The article describes an experiment on overlaying the sound of the Aztec death whistle on the sound of a dolphin’s cry, conducted using the Audacity computer program. The obtained results are analyzed.
Keywords: Aztec death whistle, dolphin’s vocalization.
Люди с древних времён интересовались разнообразными звуками природы (пением птиц, рычанием зверей, «музыкой космоса» и др.); пытались узнать, как, услышав определённые звуки, поведут себя собаки, птицы, насекомые; увеличивали, уменьшали громкость или видоизменяли звуки. Подобные исследования проводили многие отечественные и зарубежные учёные. Российские и советские исследователи внесли огромный вклад в изучение звука, акустики и смежных областей. Их работы посвящены как вопросам фундаментальной теории, так и практическим аспектам, однако нами не были обнаружены исследования, посвящённые возможному эксперименту по наложению звука ацтекского «свистка смерти» на звук крика дельфина.
В 1990 году исследователи обнаружили в Мексике глиняные свистки, выполненные в форме человеческого черепа. Эти артефакты, издающие звук, который напоминает крик, предположительно оказывали специфическое воздействие на психоэмоциональное состояние человека: в частности, усиливали чувство тревожности и страха. Примечательно, что место находки ассоциировалось с ритуальными практиками ацтеков, в том числе человеческими жертвоприношениями.
С целью изучения нейропсихологического воздействия так называемых свистков смерти учёные из Швейцарии провели серию экспериментальных исследований. Результаты продемонстрировали следующий ключевой феномен: мозг воспринимает издаваемые свистками звуки одновременно как естественные и искусственные. Эта двойственность сигнала приводит к особому режиму обработки информации: внимание слушателя полностью захватывается звуковым стимулом; когнитивная система активизирует более тщательный анализ воспринимаемого сигнала; усиливается эмоциональное восприятие звука; стимулируется работа воображения, поскольку мозг стремится найти объяснение звуковому феномену, в том числе в символическом контексте. На основании полученных данных исследователи выдвинули обоснованное предположение о функциональном назначении данных артефактов: вероятно, «свистки смерти» использовались в религиозных ритуалах — прежде всего в церемониях, связанных с жертвоприношениями. Их акустические свойства могли играть ключевую роль в создании особой психоэмоциональной атмосферы, необходимой для проведения сакральных обрядов [1].
Дельфины — млекопитающие инфраотряда китообразных. В систематике выделяют две основные их группы: это морские дельфины, относящиеся к семейству дельфиновых, и их пресноводные собратья, объединяемые в нетаксономическую группу речных дельфинов. Основу рациона этих животных составляет мелкая рыба. В древности дельфины почитались как священные животные, в античной культуре выступали как символ мудрости, помощники богов и людей; их считали проводниками душ умерших в загробный мир. Изображения дельфинов часто встречались на монетах, ювелирных изделиях и фресках, олицетворяя силу, справедливость, интеллект и тайные знания. Этих обитателей морей также изображали на геммах (цветных камнях узорчатой текстуры) и изделиях из глины или гипса. Отдельным примером художественного осмысления данного образа служит красноглиняный светильник, на щитке которого изображён Эрот, восседающий на дельфине [2].
Издавна известно, что дельфины не боятся человека. Также эти животные способны издавать эхолокационные сигналы — с их помощью они исследуют окружающую обстановку и обнаруживают препятствия. Кроме того, дельфины используют так называемый свист. Посредством этих сигналов они передают друг другу информацию о своём состоянии. Среди их звуковых сигналов есть те, что обозначают приветствие, прощание или говорят о беспокойстве. Благодаря подобным звуковым сигналам дельфины могут распознавать членов своего клана. Научно доказано, что каждый дельфин имеет собственное имя, которое получает сразу после рождения, и откликается на него всю жизнь [3]. Акустические сигналы дельфинов разнообразны и являются основным средством, обеспечивающим осуществление их сложного согласованного социального поведения (добыча корма, защита от хищников и т. п.), необходимым для навигации, поддержания связи между особями, которые находятся на расстоянии друг от друга, а также для получения информации об окружающей среде.
В исследовательских целях нами была предпринята попытка наложить искусственный звук ацтекского «свистка смерти» на естественный звук крика дельфина. Подобный эксперимент в доступной нам научной литературе описан не был. Материалом для исследования послужили 600 аудиозаписей звука ацтекского «свистка смерти» и 600 аудиозаписей крика дельфина. В среднем громкость ацтекского свистка колебалась в диапазоне 100–145 кГц при мощности 65 дБ, средняя громкость крика дельфина — в диапазоне 100–120 кГц при мощности 50 дБ. Для проведения эксперимента использовались: программа Audacity, установленная на персональном компьютере Fujitsu, а также два калиброванных шумомера: UNIT UT-353 и RGK SM-20. Эксперимент состоял из двух этапов: 1) в программу Audacity импортировалась для последующей обработки исходная аудиодорожка с криком дельфина; 2) на полученную запись накладывалась вторая аудиодорожка — со звуком ацтекского «свистка смерти»; результатом их суммирования стала совмещенная аудиодорожка для последующего анализа результирующего сигнала.
Рис. 1. Крик дельфина
Рис. 2. Звук ацтекского свистка смерти
Рис. 3. Наложение этих звуков
Полученные данные позволяют сделать вывод, что интенсивные звуки ацтекского свистка полностью маскируют более слабый звук крика дельфина. В результате воспринимаемый сигнал искажается и воспринимается как какофония, шум, скрежет, хрип. Ключевой вывод исследования таков: накладываемые звуковые волны суммируются, что приводит к двум типам интерференции: 1) конструктивной (наблюдается при сложении положительных амплитуд, когда гребни волн совпадают) и 2) деструктивной (возникает, когда гребень одной волны находится в противофазе относительно другой). В ходе эксперимента были зафиксированы следующие параметры результирующего сигнала: частота — 135 кГц, мощность — 66 дБ. При анализе частотных колебаний выявлены биения волн — эффект, возникающий при сложении двух гармонических колебаний с близкими частотами. Киллинга в ходе эксперимента не наблюдалось.
Проведённое нами и описанное в данной статье исследование выявляет ключевые закономерности акустического взаимодействия разнородных сигналов и создаёт основу для дальнейших изысканий в области звуковой интерференции и маскировки.
Литература:
- Писаренко, Д. Звуки ада. Учёные проверили, как ацтекские «свистки смерти» влияют на мозг / Д. Писаренко // Aif.ru. — URL: https://aif.ru/society/science/zvuki-ada-uchyonye-proverili-kak-actekskie-svistki-smerti-vliyayut-na-mozg (дата обращения: 19.11.2025).
- Zhuravlev, D. Lamps from Chersonesos in the State Historical Museum / D. Zhuravlev, L. Chrzanovski. — Roma: L'Erma di Bretschneider, 1998. — 213 p. — URL: https://www.academia.edu/2087520/L_Chrzanovski_D_Zhuravlev_Lamps_from_Chersonesos_in_the_State_Historical_museum_Moscow_1998 (дата обращения: 19.11.2025).
- Рябов, В. А. Изучение акустических сигналов и предполагаемого разговорного языка дельфинов / В. А. Рябов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Физико-математические науки. — 2016. — № 3 (248). — С. 88–100. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-akusticheskih-signalov-i-predpolagaemogo-razgovornogo-yazyka-delfinov (дата обращения: 19.11.2025).

