В статье раскрываются закономерности коррупционных преступлений, содержащиеся в их криминалистической характеристике. Автор выделяет такие элементы криминалистической характеристики преступлений, как способ, обстановка и предмет преступлений, механизм образования следов, личность преступников.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика, коррупция, способ преступлений, обстановка, предмет преступлений, следы, личность преступника.
Научная основа предварительного расследования коррупционных преступлений строится на положениях криминалистической характеристики этой группы преступлений. Ее составляют такие преступления, как получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп и посредничество в нем. Все преступления коррупционной направленности обладают криминалистическими особенностями, благодаря знанию которых следователям не составляет труда формулировать и проверять версии по таким преступлениям и осуществлять планирование расследования [1].
Криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности — обобщенная информация о существенных криминалистически значимых признаках коррупционных преступлений, с помощью которых орган расследования осуществляет свою деятельность на начальном этапе расследования в условиях недостатка информации по конкретному преступлению.
Сущностное содержание криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности в том, что поисково-познавательная деятельность органа расследования изначально базируется на достоверной информации по ранее успешно расследованным преступлениям этой группы преступлений. Поэтому следователь обладает типизированными сведениями о способах совершения преступлений и обстановке совершения в области коррупции, соотносит свои действия с предметом преступления, знает распространенные виды следов от их совершения и их ориентировочное место нахождения, обладает данными о способах противодействия расследованию в зависимости от характеристик личности подозреваемых [2].
Мы считаем, что способ коррупционных преступлений и образуемые от его применения следы, содержат основу выявления и последующего расследования преступлений, входящих в эту группу. Способы в криминалистике дифференцируются на способы подготовки, непосредственного совершения и сокрытия преступления. После анализа материалов 14 уголовных дел коррупционной направленности, расследованных и рассмотренных судами Краснодарского края в период с 2018 по 2022 годы, мы пришли к заключению о зависимости способа преступлений от предмета преступления.
Наличные денежные средства в качестве предмета коррупционных преступлений встретились нам в 83,6 % всех расследованных эпизодов коррупции, права на объекты жилой и нежилой недвижимости, земельные участки — в 9,2 % эпизодах коррупционных проявлений, в 4,5 % эпизодах коррупционных преступлений их предметом выступали транспортные средства, в 2,7 % коррупционных преступлений их предметом являлась оплата услуг по ремонту имущества получателя коррупционного дохода или оплата его отдыха и отдыха членов его семьи.
Подготовка к совершению коррупционных преступлений, проводится преступниками в условиях конспирации и продумывания условий придания передачи предмета взятки или коммерческого подкупа внешне законного характера.
Часто здесь подготавливаются фиктивные договоры займа взяткодателя и взяткополучателя, аффилированных с ними людей или организаций, договоры продажи транспортных средств или объектов недвижимости, в отношении которых фактический контроль осуществляется взяткодателем. Такими действиями преступники пытаются показывать реализацию своих законных прав субъектов гражданско-правовых отношений, однако настоящее, не фиктивное, встречное исполнение по обязательствам, взяткополучатель осуществляет через совершение законных или незаконных действий, непосредственно входящих в его должностные обязанности [3].
Совершение и сокрытие коррупционных преступлений проявляется в виде передачи предмета взятки или коммерческого подкупа. Передача наличных денег происходит на рабочем месте взяткополучателя, в местах массового пребывания граждан: в театрах, кино, ресторанах, на автомобильных парковках, на перекрестках во время стоянки автомобилей на запрещающий сигнал светофора. Банковский перевод в отношении предмета взятки производится на карту, привязанную к банковскому счету самого взяткополучателя или доверенных ему лиц [4].
Другой элемент обстановки коррупционных преступлений, — временной фактор. Здесь прослеживается закономерность совершения преступлений в дневное и вечернее время, когда должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, осуществляют свои трудовые обязанности. В вечернее время предмет взятки ли коммерческого подкупа передается в местах массового пребывания людей, чтобы получатель взятки или коммерческого подкупа мог беспрепятственно скрыться с места передачи незаконного вознаграждения.
Транспортные средства и недвижимое имущество передается по условиям, оговоренным в фиктивном договоре купли-продажи или залога. Задача преступников в этом случае — соблюсти законную форму отчуждения имущества, перехода и регистрации прав на него в органах государственной власти.
Следообразование напрямую связано со способом противоправного поведения коррупционеров. Оно включает в себя три большие группы следов: материальные следы, идеальные следы в памяти участников и очевидцев, электронные следы, которые остаются во время работы электронных устройств обработки и хранения информации.
В доказывании причастности и виновности преступников используются все три группы следов, на основе которых следователь формирует доказательства. Среди материальных следов высокой доказательственной ценностью обладают предмет взятки: денежные купюры с индивидуальными номерами, транспортные средства, договоры гражданско-правового характера, расписки в получении денежных средств, платежные поручения из банков и договоры об открытии банковского счета, договоры подряда с организациями, осуществлявшими ремонт имущества взяткополучателя за счет взяткодателя.
