Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Вопросы эффективности антикоррупционной политики государства

Юриспруденция
12.11.2025
5
Поделиться
Аннотация
На современном этапе развития российской государственности коррупция остается одной из ведущих проблем, связанных с преступностью. Статистические данные показывают стабильный рост преступлений и правонарушений коррупционной направленности, что говорит о недостаточной эффективности действующей антикоррупционной политики государства.
Библиографическое описание
Плетнёва, Т. Э. Вопросы эффективности антикоррупционной политики государства / Т. Э. Плетнёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 414-419. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130073.


Corruption at the present stage of the development of Russian statehood remains one of the leading topics of criminal issues. Statistical data show a steady increase in corruption -related crimes, which indicates the lack of effectiveness of the current anti- corruption policy of the state.

Keywords: corruption, crimes, offenses, criminal liability, administrative responsibility, anti- corruption policy, corruption prevention measures, statistics.

В мире нет такого государства, в котором отсутствовала бы проблема коррупции. Она имеет глубокие исторические корни и всегда существовала в России, о чем свидетельствуют исторические источники. На современном этапе вопросам борьбы с данным негативным явлением посвящен специальный Федеральный закон «О противодействии коррупции» [4], в котором легально закреплены принципы противодействия коррупции в нашем государстве. Кроме него, в рассматриваемой сфере действует целая система правовых актов, включающая как Конституцию Российской Федерации [1], так и законы федерального уровня, а также подзаконные нормативные акты федерального и регионального уровней.

На протяжении почти двадцати лет в России действует полностью сформированная правовая система противодействии коррупции. Несмотря на это, даже сегодня нельзя с уверенностью сказать об эффективности усилий законодателя и всех органов власти в сфере противодействия коррупционным проявлениям: такие выводы можно сделать на основе статистических данных об ответственности коррупционеров.

Анализ ежегодной статистики, публикуемой Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, позволяет сделать выводы о состоянии реализации ответственности за коррупционные действия. Статьи УК РФ [2], регламентирующие ответственность при совершении преступлений коррупционной направленности, указаны в Перечне № 23 Указания Генпрокуратуры РФ № 503/11, МВД РФ № 1 от 28.07.2025 [5]. В настоящей работе они использованы для проведения статистического анализа (к ним относятся, в частности, статьи 204, 289, 290, 291 УК РФ и др.).

Представленные в таблице 1 и на рисунке 1 показатели подтверждают, что в системе коррупционеров «лидерами» являются «взяточники»:

— на 1-м месте — дача и получение мелких взяток в размере не более 10 тыс. руб. (ст. 291.2 УК РФ);

— на 2-м месте — действия по даче взятки (ст. 291 УК РФ);

— на 3-м месте — действия по получению взятки (ст. 290 УК РФ);

— на 4-м месте — действия по посредничеству во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);

— на 5-м месте — коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Иные виды преступлений коррупционной направленности совершаются в несколько раз реже.

Таблица 1

Число осужденных за коррупционные преступления в Российской Федерации за период 2020–2024 гг. [7]

2020

2021

2022

2023

2024

Ст. 204 УК РФ

163

229

293

387

415

Ст. 204.1 УК РФ

5

18

21

19

21

Ст. 204.2 УК РФ

7

14

22

27

20

Ст. 290 УК РФ

981

1119

1367

1631

1633

Ст. 291 УК РФ

1409

1935

2234

2170

2521

Ст. 291.1 УК РФ

215

291

378

436

434

Ст. 291.2 УК РФ

1622

2144

2479

2479

2305

Иные

7

11

14

27

17

Всего

4409

5761

6808

7176

7366

Динамика осужденных за совершение отдельных видов коррупционных преступлений в Российской Федерации за период 2020–2024 гг.

Рис. 1. Динамика осужденных за совершение отдельных видов коррупционных преступлений в Российской Федерации за период 2020–2024 гг.

Отметим, что ст. 200.7 УК РФ, предусматривающая ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи), введена в действие в октябре 2020 года, но до сих пор фактически не действует: за все прошедшие годы за указанные действия не был осужден ни один гражданин. Практически не действует ст. 141.1 УК РФ (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата): за рассматриваемый период было осуждено только 2 человека в 2020 году. При этом число осужденных за каждое из рассмотренных нами преступлений за последние пять лет (2020–2024 гг.) ежегодно показывает стабильный рост.

В 2024 г. наблюдается некоторое снижение числа осужденных за мелкое взяточничество, однако данный показатель не дает оснований для оптимизма, так как можно предположить, что размер взятки увеличился и значительно превышает 10 тыс. руб. Это и подтверждает статистика: мы видим резкий скачок показателя за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) в 2024 году (рис. 1).

Таблица 2

Удельный вес осужденных за коррупционные преступления в числе осужденных по всем статьям УК РФ за период 2020–2024 гг.

2020

2021

2022

2023

2024

Всего осуждено, чел.

530 998

565 317

578 774

555 742

512 845

Осуждено за коррупционные преступления, чел.

4409

5761

6808

7176

7366

Доля осужденных за коррупционные преступления, %

0,8

1,0

1,2

1,3

1,4

Динамика всех осужденных за коррупционные преступления за период 2020–2024 гг. в Российской Федерации

Рис. 2. Динамика всех осужденных за коррупционные преступления за период 2020–2024 гг. в Российской Федерации

Для изучаемого нами временно́го периода характерно снижение общего числа осужденных по всем статьям УК РФ; в то же время неуклонно растет общее число осужденных за коррупционные преступные действия. При этом наблюдается рост не только абсолютного показателя, но и удельного веса числа всех коррупционеров в структуре общего числа осужденных: если в 2020 г. он составлял 0,8 %, то в 2024 г. вырос до 1,4 % (табл. 2, рис. 2). С 2020 по 2024 гг. число осужденных за коррупционные действия выросло на 67 %.

