Уголовный закон большинства стран, включая государства — участники БРИКС, направлен на удержание лиц от проявления криминального поведения. Современное общество развивается стремительными темпами, охватывающими различные сферы жизнедеятельности. Реагируя на них, государства инициируют различные международные платформы интеграционного характера. Публичная власть формирует национальную законодательную базу посредством участия в разработке и ратификации международных и межгосударственных договоров и т. д. Такое взаимодействие стран способствует решению вопросов, требующих совместной деятельности. Наше государство является одним из учредителей международного объединения государств — БРИКС. Изначально данное объединение состояло из четырех государств (Бразилии, России, Индии, КНР). В дальнейшем неоднократно увеличивался состав БРИКС за счет привлечения новых стран-участников и стран-партнеров. Поэтому является важным изучение и анализ законодательства некоторых государств-участников и государств-партнеров БРИКС, ориентированного на предупреждение преступлений против здоровья человека.
По законодательству исследуемых нами государств-участников и государств-партнеров БРИКС здоровье провозглашается одной из высших человеческих ценностей, требующей защиты со стороны государства и мирового сообщества. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что человек имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья [1]. Отечественное законодательство признает важность указанного международного положения и детально раскрывает его в нормах своих правовых актов. В частности, понятие «здоровье» человека получило легальное закрепление в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно ст. 2 которого категория «здоровье» трактуется как «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма» [2]. Процитированное положение позволяет констатировать, что здоровье характеризует безболезненное психофизиологическое состояние человека и его социальное благополучие.
Названная человеческая ценность находится под непосредственной охраной Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) [3]. На удержание физических лиц от посягательств на здоровье человека ориентированы статьи главы 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья» (ст. 111–125 УК РФ). Особенно подробно хочется рассмотреть составы преступлений, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью, то есть статьи 111–119 УК РФ. В данных нормах отечественного уголовного закона раскрываются понятия причинения вреда здоровью человека различной степени тяжести (тяжкий вред, средней вред и легкий вред) и юридические критерии ее оценки. Так, например, причинением тяжкого вреда признается вред здоровью, который опасен для жизни человека или повлек за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившийся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавший значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. Помимо юридических критериев оценки степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, имеются медицинские критерии их оценки. Они нашли отражение в Приказе Минздрава России от 8 апреля 2025 г. № 172н «Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [4]. Образующие структуру указанного подзаконного акта положения проявляют свет на отдельные аспекты преступлений против здоровья человека, которые не получили отражение в УК РФ. В частности, уточняется срок продолжительности расстройств здоровья человека: длительное — свыше 21 дня, кратковременное — до 21 дня включительно.
После рассмотрения основных аспектов исследуемого явления, стоит перейти к содержанию конкретных уголовно-правовых норм, нацеленных на охрану здоровья человека. Нормы главы 16 УК РФ призваны охранять здоровье человека от умышленного причинения тяжкого вреда (ст. 111 УК РФ), умышленного причинения средней тяжести вреда (ст. 112 УК РФ), причинения в состоянии аффекта тяжкого или средней тяжести вреда (ст. 113 УК РФ), причинения тяжкого или средней тяжести вреда при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК РФ), умышленного причинения легкого вреда (ст. 115 УК РФ), побоев (ст. 116, 116.1 УК РФ), истязании (ст. 117 УК РФ), причинения тяжкого вреда по неосторожности (ст. 118 УК РФ), угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией (ст. 121,122 УК РФ), незаконного проведение искусственного прерывания беременности (ст. 123 УК РФ), неоказания помощи без уважительных причин (ст. 124 УК РФ), воспрепятствования в законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи (ст. 124.1 УК РФ).
Современные государства, ранее входящие в состав СССР, также устанавливают уголовную ответственность за общественно опасные деяния против здоровья человека. Подробно проанализируем соответствующие уголовно-правовые модели Республик Казахстан и Беларусь.
В Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее УК РБ) [5] преступления, посягающие на здоровье человека, закреплены в главе 19, именуемой «Преступления против жизни и здоровья», что идентично закреплению в УК РФ. Выделяются следующие уголовно наказуемые посягательства на здоровье человека: умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК РБ), менее тяжкого телесного повреждения (ст. 146 УК РБ), легкого телесного повреждения (ст. 153 УК РБ), а также умышленное лишение профессиональной трудоспособности (ст. 148 УК РБ). Данные составы преступлений имеют множество сходств с УК РФ: формулировки диспозиций во многом идентичны таковым в отечественном законе, верхние пределы наказания в виде лишения свободы тоже идентичны (в статье 111 УК РФ за обыкновенный состав — до 8 лет, в статье 147 УК РБ — также до 8 лет; за привилегированный состав данного деяния ч. 4 статьи 111 УК РФ предусматривает до 15 лет, в ч. 3 статьи 147 УК РБ — также до 15 лет), элементы состава преступления, зачастую, тоже идентичны таковым в отечественном законодательстве.
