В статье рассматривается система типичных следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе расследования коммерческого подкупа. С учетом приведенных типичных следственных ситуаций рассматривается программа действий следователя, задачи и направления расследования. Автором делается вывод, что первоначальный этап расследования коммерческого подкупа характеризуется ограниченностью ресурсов и неполнотой исходных данных, в связи с чем формирование системы следственных ситуаций расследования дел о коммерческом подкупе должно учитывать исходную информацию, поступающую к началу расследования, её источники, объем, содержание, характер, а также круг обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию.
Ключевые слова: коммерческий подкуп, следственные ситуации, расследование, криминалистическая методика, первоначальный этап.
Определение круга типичных следственных ситуаций имеет существенное значение для формирования частных методик расследования конкретных групп и видов преступлений, а значит позволяет совершенствовать и практическую деятельности по расследованию уголовных дел. Особо актуальным за последние 5 лет стал вопрос совершенствования следственной деятельности по расследованию коррупционных преступлений и, в частности, коммерческого подкупа. Статистические данные свидетельствуют о сохраняющемся высоком уровне коррупционной преступности. Так, за 2023 г. было зарегистрировано 36407 преступлений коррупционной направленности, что больше на 3 % в сравнении с периодом 2022 г. [1].
Следственные ситуации являются самостоятельным элементом частных криминалистических методик. Понятие следственной ситуации впервые было представлено в криминалистической науке А. Н. Колесниковым и в настоящий момент является содержательно разработанным. Так, автор понимал под этим термином определенное положение в расследовании преступлений, характеризуемое наличием тех или иных доказательств и информационного материала и возникающими в связи с этим конкретными задачами его собирания и проверки [2, с. 64]. В литературе представлены и иные позиции относительно дефиниции, содержания и структуры следственной ситуации. Однако, не вдаваясь в научный дискурс, можно обобщить, что понятие следственной ситуации означает обстановку, в которой происходит расследование и сформированную под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов.
Практическое значение конструкции следственной ситуации состоит в том, что она позволяет обобщить наиболее общие закономерности расследования, складывающиеся на первоначальном его этапе, и в то же время с учетом специфики расследования по каждому конкретному уголовному делу сформировать рекомендации относительно организации расследования, производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, выбора тактики расследования и т. д. Преступления коррупционной направленности, к которым относится и коммерческий подкуп, характеризуются высоким уровнем латентности, а потому следователю необходимо учитывать различные факторы и условия, в которых протекает процесс расследования, поскольку правильная оценка их совокупности непосредственно влияет на результаты и ход расследования. Таким образом, организация и планирование расследования коммерческого подкупа на первоначальном этапе обладает своей спецификой, обусловленной рядом отличительных особенностей соответствующих следственных ситуаций.
Первоначальный этап расследования коммерческого подкупа, как правило, характеризируется наличием различного рода сложных, проблемных ситуаций, отличающихся существенной неполнотой исходных данных [3, с. 18]. Типичные следственные ситуации, складывающиеся по делам о коммерческом подкупе, определяются, как правило, исходной информацией, поступающей к началу расследования, её источниками, содержанием и характером. Так, например, в зависимости от содержания исходной информации, имеющейся к моменту возбуждения уголовного дела о коммерческом подкупе, Д. А. Казанцев выделяет две основные следственные ситуации:
1) поступило заявление или сообщение о готовящемся факте передачи предмета подкупа (93 % дел);
2) поступила информация об уже свершившихся фактах передачи денег, ценностей, оказания услуг работнику коммерческой или иной организации (7 % дел) [4, с. 28].
Главное значение представленной классификации состоит в специфике задач, стоящих перед следователем на начальном этапе коммерческого подкупа. Первая разновидность следственной ситуации имеет благоприятный характер, предполагает максимально тщательную проверку получаемых сведений и безотлагательную проработку типовых версий. Благоприятный аспект проявляется в том, что следователь располагает организационными ресурсами для планирования проведения тактической операции по задержанию с поличным. Таким образом, в условиях первой следственной ситуации основная задача расследования состоит в выявлении готовящегося коммерческого подкупа, что определяет специфику в организации первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Напротив, при поступлении информации о свершившемся преступлении направления и задачи расследования имеют иной характер. В данном случае ход расследования на его первоначальном этапе будет направлен на проверку версий о том, действительно ли имел место факт коммерческого подкупа, то есть факт передачи-получения предмета подкупа. Этот факт, подлежащий проверке на первоначальном этапе расследования, в свою очередь детерминирует существенные различия в алгоритме проверочных действий, первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В рамках данной следственной ситуации перед следователем также стоит задача выявления всех обстоятельств совершенного преступления: установление участников подкупа, мест их нахождения, связей, поиск предметов подкупа, расширение круга свидетелей и т. д. [5, с. 78].
Подобную классификацию следственных ситуаций представили также Г. В. Бондарева и В. В. Осяк, добавив в неё исходную информацию о предмете подкупа и лице, обращающемся с заявлением в правоохранительные органы. Так, авторы выделяют три основные следственные ситуации:
1) в органы полиции обращается лицо, подвергнувшееся требованию функционера о передаче незаконного вознаграждения, но еще не передавшее преступнику предмет коммерческого подкупа;
2) с заявлением об имевшем место коммерческом подкупе обращается лицо, уже передавшее функционеру предмет коммерческого подкупа;
3) передача предмета коммерческого подкупа носит систематический характер [6, с. 36].
