прокуроров в области антикоррупционного законодательства.
Таким образом, хотя система коррупционных преступлений в УК РФ и охватывает широкий спектр деяний, связанных с злоупотреблением служебным положением в корыстных целях, но её эффективность остается в зависти от чёткости законодательства, единообразия судебной практики и профессионализма правоприменителей. Для дальнейшего прогресса необходимы дальнейшие усилия в области законодательства, обучения специалистов и международного сотрудничества.
Литература:
1. Сураев М. В. Совершенствование дефинитивных конструкций, как одно из направлений современного этапа совершенствования антикоррупционного законодательства // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. CXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(139).

