Актуальность исследуемой темы. В современном обществе устное общение является одним из наиболее важных навыков, необходимых для успешной карьеры и личной жизни. Поскольку среди основных функций школы есть как учебная, так и воспитательная, имеет смысл проводить урок в формате, развивающем ребёнка многосторонне, тем самым позволяя учащимся не только усвоить учебный материал, но и способствовать реализации воспитательной стороны урока.
Материал и методика исследования. Материалом для исследования послужил опыт, полученный в рамках педагогической производственной практики в ГБОУ СОШ № 553 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, УМК Starlight 7 и ряд научных статей.
Согласно ФГОС, основная цель занятий по английскому языку — это формирование коммуникативной компетентности, что означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке. В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устноязычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации [4, с. 356]. В качестве средства обучения устно-речевым умениям может выступать ролевая игра, в том числе такой её вид как деловая игра.
Ролевая игра — это совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли в специально создаваемых ими сюжетных условиях [3].
Среди функций ролевой игры можно выделить: функцию социализации, а также образовательную, коммуникативную, диагностическую, воспитательную и развлекающую функции. В процессе игры участники могут проявить свои лидерские качества, научиться принимать осознанные решения, управлять временем и ресурсами, творчески мыслить и находить нестандартные решения проблем [1, с. 33]. Таким образом, применение ролевой игры на уроке способствует не только образованию, но и воспитанию, а также обучению коммуникации.
При проведении ролевой игры на уроке иностранного языка проблема ставится непосредственно в рамках игры. Учащийся же для её решения обязан сменить социальную роль с ученика на игрока. Так, он отстраняется от своей личности и чувствует меньшую скованность в действиях. Кроме того, повышается мотивация, что связано с появлением дополнительной цели — достоверно сыграть свою роль. Соответственно, учащийся более активно вовлекается в образовательный процесс. Таким образом, навык общения, отрабатываемый в условной игровой ситуации, в дальнейшем легче переносится на ситуацию реального общения.
В рамках исследования был проведён опрос среди школьников и студентов педагогического направления с целью выявить, насколько активно используются игровые технологии, в том числе ролевые игры, на уроках иностранного языка при обучении. Несмотря на высокий процент (86,5 %) участников опроса, ответивших, что им приходилось сталкиваться с игровыми технологиями, уже чуть меньший процент (70,3 %) отметил, что подобные технологии были применены на уроках иностранного языка. В целом в последнее время наблюдается тенденция роста интереса к игровым технологиям при обучении в школе. Этот интерес подтверждает статистика, полученная в рамках опроса: 97,3 % хотело бы чаще обучаться в игровом формате на уроках иностранного языка.
Наиболее продуктивными ролевыми играми в образовательном процессе можно считать те, что ориентируются на УМК, используемый на уроках иностранного языка в конкретной школе. Таким образом, повторяется и закрепляется ранее изученная лексика и грамматические шаблоны.
При прохождении производственной педагогической практики в ГБОУ СОШ № 553 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга в 7Б классе была проведена ролевая игра Home remedies (Народные средства). На базе УМК Starlight 7, 4b, страница 65, была создана методическая разработка театрализованной ролевой игры. Учащиеся были разделены на группы по 3 человека, каждая группа получила реквизит и конкретную проблему, которой нужно было найти решение и представить его перед классом. Шаблон сценария выглядел так: один игрок жаловался на проблему со здоровьем, а двое других игроков предлагали ему народные средства, которые могли бы решить эту проблему, в результате человек выздоравливал. Проводя анализ проведённой ролевой игры, была отмечена высокая вовлечённость учащихся, благодаря чему даже слабые ученики, играя отведённую им роль, совершенствовали навык общения в условной игровой ситуации. Кроме того, ролевая игра способствовала налаживанию межличностных отношений в классе.
Вывод. В рамках данного исследования был выявлен высокий спрос со стороны учащихся школы на применение ролевых игр в образовательном процессе на уроках иностранного языка. Также была обоснована эффективность использования игровых технологий на уроке и положительное влияние игровой ситуации на качество обучения.
Литература:
- Амирова Т. С. Развитие коммуникативных умений учащихся в процессе деловых игр / Т.С. Амирова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2012. – № 154. — С. 29–34.
- «Звёздный английский» 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением английского языка / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова — М., «Просвещение», 2014. — 184 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в школе / А. А. Миролюбов. — М., «ВятГГУ», 2016. — 209 с.