Интересна статистика видов наказаний, назначенных осужденным коррупционерам. Например, в 2024 году [6]:

— реальное лишение свободы было назначено в 18 % случаев;

— основная масса приговоренных к лишению свободы коррупционеров получила срок 5–8 лет, при этом их доля составляет всего 5 % от числа всех осужденных к лишению свободы, у остальных сроки намного меньше;

— всего 9 коррупционеров были осуждены к лишению свободы на срок 10–15 лет;

— ни один из осужденных коррупционеров не был приговорен к лишению свободы на срок свыше 15 лет;

— больше половины (57 %) коррупционеров приговорены к штрафу как основному наказанию;

— условно осуждены к лишению свободы 20 %;

— лишь 8 % всех осужденных коррупционеров подверглись конфискации денег, имущества, ценностей, полученных в результате криминальных действий.

Размеры взяток различны: от 500 руб. до нескольких миллиардов. Например, в 2024 г. 8 % осужденных получили взятки в размере более 1 млн руб. (статистика не приводит точных размеров взятки, указывая лишь нижний показатель, при этом верхний может достигать нескольких миллионов или даже миллиардов, что подтверждается громкими уголовными делами в отношении высокопоставленных чиновников, депутатов и генералов, упоминаемыми в СМИ). 21 % осужденных коррупционеров брали (давали) взятки в виде услуг неимущественного характера.

Анализ состояния системы ответственности за противоправное поведение коррупционного характера будет неполным без указания числа лиц, подвергнутых административному наказанию. Так, КоАП РФ [3] содержит ряд статей, устанавливающих ответственность за коррупционные правонарушения. За совершение некоторых из них граждане подвергаются наказанию в единичных случаях. Например, за ограничение конкуренции органами власти (ст. 14.9 КоАП РФ) за последние пять лет (2020–2024 гг.) привлечены к ответственности в общей численности всего 4 чел. [8]. При этом за совершение некоторых видов правонарушений ежегодно привлекаются сотни и тысячи граждан, и их число стабильно увеличивается из года в год (табл. 3, рис. 3).

Таблица 3

Число лиц, подвергнутых административному наказанию за правонарушения коррупционного характера, в Российской Федерации за период 2020–2024 гг. [8]

2020

2021

2022

2023

2024

Ст. 5.16 КоАП РФ

13

30

13

17

11

Ст. 5.18–5.20 КоАП РФ

9

5

5

10

3

Ст. 5.45 КоАП РФ

1

2

2

1

1

Ст. 14.9 КоАП РФ

1

0

0

30

0

Ст. 14.35 КоАП РФ

563

322

199

198

247

Ст. 15.14 КоАП РФ

992

1024

1128

1091

1191

Ст. 19.28 КоАП РФ

345

370

379

460

486

Ст. 19.29 КоАП РФ

6005

5862

5890

5901

5893

Всего

7929

7615

7616

7681

7832

Динамика числа лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение коррупционных правонарушений, за период 2020–2024 гг. в Российской Федерации

Рис. 3. Динамика числа лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение коррупционных правонарушений, за период 2020–2024 гг. в Российской Федерации

При этом удельный вес привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения в составе всех лиц, привлеченных к административной ответственности, стабильно составляет 0,1 % ежегодно. Данный показатель равен соответствующему показателю в статистике осужденных коррупционеров, приведенному нами выше.

На борьбу с коррупцией в нашей стране направлены усилия представителей всех уровней власти: от Президента Российской Федерации до органов местного самоуправления. Полномочия в данной сфере предоставлены Генеральной прокуратуре, а также Счетной палате Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Создана система профилактических мер, в числе которых: формирование у населения нетерпимого отношения к коррупции, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и др. (ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Законодательно установлены запреты и ограничения для государственных служащих.

Итак, анализ статистических данных не позволяет говорить об эффективности действующих сегодня организационных основ противодействия коррупции, а также мер противодействия ей. По нашему мнению, антикоррупционная политика Российской Федерации требует серьезной коррекции. Детерминанты коррупции достаточно изучены и описаны в многочисленных научных работах, и мы полагаем, что разработка антикоррупционной политики также должна опираться на научный подход, в рамках которого следует учитывать моральные, духовные и материальные ценности человека, так как данные преступления совершаются не по причине бедности, отсутствия средств к существованию: зачастую коррупционеры — это граждане, благополучные в финансовом отношении, занимающие государственные должности, высокие посты в органах власти.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, № 237 от 25 декабря 1993 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954. — http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 15.11.2025).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102074277 (дата обращения: 15.11.2025).
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657 (дата обращения: 15.11.2025).
  5. Указание Генпрокуратуры РФ № 503/11, МВД РФ № 1 от 28 июля 2025 г. «О введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_517620/251f7ac207ca304c6331640eb36b162351c24684/ (дата обращения: 10.11.2025).
  6. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2024 год // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — https://cdep.ru/userimages/Statistika_2024/forma_10.4.1_2024_god_sayt.xls (дата обращения: 10.11.2025).
  7. Форма № 11.1 «Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений УК РФ» // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — URL: https://cdep.ru/userimages/Statistika_2018/k5.1-svod_vse_sudy-2018.xls (дата обращения: 10.11.2025).
  8. Форма № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — URL: https://cdep.ru/userimages/Statistika_2019/F2-svod_vse_sudy-2019.xls (дата обращения: 10.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 414-419):
Часть 7 (стр. 405-473)
Расположение в файле:
стр. 405стр. 414-419стр. 473

Молодой учёный