Corruption at the present stage of the development of Russian statehood remains one of the leading topics of criminal issues. Statistical data show a steady increase in corruption -related crimes, which indicates the lack of effectiveness of the current anti- corruption policy of the state.
Keywords: corruption, crimes, offenses, criminal liability, administrative responsibility, anti- corruption policy, corruption prevention measures, statistics.
В мире нет такого государства, в котором отсутствовала бы проблема коррупции. Она имеет глубокие исторические корни и всегда существовала в России, о чем свидетельствуют исторические источники. На современном этапе вопросам борьбы с данным негативным явлением посвящен специальный Федеральный закон «О противодействии коррупции» [4], в котором легально закреплены принципы противодействия коррупции в нашем государстве. Кроме него, в рассматриваемой сфере действует целая система правовых актов, включающая как Конституцию Российской Федерации [1], так и законы федерального уровня, а также подзаконные нормативные акты федерального и регионального уровней.
На протяжении почти двадцати лет в России действует полностью сформированная правовая система противодействии коррупции. Несмотря на это, даже сегодня нельзя с уверенностью сказать об эффективности усилий законодателя и всех органов власти в сфере противодействия коррупционным проявлениям: такие выводы можно сделать на основе статистических данных об ответственности коррупционеров.
Анализ ежегодной статистики, публикуемой Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, позволяет сделать выводы о состоянии реализации ответственности за коррупционные действия. Статьи УК РФ [2], регламентирующие ответственность при совершении преступлений коррупционной направленности, указаны в Перечне № 23 Указания Генпрокуратуры РФ № 503/11, МВД РФ № 1 от 28.07.2025 [5]. В настоящей работе они использованы для проведения статистического анализа (к ним относятся, в частности, статьи 204, 289, 290, 291 УК РФ и др.).
Представленные в таблице 1 и на рисунке 1 показатели подтверждают, что в системе коррупционеров «лидерами» являются «взяточники»:
— на 1-м месте — дача и получение мелких взяток в размере не более 10 тыс. руб. (ст. 291.2 УК РФ);
— на 2-м месте — действия по даче взятки (ст. 291 УК РФ);
— на 3-м месте — действия по получению взятки (ст. 290 УК РФ);
— на 4-м месте — действия по посредничеству во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
— на 5-м месте — коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).
Иные виды преступлений коррупционной направленности совершаются в несколько раз реже.
Таблица 1
Число осужденных за коррупционные преступления в Российской Федерации за период 2020–2024 гг. [7]
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 | |
|
Ст. 204 УК РФ |
163 |
229 |
293 |
387 |
415 |
|
Ст. 204.1 УК РФ |
5 |
18 |
21 |
19 |
21 |
|
Ст. 204.2 УК РФ |
7 |
14 |
22 |
27 |
20 |
|
Ст. 290 УК РФ |
981 |
1119 |
1367 |
1631 |
1633 |
|
Ст. 291 УК РФ |
1409 |
1935 |
2234 |
2170 |
2521 |
|
Ст. 291.1 УК РФ |
215 |
291 |
378 |
436 |
434 |
|
Ст. 291.2 УК РФ |
1622 |
2144 |
2479 |
2479 |
2305 |
|
Иные |
7 |
11 |
14 |
27 |
17 |
|
Всего |
4409 |
5761 |
6808 |
7176 |
7366 |
Рис. 1. Динамика осужденных за совершение отдельных видов коррупционных преступлений в Российской Федерации за период 2020–2024 гг.
Отметим, что ст. 200.7 УК РФ, предусматривающая ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи), введена в действие в октябре 2020 года, но до сих пор фактически не действует: за все прошедшие годы за указанные действия не был осужден ни один гражданин. Практически не действует ст. 141.1 УК РФ (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата): за рассматриваемый период было осуждено только 2 человека в 2020 году. При этом число осужденных за каждое из рассмотренных нами преступлений за последние пять лет (2020–2024 гг.) ежегодно показывает стабильный рост.