Конечно же, имеются и различия, которые можно рассмотреть более подробно. В отличие от УК РФ в формулировках диспозиций указанных выше статей помимо юридического критерия имеется также часть медицинского, где указывается на длительность расстройств здоровья, вызванных телесными повреждениями (при причинении тяжкого повреждения — свыше 4 месяцев, длительное расстройство — до 4 месяцев).Также имеется отдельный состав преступления, связанный с умышленным посягательством на профессиональную трудоспособность, соединенным с полной ее утратой, что в отечественном уголовном законе отнесено к причинению тяжкого вреда здоровья. Имеются также отличительные черты уголовных наказаний, применяемых к лицам, признанным виновными в совершении данных деяний. Так УК РБ, устанавливая идентичные УК РФ верхние пределы сроков лишения свободы, закрепляет в санкции конкретной статьи и нижние пределы данного вида наказания.
Также важным является рассмотрение особенностей отнесения данных преступлений к категориям. Здесь тоже имеются различия с УК РФ: деяние, установленное в статье 147 УК РБ, аналогично таковому в статье 111 УК РФ и относится к тяжким и особо тяжким; в статье 149 УК РБ — ч.1, 2 к менее тяжкому (аналогично преступлениям средней тяжести в отечественном законе), а статья 112 УК РФ — ч. 1 к небольшой тяжести, ч. 2 к средней тяжести. Эти отличия обусловлены иной, чем в УК РФ, категорией преступлений, то есть в УК РБ преступления подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности (аналогично преступлениям небольшой тяжести в отечественном законе) — за умышленные общественно опасные деяния максимальное наказание не свыше двух лет лишения свободы; менее тяжкие (аналогично средней тяжести) — не свыше 6 лет, тяжкие — не свыше 12 лет, особо тяжкие — свыше 12 лет.
Таким образом, в Беларуси также на высоком уровне осуществляется уголовно-правовая охрана здоровья, которое является объектом такой охраны в соответствии со статьей 2 УК РБ. Поэтому УК РБ, выделяя здоровье как одну из важнейших ценностей, устанавливает достаточно суровое наказание за деяния, которые посягают на данное благо. Несмотря на сходство правовых систем России и Беларуси, имеется также много важных отличий, которые выделяют каждую правовую систему друг от друга, наделяя их идентичностью в сфере уголовно-правовой охраны здоровья человека.
Теперь стоит перейти к рассмотрению уголовного законодательства в Республике Казахстан. Действующий Уголовный кодекс Казахстана (далее УК РК) [6] принят относительно недавно — в 2014 году. Для более детального рассмотрения охраны здоровья и анализа составов преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, стоит обратиться к статьям общей части уголовного закона, чтобы выявить особенности классификации преступлений по категориям и другие отличные от отечественного законодательства положения. Согласно статье 11 УК РК общественно опасные деяния подразделяются на: небольшой тяжести (при умышленной форме вины максимальное наказание не превышает 2 лет лишения свободы), средней тяжести (не превышает 5 лет), тяжкие (не превышает 12 лет), особо тяжкие (лишение свободы на срок более 12 лет или пожизненное лишение свободы). Таким образом, наименования категорий совпадают с отечественными, но различается само распределение по степени общественной опасности, кроме преступлений средней тяжести — здесь аналогия с УК РФ. Также стоит упомянуть, что в соответствии со ст. 10 УК РК помимо преступлений выделяются уголовные проступки, что не свойственно уголовным законам множества государств, в том числе и Российской Федерации. Под таким проступком федеральный законодатель Казахстана понимает виновно совершенное деяния, не представляющее большой общественной опасности, причинившее незначительный вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа (от 20 до 200 месячных расчетных показателей), исправительных работ (от 20 до 200 месячных расчетных показателей), привлечения к общественным работам (от 20 до 200 часов), ареста, выдворения за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства. Так, помимо подразделения по категориям реализуется классификация уголовных правонарушений на проступки и преступления. Уголовный проступок не влечет судимости, что ставит под сомнение важность и значение самого УК РК, потому что грань между административной ответственностью и уголовной становится совсем неясна.
