Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные методы и технологии, используемые в рамках изучения темы «Менеджмент персонала предприятия туризма и гостеприимства» в системе среднего профессионального образования

Педагогика
21.11.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Гусенкова, А. А. Основные методы и технологии, используемые в рамках изучения темы «Менеджмент персонала предприятия туризма и гостеприимства» в системе среднего профессионального образования / А. А. Гусенкова, Л. Н. Баянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 388-389. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130405.


Современный туризм и индустрия гостеприимства являются динамичной отраслью. Соответственно, одна из главных ролей в данной отрасли отводится грамотному менеджменту. Под менеджментом следует понимать совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий.

Специалист, работающий в отрасли туризма и гостеприимства, должен владеть знаниями и умениями в области менеджмента персонала. Вопрос управления сотрудниками гостиничных комплексов, ресторанов, туристических фирм требует особого внимания, поэтому изучение данной темы в системе среднего профессионального образования нацелено на формирование у обучающихся целостного представления о механизме управления персоналом в туризме и гостеприимстве. Данная тема изучается в рамках подготовки кадров по направлению 43.02.16 «Туризм и гостеприимство» в рамках дисциплины «Менеджмент в туризме и гостеприимстве».

В рамках программы обучающиеся изучают теоретические и практические аспекты организации туристской деятельности, управления объектами размещения и ресторанного хозяйства, маркетинга и продвижения туристских продуктов. Основными целями программы являются формирование профессиональных компетенций, таких как умение планировать маршруты, организовывать экскурсии, оказывать помощь клиентам, управлять персоналом гостиниц и ресторанов, а также ведение бухгалтерского учета и документооборота. Выпускники получают квалификацию, позволяющую занимать должности администраторов отелей, гидов-экскурсоводов, турагентов, менеджеров по бронированию и обслуживанию туристов.

Одной из ключевых составляющих изучения темы «Менеджмент персонала предприятия туризма и гостеприимства» является такой аспект, как классификация кадров на предприятиях туризма и гостеприимства. Выделяют три основные категории работников: административный персонал, обслуживающий персонал и технический персонал [2]. Каждая категория имеет свои особенности и требования к уровню квалификации, опыту работы и профессиональным качествам. Задача образовательного процесса в данном контексте сводится к тому, чтобы научить обучающихся разбираться в особенностях каждой категории с целью подбора правильного подхода к управлению.

Также в курсе дисциплины внимание уделяется изучению структуры и функций отделов кадров на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства. Отдел кадров является центральной структурой, ответственной за подбор, обучение, адаптацию персонала. Основные задачи отдела кадров заключаются в обеспечении предприятия высококвалифицированными специалистами, проведении регулярных аттестаций, контроле уровня профессиональной подготовки сотрудников [4]. В рамках изучения темы обучающиеся знакомятся с должностными инструкциями сотрудников отдела кадров, изучают их обязанности и полномочия.

Методология преподавания темы «Менеджмент персонала предприятия туризма и гостеприимства» предполагает активное использование интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения актуальны в современном образовательном процессе во многом из-за современных требований к образовательному процессу. При реализации данных методов акцент делается не на пассивном восприятии знаний, а на осмысленном усвоении материала, активном участии обучающихся в процессе познания. Главная цель методов сводится к формированию не просто знаний, а умений действовать в различных ситуациях, применять информацию в жизни, анализировать, делать выводы. В центре внимания не только предметный результат, но и развитие личностных и метапредметных компетенций. Например: кейс-метод, деловые игры, симуляции и разбор конкретных ситуаций. Кейс-метод актуален с той позиции, что обучающиеся работают с реальными ситуации, принимают управленческие решения и оценивают их последствия [1].

Другой популярный метод — деловые игры. Во время игры обучающиеся проводят анализ кадровых процессов на предприятии, занимаются поиском и подбором кандидатов, формируют штатное расписание и планируют мероприятия по обучению и развитию персонала.

Ещё одним эффективным методом является метод проектирования, используемый при изучении методик мотивации персонала. В рамках данного метода обучающиеся могут разработать системы поощрений. Для этого необходимо учесть специфику отрасли и предприятия [3].

Среднее профессиональное образование нацелено на подготовку специалистов-практиков, готовых к непосредственному применению полученных знаний в производственной деятельности. Поэтому особый акцент делается на изучении конкретных методов и технологий, которые можно использовать в профессиональной деятельности. Так, обучающиеся изучают разные аспекты кадровой политики, например поиск и подбор персонала, проведение собеседований, составление вакансий, анализ резюме, оформление трудовых договоров, разработка программ адаптации новичков и многое другое. Тема «Менеджмент персонала предприятия туризма и гостеприимства» требует активного использования интерактивных методов обучения. Например, таких как: кейс-метод, деловые игры, симуляции и разбор конкретных ситуаций. Таким образом, качественное изучение темы в колледже нацелено на подготовку востребованных специалистов сферы туризма и гостеприимства. Мы считаем, что для достижения высоких результатов усвоения темы важно использовать разные методы и делать упор на практико-ориентированный подход.

Литература:

  1. Васильев, А. Л. Педагогические технологии управления качеством подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2020. — № 3. — С. 112–125.
  2. Колесникова, Н. И. Управление персоналом: технология обучения студентов колледжей // Среднее профессиональное образование. — 2018. — № 12. — С. 34–39.
  3. Павлов, В. Ю. Инновационные технологии обучения в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 1. — С. 45–52.
  4. Семенов, А. К. Менеджмент персонала в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методическое пособие. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 216 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 388-389):
Часть 6 (стр. 367-437)
Расположение в файле:
стр. 367стр. 388-389стр. 437

Молодой учёный