Идеальные следы формируются в сознании виновных лиц и свидетелей, когда происходят подготовка, совершение и сокрытие преступлений. Прежде всего, следствие интересует сам момент передачи и принятия предмета коррупционного преступления, последующие действия причастных лиц, поручения относительно выполнения взятых на себя обязательств получателями взятки или коммерческого подкупа. Дальнейшая работа по выявлению и фиксации следов этого вида проводится следователями во время допросов и очных ставок. На стадии судебного следствия, суд повторно проводит проверку сообщенных следователю устных сведений и оценивает их достоверность, полноту и непротиворечивость с показаниями других лиц и содержанием вещественных доказательств, заключений судебных экспертов.
Электронные следы выражают собой новое направление в следообразовании, они образуются в ходе работы компьютерных и мобильных электронных устройств, снабженных программными модулями хранения и обработки получаемой аудиовизуальной и текстовой информации в памяти, с возможностью передачи и воспроизведения без изменения первоначального содержания.
Следы такого вида в преступлениях коррупционной направленности включают в себя файлы с камер видеонаблюдения, записи звука на диктофон, информацию из приложений дистанционного банковского обслуживания, сведения из баз данных о регистрации принятых должностными лицами нормативных актов индивидуального характера [5], текстовую и аудиовизуальную информацию, хранящуюся в памяти мобильных телефонов о переговорах между участниками коррупционных преступлений и обсуждения деталей реализации и сокрытия следов преступного поведения.
Особенностью работы со следами данного вида является то, что для их выявления, осмотра и копирования, орган предварительного расследования обязан привлечь специалистов в области информационных технологий и компьютерной техники.
Личность преступника отражает все его социальные и криминалистические признаки, которые имеют значения для выбора им способа совершения преступления и оказывают влияние на процесс следообразования.
Мы выяснили после обобщения уголовных дел, что преступниками по коррупционным преступлениям выступали мужчины — в 64,3 % всех уголовных дел, женщины — в 35,7 % изученных уголовных дел. Возраст совершения коррупционных преступлений: с 18 до 34 лет, — в 28,6 % случаев, с 35 до 60 лет, — в 57,1 % уголовных дел, старше 60 лет, ‒ в 14,3 % от всего количества изученных материалов уголовных дел. Уровень образования преступников распределился следующим образом: высшее профессиональное образование — в 86,2 % от всех уголовных дел, среднее профессиональное, ‒ 13,8 % от количества изученных материалов дел. В области образования и здравоохранения совершено 42,8 % всех эпизодов коррупционной деятельности; в сфере оказания муниципальных и государственных услуг должностными лицами, дорожного строительства и закупок для государственных или муниципальных нужд, — 31,9 % эпизодов уголовных дел; в области охраны правопорядка и адвокатской деятельности — 18,0 % эпизодов; в сфере обеспечения порядка управления коммерческими организациями, — 7,3 % эпизодов преступлений.
Профессиональными знаниями и навыками, которыми обладали преступники и которые оказывали влияние на их выбор способов совершения преступлений коррупционной направленности, являлись знания в области антикоррупционного законодательства и проведения проверок законности получаемых доходов; наличие связей с представителями коммерческих организаций; наличие лиц связей с лицами, которые занимаются легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
В заключение следует отметить, что криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности обеспечивает следователя набором систематизированных криминалистически значимых признаков преступлений этой группы. Обладая такими релевантными знаниями, орган предварительного расследования в короткие сроки организует и проверяет наличие законных оснований для возбуждения уголовного дела и формирует все возможные версии в рамках плана расследования преступления.
Литература:
- Хлус, А. М. Криминалистическая характеристика и ее значение для формирования методик расследования коррупционных преступлений / А. М. Хлус. — Текст: непосредственный // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2018. — № 1 (36). — С. 179–190.
- Гармаев, Ю. П. Основы криминалистической характеристики коррупционных преступлений: обновленный методологический подход / Ю. П. Гармаев. — Текст: непосредственный // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2020. — № 2 (93). — С. 174–183.
- Гулина, Е. В. Криминалистическая характеристика коррупционных преступлений в сфере высшего образования: правила формирования и использования / Е. В. Гулина, Ю. П. Гармаев. — Текст: непосредственный // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2018. — № 4 (22). — С. 166–171.
- Кузнецова, И. А. Сведения о способах получения, дачи взятки, посредничества во взяточничестве (статьи 290, 291, 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации), приемах сокрытия, их взаимосвязь и роль в расследовании / И. А. Кузнецова, Н. Г. Шурухнов, Н. И. Савченко. — Текст: непосредственный // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. — 2018. — № 1 (38). — С. 28–35.
- Филимонов, А. Д. Соотношение коррупционных и должностных преступлений и их криминалистическая характеристика / А. Д. Филимонов. — Текст: непосредственный // Вопросы российской юстиции. — 2023. — № 25. — С. 358–373.