Теперь можно перейти к рассмотрению конкретных составов уголовных правонарушений, посягающих на здоровье человека. Они выделяются в главе 1 «Уголовные правонарушения против личности». Данная глава аккумулирует в себе составы уголовных правонарушений, связанных с причинением вреда здоровью: тяжкого (ст. 106 УК РК), средней тяжести (ст. 107 УК РК), легкого (ст. 108–1 УК РК), в состоянии аффекта (ст. 111 УК РК), при превышении пределов необходимой обороны (ст. 112 УК РК), при задержании лица (ст. 113 УК РК), неосторожное (ст. 114 УК РК); побои (ст. 109–1 УК РК), истязание (ст. 110 УК РК), угроза (ст. 115 УК РК), принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека (ст. 116 УК РК), заражение венерической болезнью (ст. 117 УК РК), заражение ВИЧ (ст. 118 УК РК) и оставление в опасности (ст. 119 УК РК). Также выделяется отдельное деяние, признанное общественно опасным и незнакомое отечественному уголовному закону, — сталкинг (ст. 115–1 УК РК). Он представляет из себя преследование лица без законных на то оснований, которое сопровождается действиями по установлению контакта и (или) выслеживание лица против его воли, сопряженных с причинением существенного вреда. Данный состав введен в действие с 14 сентября 2025 года и, учитывая наказания, предусмотренные за его совершение, относится к уголовным проступкам. Далее стоит сравнить отечественные положения и нормы УК РК по более классическим составам общественно опасных деяний, которые криминализированы во многих государствах мира.
Умышленное причинение различной степени тяжести вреда здоровью закрепляется в трех статьях УК РК, которые указаны выше. Сразу же виднеется различия с УК РФ в юридической технике: раскрытие признаков деяний осуществлено не в самой диспозиции уголовно-правовой нормы, а выносится в отдельную статью, где закрепляются все основные понятия, используемые в данном нормативно-правовом акте. Так, элементы состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью идентичны таковым в УК РФ, поэтому их отдельный анализ не имеет большого значения. Касаемо легкого и средней тяжести вреда стоит указать, что формулировки также идентичны тем, что установлены в статьях 112 и 115 УК РФ, за исключением важного момента — в уголовном законе Казахстана детализируется также длительность расстройства (сама длительность, указанная в количестве дней, такая же (длительное расстройство — свыше 21 дня, кратковременное — до 21 дня), как в отечественном законодательстве, но прописана не в отдельном нормативном правовом акте, а напрямую в УК РК).
Далее стоит проанализировать санкции, применяемые к нарушителям уголовно-правовых запретов. За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью предусмотрены следующие наказания: за обыкновенный состав (ч. 1 ст. 106 УК РК) — исключительно лишение свободы на срок от 3 до 8 лет; за квалифицированные составы (ч. 2, 3) — также лишение свободы на срок от 6 до 10 и от 8 до 12 лет соответственно. В отличие от отечественного уголовного закона даже квалифицированный состав не относится к категории особо тяжких, а лишь к тяжким преступлениям, что свидетельствует о более низкой оценке ценности здоровья и жизни человека. Данный тезис подтверждается также тем, что обыкновенный состав умышленного причинения легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 108–1) не относится к преступлениям, а только лишь к проступку, что также указывает на не самый высокий статус здоровья в иерархии ценностей и благ человека по УК РК. Квалифицированный состав данного деяния, предусмотренный частью 2 данной статьи уже является преступлением небольшой тяжести, максимальное наказание за совершение которого до 2 лет лишения свободы. В отличие от отечественного уголовного закона за обыкновенный состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью УК РК предусматривает максимально возможное наказание в виде лишения свободы до 2 лет (в УК РФ до 3 лет), а квалифицированный состав данного деяния — до 3 лет лишения свободы. Так, Уголовный кодекс Республики Казахстан, устанавливая менее суровое наказание, закрепляя уголовный проступок, пытается снять с уголовной ответственности статус сурового наказания, стирая грань между административной и уголовной видами ответственности. Но данную позицию законодателя Республики Казахстан сложно назвать истинно верной, ведь уголовная ответственность по своей сущности предусмотрена не за все деяния, а лишь за те, которые действительно обладают общественной опасностью, то есть угрожают либо непосредственно вредят наиболее важным ценностям, благам и отношениям материального мира. Поэтому введение понятия уголовный проступок снижает авторитет уголовно-правовой охраны здоровья и значимость его как ценности.
Так, уголовное законодательство Казахстана имеет свои особенности, выделяющие его на фоне других законов, регулирующих сходные общественные отношения на территории других государств. Но изменения, вносимые в данный уголовный закон, действительно, имеют дискуссионный характер.
