Работа в юридических клиниках является одним из важнейших этапов в практической подготовке будущих юристов, где они сталкиваются с реальными правовыми проблемами и человеческими судьбами. Однако быстрое погружение в сложные ситуации, по мнению многих учёных в области психологии образования, может привести к серьёзному эмоциональному перенапряжению и выгоранию студентов-юристов. Поэтому создание и внедрение систем психологической поддержки и обучение навыкам саморегуляции становится одним из важных для сохранения благополучия и эффективного профессионального становления молодых специалистов.
Исследуя опыт работы студентов в юридических клиниках, можно отметить, что проблема эмоционального выгорания является широко обсуждаемой, и существует несколько подходов к ее осмыслению. К примеру, несколько исследователей полагают, что главная причина выгорания скрывается в высокой ответственности, которую несут студенты, консультируя реальных клиентов, и сложности решаемых ими правовых вопросов. Однако другие ученые считают, что основным фактором является отсутствие достаточного уровня психологической подготовки и навыков саморегуляции у студентов, что мешает им эффективно справляться с эмоциональным давлением. Всё это позволяет сделать вывод, что причины выгорания многогранны, и для их полного понимания необходим комплексный подход к изучению как индивидуальных, так и организационных аспектов.
Как известно, в результате постоянного контакта с острыми социальными конфликтами, человеческими трагедиями и высоким уровнем ответственности за судьбы клиентов, студенты подвергаются значительному психоэмоциональному давлению. Тяжелым обременением для них становится необходимость принимать сложные решения в условиях дефицита опыта, работать с травмирующей информацией, а также выдерживать эмоциональное давление со стороны участников процесса, что нередко приводит к хронической усталости, и потере профессиональной мотивации
Также хотелось бы перечислить еще несколько признаков выгорания, такие как усталость, которую не снимает сон, цинизм или эмоциональная отстранённость от клиентов, частые ошибки, забывчивость, ухудшение взаимоотношений с коллегами-студентами и преподавателями. Хотелось бы еще рассказать о последствиях эмоционального выгорания, такие как падение качества помощи, напряжённость в команде, конфликты с кураторами, хронический стресс, депрессия, уход из профессии или снижение профессиональной удовлетворённости.
Как же бороться с эмоциональным выгоранием студентов юридической клиники?
По мнению многих исследователей, таких какД. М. Фёдоров, Н. В. Гришина, которые выделяют уровни и методы борьбы с эмоциональным выгоранием, такие как:
Индивидуальные стратегии (для студента): 1) режим сна и питания, 2) регулярная физическая активность, 3) краткие восстанавливающие практики между сессиями (дыхательные упражнения), 4) фиксировать эмоции после консультации и отмечать, что помогло справиться, 5) установка и защита рабочих границ, чёткое понимание обязанностей и ограничений компетенции, 6) своевременное обращение за поддержкой к куратору или психологу.
Групповые методы: 1) еженедельные или после‑сложных кейсов дебрифинги (короткие групповые встречи для обмена эмоциями и опытом), 2) парная или ротационная работа с тяжёлыми делами, чтобы не перегружать одного студента.
Организационные меры (для клиник/факультетов): вводный тренинг по эмоциональной грамотности и управлению границами; доступ к психологу с гарантией конфиденциальности; политика распределения дел и ротации, учёт академической нагрузки при планировании практик; протоколы реагирования при выявлении признаков выгорания.
Практические рекомендации: запланируй в расписании регулярные паузы и дни восстановления, после каждой эмоционально тяжёлой консультации делай 5–10‑минутную фиксацию чувств и действий. Используй супервизию: не держи вопросы в себе, если замечаешь признаки выгорания — сразу обратись к куратору или психологу; научись говорить «я не могу решить это сам(а)» — это профессионально и ответственно.
Оценка эффективности вмешательств. Для мониторинга целесообразно использовать стандартизированные опросники (Maslach Burnout Inventory, PSS, PHQ‑9) и анонимные опросы удовлетворённости студентов. Важные показатели: снижение уровня стресса, уменьшение ошибок в документации, рост вовлечённости и числа обращений за поддержкой (на ранней стадии — положительный сигнал).
Литература:
1. Белова Е. А. Синдром эмоционального выгорания у студентов, работающих в юридических клиниках: причины и профилактика // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. — 2023. — № 3. — С. 112–125.
2. Петров И. В. Психологическое благополучие студентов-юристов: вызовы клинического образования. — М.: Юрлитинформ, 2022. — 180 с.
3. Смирнова А. Г., Волкова Т. Д. Особенности оказания психологической поддержки обучающимся в рамках клинического юридического образования // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — 2022. — № 4. — С. 55–67.
4. Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в юридических клиниках. Центр психологической помощи МГУ. URL: https://www.psy.msu.ru/clinics_burnout_guide.pdf (дата обращения: 10.12.2025).
5. Козлов П. П. Стресс-менеджмент и самопомощь для студентов, занимающихся правовой практикой // Юридическое образование и наука. — 2021. — № 1. — С. 88–95.
6. Материалы круглого стола «Психологическое сопровождение студентов юридических клиник» / Под ред. В. С. Зайцева. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2023. — 98 с.