Первые две выделяемые следственные ситуации соответствуют двум рассмотренным ранее. Их различие состоит в том, что следователь при поступлении исходной информации располагает сведениями либо о готовящемся, либо о свершившемся преступлении. Повторим, что это обстоятельство (состоялась или не состоялась передача незаконного вознаграждения) влияет на систему первоначальных следственных действий. При этом ход расследования должен быть скорректирован при наличии информации о том, что совершение коммерческого подкупа носит систематический характер. В этом случае обязательной проверке подлежит версия о совершении нескольких или многочисленных эпизодах коммерческого подкупа, совершаемых организованной преступной группой, а также версия о совершении системы сопутствующих преступлений, в которой коммерческий подкуп является лишь частью коррупционной схемы (крупные хищения, отмывание денег, лжепредпринимательство и т. д.) [6, с. 16].
Однако следователю необходимо учитывать не только характер и содержание поступившей информации, но и многие иные факторы с целью проработки всех типовых версий. Необходимо учитывать, в частности, источник информации о готовящемся или свершившимся коммерческом подкупе. По этому критерию следственные ситуации могут быть подразделены на следующие три группы:
1) информация о подкупе поступила от одного из субъектов подкупа;
2) информация о подкупе поступила из оперативных источников, при этом субъектам подкупа о факте поступления такой информации неизвестно;
3) информация о подкупе поступила из официальных источников, при этом субъектам подкупа об этом известно [7, с. 173].
В условиях второй и третьей следственной ситуации, то есть в отсутствии заявления одного из участников коммерческого подкупа, следователь действует в условиях ограниченной информации, когда обстоятельства преступления в целом неизвестны (способ совершения преступления, характер обусловленных вознаграждением действий, предмет подкупа, его участники и т. д.), а значит оказывается невозможным проведение контролируемого коммерческого подкупа или задержание подкупополучателя с поличным. В связи с этим на первоначальном этапе расследования должно планироваться проведение дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе, прослушивание телефонных и иных переговоров с целью решения двух основных задач: установления факта приема-передачи предмета подкупа и выяснение факта действия, за которое был получен подкуп [8, с. 204].
Особенности планирования расследования также обуславливаются и иными обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу о коммерческом подкупе. Среди таких обстоятельств можно назвать, в частности, форму передачи предмета подкупа, состав участников преступления, факт вымогательства подкупа и т. д. В литературе также предлагается систематизировать следственные ситуации с учетом обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию:
1) передача коммерческого подкупа носит безналичный характер;
2) принимаемое незаконное вознаграждение носит характер работы или услуги;
3) предмет подкупа предлагается управленцу вопреки его нежеланию [9, с. 9–10].
Таким образом, приведенные типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования коммерческого подкупа, образуют основу методики расследования данного вида преступления и формируют программу проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в каждой из изложенных типичных следственных ситуаций. Разработка системы следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе расследования коммерческого подкупа, позволяет сформулировать эффективные криминалистические рекомендации для применения их в практической деятельности следователя.
Литература:
- Состояние преступности. Статистические данные МВД России. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 03.08.2024).
- Надысева, Э. Х. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования преступлений / Э. Х. Надысева. — Текст: непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2017. — № 2. — С. 63–68.
- Лаврентьева, Г. А. Методика расследования коммерческого подкупа: специальность 12.00.09 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативнорозыскная деятельность»: автореф. дисс.... канд. юрид. наук / Лаврентьева Галина Анатольевна; Омская академия МВД России. — Омск, 2005. — 21 c. — Текст: непосредственный.
- Казанцев, Д. А. Особенности проведения тактической операции «контролируемый коммерческий подкуп» / Д. А. Казанцев. — Текст: непосредственный // Сборник материалов криминалистических чтений. — 2012. — № 8. — С. 28–30.
- Бондарева, Г. В. Расследование коммерческого подкупа: монография / Г. В. Бондарева. — Москва: Первое экономическое издательство, 2013. — 150 с. — Текст: непосредственный.
- Бондарева, Г. В. Особенности первоначального этапа расследования коммерческого подкупа / Г. В. Бондарева, В. В. Осяк. — Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. — 104 с. — Текст: непосредственный.
- Квалификация деяния. Тактика и методика расследования коррупционных преступлений: настольная книга следователя: учебное пособие / под ред. Н. Д. Эриашвили. — Москва: Юнити-Дана, 2017. — 320 с. — Текст: непосредственный.
- Александров, И. В. Криминалистика: тактика и методика: учебник / И. В. Александров. — Москва: Юрайт, 2024. — 313 с. — Текст: непосредственный.
- Рыков, А. А. Совершенствование методики расследования коммерческого подкупа в контексте нового антикоррупционного законодательства: специальность 12.00.09 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно розыскная деятельность»: автореф. дисс.... канд. юрид. наук / Рыков Алексей Александрович; ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России». — Ростов-на-Дону, 2011. — 31 c. — Текст: непосредственный.