Следующее государство, уголовно-правовую охрану здоровья в котором стоит рассмотреть, это Китайская Народная Республика (далее Китай). Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (далее УК КНР) [7] является самым возрастным, по сравнению с остальными, проанализированными ранее, и был принят в 1997 году, а последние изменения внесены в 2020 году. Уголовный закон Китая не подразделяет преступления по категориям, то есть любое деяние, запрещенное данным нормативным правовым актом, является преступлением и не отличается от других таких же, за исключением санкции, которая устанавливается отдельно к каждому преступлению.
Уголовно-правовая охрана здоровья в Китае имеет множество различий с таковой в правовых системах, рассмотренных ранее. Преступления, посягающие на здоровье человека, закрепляются в главе 4 Особенной части УК КНР «Преступления против прав личности, демократических прав граждан». Такой порядок закрепления указывает, что здоровье является далеко не одной из самых важных ценностей, которые охраняются уголовным законом, уступая данное место государственной, общественной и экономической видам безопасности. Также это подтверждается тем, что количество составов данных деяний крайне мало. Теперь разберем их более подробно.
Статья 234 УК КНР предусматривает ответственность сразу за несколько составов: обыкновенный состав умышленного причинения травмы другому лицу(максимальное наказание в виде лишения свободы до 3 лет); квалифицированные составы этого же деяния, приведшего к серьезному расстройству здоровья (наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет), к смерти либо совершенное с особой жестокостью и повлекшее тяжкое увечье (лишение свободы на срок свыше 10 лет, пожизненное лишение свободы или даже смертная казнь). Важно отметить, что субъектом обыкновенного состава указанного преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 14 лет, а квалифицированного — достигшее 12 лет.
Статья 234–1 предусматривает ответственность за принуждение лица к трансплантации или продаже своих органов, что наказывается исключительно лишением свободы на срок до 5 лет.
Статья 235 является заключительной в сфере охраны здоровья и закрепляет ответственность за неумышленное причинение серьезной травмы третьему лицу, что наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
Таким образом, уголовно-правовая охрана здоровья в Китае достаточно спорная, поскольку криминализирован лишь малый перечень деяний, которые могут нанести вред здоровью, но в то же время ответственность за закрепленные преступления достаточно высока. На основании сказанного можно сделать вывод, что здоровье является важной, но далеко не самой ключевой ценностью.
После рассмотрения уголовно-правовой охраны здоровья человека в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике можно сделать вывод, что в правовой системе каждого государства имеются свои особенности, которые выделяют их среди остальных, но стоит отметить, что по итогам проведенного анализа и изучения необходимо выделить следующие отличительные аспекты охраны здоровья в каждом государства. УК РБ мало чем отличается в формулировках от отечественного уголовного закона, но при этом же наказание является более строгим, а некоторые составы отнесены к более тяжким категориям преступлений.
УК РК из всех проанализированных является наиболее спорным в сфере уголовно-правовой охраны здоровья, поскольку некоторые составы вовсе не относятся к преступлениям, а другие отнесены к категориям менее тяжким, чем в отечественном законе.
УК КНР уделяет наименьшее значение охране здоровья человека, что характеризуется особо малым количеством преступлений, которые создают угрозу или напрямую посягают на данную ценность. Но в то же время за совершение деяний, которые признаны уголовным законом Китая преступлениями, наказание строгое, а уголовной ответственности подлежат лица с 14 и даже 12 лет.
Законодательство РФ является одним из самых детализированных среди нормативно правовых актов других исследуемых нами государств участников и партнеров БРИКС. Отечественное законодательство выделяет здоровье как одну из ключевых ценностей, которая не может быть оценена ниже многих других. Также отечественный уголовный закон наиболее полно охраняет здоровье человека от преступных посягательств других лиц, выделяя обширный перечень криминализированных деяний, а также устанавливая справедливое наказание, которое соответствует характеру и степени общественной опасности самого деяния.
Литература:
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 1831.
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Приказ Минздрава России от 08 апреля 2025 г. № 172н (ред. от 19.08.2025) «Об утверждении Порядка определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2025 N 82483) // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). 2025. № 0001202506020040.
- Кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З «Уголовный кодекс Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 76. 2/50.
- Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V ЗРК «Уголовный кодекс Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2014. № 13-II. Ст. 83.
- Уголовный кодекс Китайской Народной Республики от 14 марта 1997 года // Специальный выпуск газеты Всекитайского собрания народных представителей. 2021.

