В криминалистической науке и следственной практике давно утвердилось понимание того, что успешное расследование большинства преступлений невозможно без активного и своевременного привлечения специальных знаний. Особенно это актуально на первоначальном этапе расследования, когда требуется не только быстрое ориентирование в обстоятельствах происшествия, но и точное выявление, фиксация и интерпретация криминалистически значимой информации. Ограниченные процессуальные и организационные возможности следователя нередко делают невозможным полноценное установление следов преступления без участия специалистов и проведения судебных экспертиз. В полной мере это относится и к расследованию коммерческого подкупа, который характеризуется высокой степенью латентности, сложной доказательственной структурой и необходимостью понимания специфики деловых, финансовых и экономических процессов.
Нельзя не согласиться с тем, что расследование преступлений коммерческого подкупа представляет собой сложную многоэтапную работу, где необходимо сочетание как теоретических знаний по расследованию указанного вида преступлений, так и практических навыков и профессионализма [1, с. 114], ведь коммерческий подкуп как преступление, совершаемое в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обладает рядом особенностей, предопределяющих его сложность для раскрытия и расследования. В процессе установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, становится необходимым обращение к положениям налогового законодательства, основам бухгалтерского учёта и документооборота организаций, а также понимание специфики управленческих и финансово-хозяйственных процессов, что характерно в целом при расследовании преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях [2, с. 376].
Специфика способа совершения данной группы преступлений и механизма их следообразования предопределяет объективную необходимость привлечения специальных знаний уже на первоначальном этапе расследования. Многообразие форм, в которых может проявляться коммерческий подкуп, использование сложных схем сокрытия противоправных действий, а также опосредованный характер следов преступления создают дополнительные трудности в их выявлении и интерпретации. В этих условиях участие специалистов становится ключевым элементом криминалистического обеспечения расследования коммерческого подкупа.
К формам использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве традиционно относят консультации и заключения специалиста, производство судебной экспертизы, а также привлечение таких познаний при производстве следственных и иных судебных действий [3, с. 15–16]. В практике расследования коммерческого подкупа находят применение все указанные формы использования специальных познаний. Однако независимо от конкретной формы их привлечения, такие познания используются с целью реконструкции следовой картины, позволяющей установить факт преступного взаимодействия между подкуподателем и подкупополучателем, а также выявить обстоятельства, свидетельствующие о совершении последним определённых действий (или бездействия) в обмен на неправомерное вознаграждение [4, с. 86].
Активное применение специальных познаний, как представляется, должно начинаться уже на этапе производства первоначальных следственных действий, в особенности — при проведении следственного осмотра. В ходе осмотра места происшествия специалист может оказывать содействие в выявлении и изъятии следов, указывающих на факт передачи или получения предмета коммерческого подкупа, обнаружении вещественных доказательств, а также следов пребывания на месте происшествия предполагаемых участников преступления [5, с. 83]. Консультация специалиста нередко оказывается необходимой и при производстве обыска, выемки — он способствует обнаружению предметов, являющихся предметом подкупа, их упаковки либо её элементов, маркировки (ярлыков, этикеток), товарных чеков, деловой переписки, а также тайников с ценностями, имеющими значение для установления обстоятельств преступления [Там же].
С учётом характера предмета доказывания и особенностей способа совершения коммерческого подкупа на первоначальном этапе расследования могут привлекаться специалисты в области бухгалтерского учёта, налогообложения, а также специалисты-товароведы, экономисты и др. Их участие обеспечивает собирание, формирование и оценку сведений, имеющих доказательственное значение. В частности, участие специалиста может являться необходимым при исследовании изымаемой документации, при установлении признаков аномальных или фиктивных хозяйственных операций. Кроме того, экспертная оценка может потребоваться при анализе стоимости передаваемых предметов, что имеет значение для квалификации деяния и установления размера неправомерного вознаграждения.
Наконец, при расследовании дел о коммерческом подкупе, как и иных коррупционных преступлений, важнейшим элементом тактического его обеспечения выступает операция по задержанию с поличным, осуществляемая в рамках тактической комбинации контролируемой передачи предмета подкупа. Проведение такой операции требует чёткого планирования и надёжного криминалистического сопровождения, в том числе с участием специалиста. Его привлечение обеспечивает правильное изъятие предмета подкупа с соблюдением условий, необходимых для сохранения следовой информации, а в первую очередь — следов пальцев рук, потожировых следов, микрочастиц, а при необходимости — биологических следов, подлежащих дальнейшему исследованию в рамках дактилоскопической, химической, биологической либо генотипоскопической экспертизы [6, с. 65].
В практике расследования коммерческого подкупа широкое применение находят различные виды судебных экспертиз. Среди криминалистических экспертиз наибольшее значение имеют дактилоскопическая, фонографическая, почерковедческая, техническая экспертиза документов, а также химическая экспертиза и ряд других. Наряду с ними применяются экспертизы, относящиеся к иным классам, в частности товароведческая, историко-художественная и иные [7, с. 91].
Назначение подобных экспертиз, как правило, направлено на решение идентификационных задач, связанных с установлением тождества лица, предмета или иного объекта. Однако при расследовании коммерческого подкупа нередко возникает необходимость в решении и диагностических задач, таких как установление механизма, условий и состояния предмета подкупа, изъятых материалов, документов и других объектов. Так, при выявлении данных, указывающих на подделку документов, назначается экспертиза документов, проводимая с использованием специальных технико-криминалистических знаний. При необходимости установления стоимости передаваемого имущества назначается товароведческая или, в зависимости от характера объекта, историко-художественная судебная экспертиза.
Довольно распространённой при расследовании уголовных дел о коммерческом подкупе является дактилоскопическая экспертиза. Её проведение направлено на решение задач идентификационного характера: установление тождества лица, оставившего следы рук на предметах, имеющих доказательственное значение. Как правило, речь идёт о купюрах, упаковке, конвертах, папках с документами, а также иных объектах, фигурирующих в механизме передачи предмета подкупа. Выявленные на этих предметах следы рук и их последующее экспертное исследование позволяют достоверно установить факт контакта конкретного лица с предметом подкупа. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о его причастности к получению или передаче подкупа, что имеет важное значение для формирования доказательственной базы.
Решение идентификационных задач при расследовании коммерческого подкупа осуществляется также посредством химических, биологических и иных экспертных исследований. Значительное практическое значение в этом контексте имеет экспертиза материалов, веществ и изделий, позволяющая установить состав, происхождение, способ изготовления предметов, выступающих в качестве носителей следовой информации. Такие исследования могут подтвердить наличие на изъятых объектах потожировых, волокнистых следов, следов микрочастиц и иных следов, указывающих на факт взаимодействия конкретного лица с конкретным объектом [4, с. 87]. Кроме того, в отдельных случаях назначается биологическая или генотипоскопическая экспертиза для идентификации биологических следов, обнаруженных на предметах подкупа [4, с. 86]. Результаты указанных экспертиз позволяют обосновать вывод о фактическом получении или передаче объекта, имеющего значение для дела, конкретным участником преступного взаимодействия.
В случаях, когда фиксация преступного взаимодействия осуществлялась с использованием технических средств, значимым доказательственным источником становятся аудиозаписи, в том числе записи телефонных переговоров или переговоров, полученных в рамках оперативно-розыскных мероприятий [4, с. 89]. Для их анализа назначается фонографическая (фоноскопическая) экспертиза, направленная на идентификацию участников разговора, установление факта и условий записи. Особое значение данная экспертиза приобретает при исследовании переговоров, в которых обсуждаются условия передачи подкупа, форма и объём вознаграждения, сроки выполнения встречных действий и иные элементы преступного сговора. Установление принадлежности голоса конкретному лицу позволяет прямо связать его с преступным событием и подтвердить событие преступного посягательства.
Помимо уже упомянутых, в практике расследования коммерческого подкупа может выявляться необходимость проведения и других видов экспертных исследований, каждый из которых решает определённые идентификационные или диагностические задачи [8, с. 146]. Так, проведение финансово-экономической экспертизы позволяет установить экономическую необоснованность операций, выявить признаки сокрытия платежей, маскировки подкупа под законные финансово-хозяйственные отношения. Почерковедческая экспертиза используется для установления исполнителя подписей и рукописных записей на документах, фигурирующих в механизме подкупа. Лингвистическая экспертиза направлена на выявление скрытых форм выражения договорённостей, толкование фраз, содержащих признаки преступного взаимодействия. Компьютерно-техническая экспертиза позволяет извлечь и проанализировать информацию с цифровых носителей, в том числе восстановить удалённые файлы, определить факт редактирования или создания документов, переписки. В отдельных случаях также может проводиться трасологическая экспертиза, связанная с исследованием следов на предметах и упаковке, применявшихся при передаче вознаграждения.
Таким образом, на первоначальном этапе расследования коммерческого подкупа специальные познания играют ключевую роль в обеспечении эффективности следственных действий, правильной фиксации доказательств и формировании доказательственной базы. Их использование проявляется как в форме участия специалиста при проведении осмотров, обысков, задержания с поличным, так и через назначение и производство различных видов судебных экспертиз. Специфика преступного механизма коммерческого подкупа требует от следователя владения тактикой грамотного взаимодействия со специалистами и экспертами на всех этапах расследования. В этом контексте особую актуальность приобретает не только организационный, но и методический аспект использования специальных познаний, что требует дальнейшей научной разработки и совершенствования практических рекомендаций по криминалистическому обеспечению расследования коррупционных преступлений.
Литература:
- Лозовский, Д. Н. К вопросу о производстве отдельных следственных действий в процессе расследования коммерческого подкупа / Д. Н. Лозовский, М. Н. Кизилова, И. Р. Ульянова. — Текст: непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 11–2. — С. 112–115.
- Еремин, С. Г. Использование специальных знаний при расследовании преступлений против интересов службы в коммерческих организациях / С. Г. Еремин, Ю. С. Сафонова. — Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. — 2023. — № 11(186). — С. 376–377.
- Россинская, Е. Р. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология): учебник / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина, А. М. Зинин; под ред. Е. Р. Россинской. — 2-е изд., перераб и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2025. — 368 с. — Текст: непосредственный
- Шпак, С. Актуальные вопросы использования экспертных исследований в расследовании уголовных дел о взяточничестве / С. Шпак. — Текст: непосредственный // Предварительное расследование. — 2021. — № 1(9). — С. 86–91.
- Бондарева, Г. В. Особенности первоначального этапа расследования коммерческого подкупа / Г. В. Бондарева, В. В. Осяк. — Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. — 104 с. — Текст: непосредственный.
- Сотников, К. И. Выявление и расследование коррупционных преступлений: пособие / К. И. Сотников. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2016. — 112 с. — Текст: непосредственный.
- Андреев, В. Б. Актуальные проблемы назначения экспертиз по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе / В. Б. Андреев. — Текст: непосредственный // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 3(29). — С. 90–94.
- Муратшина, С. Н. Использование специальных знаний в целях выявления и преодоления противодействия расследованию по делам о коммерческом подкупе / С. Н. Муратшина. — Текст: непосредственный // Правовое государство: теория и практика. — 2017. — № 3(49). — С. 143–151.