В 2024 г. наблюдается некоторое снижение числа осужденных за мелкое взяточничество, однако данный показатель не дает оснований для оптимизма, так как можно предположить, что размер взятки увеличился и значительно превышает 10 тыс. руб. Это и подтверждает статистика: мы видим резкий скачок показателя за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) в 2024 году (рис. 1).
Таблица 2
Удельный вес осужденных за коррупционные преступления в числе осужденных по всем статьям УК РФ за период 2020–2024 гг.
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 | |
|
Всего осуждено, чел. |
530 998 |
565 317 |
578 774 |
555 742 |
512 845 |
|
Осуждено за коррупционные преступления, чел. |
4409 |
5761 |
6808 |
7176 |
7366 |
|
Доля осужденных за коррупционные преступления, % |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
Рис. 2. Динамика всех осужденных за коррупционные преступления за период 2020–2024 гг. в Российской Федерации
Для изучаемого нами временно́го периода характерно снижение общего числа осужденных по всем статьям УК РФ; в то же время неуклонно растет общее число осужденных за коррупционные преступные действия. При этом наблюдается рост не только абсолютного показателя, но и удельного веса числа всех коррупционеров в структуре общего числа осужденных: если в 2020 г. он составлял 0,8 %, то в 2024 г. вырос до 1,4 % (табл. 2, рис. 2). С 2020 по 2024 гг. число осужденных за коррупционные действия выросло на 67 %.
Интересна статистика видов наказаний, назначенных осужденным коррупционерам. Например, в 2024 году [6]:
— реальное лишение свободы было назначено в 18 % случаев;
— основная масса приговоренных к лишению свободы коррупционеров получила срок 5–8 лет, при этом их доля составляет всего 5 % от числа всех осужденных к лишению свободы, у остальных сроки намного меньше;
— всего 9 коррупционеров были осуждены к лишению свободы на срок 10–15 лет;
— ни один из осужденных коррупционеров не был приговорен к лишению свободы на срок свыше 15 лет;
— больше половины (57 %) коррупционеров приговорены к штрафу как основному наказанию;
— условно осуждены к лишению свободы 20 %;
— лишь 8 % всех осужденных коррупционеров подверглись конфискации денег, имущества, ценностей, полученных в результате криминальных действий.
Размеры взяток различны: от 500 руб. до нескольких миллиардов. Например, в 2024 г. 8 % осужденных получили взятки в размере более 1 млн руб. (статистика не приводит точных размеров взятки, указывая лишь нижний показатель, при этом верхний может достигать нескольких миллионов или даже миллиардов, что подтверждается громкими уголовными делами в отношении высокопоставленных чиновников, депутатов и генералов, упоминаемыми в СМИ). 21 % осужденных коррупционеров брали (давали) взятки в виде услуг неимущественного характера.
Анализ состояния системы ответственности за противоправное поведение коррупционного характера будет неполным без указания числа лиц, подвергнутых административному наказанию. Так, КоАП РФ [3] содержит ряд статей, устанавливающих ответственность за коррупционные правонарушения. За совершение некоторых из них граждане подвергаются наказанию в единичных случаях. Например, за ограничение конкуренции органами власти (ст. 14.9 КоАП РФ) за последние пять лет (2020–2024 гг.) привлечены к ответственности в общей численности всего 4 чел. [8]. При этом за совершение некоторых видов правонарушений ежегодно привлекаются сотни и тысячи граждан, и их число стабильно увеличивается из года в год (табл. 3, рис. 3).
Таблица 3
Число лиц, подвергнутых административному наказанию за правонарушения коррупционного характера, в Российской Федерации за период 2020–2024 гг. [8]
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 | |
|
Ст. 5.16 КоАП РФ |
13 |
30 |
13 |
17 |
11 |
|
Ст. 5.18–5.20 КоАП РФ |
9 |
5 |
5 |
10 |
3 |
|
Ст. 5.45 КоАП РФ |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
Ст. 14.9 КоАП РФ |
1 |
0 |
0 |
30 |
0 |
|
Ст. 14.35 КоАП РФ |
563 |
322 |
199 |
198 |
247 |
|
Ст. 15.14 КоАП РФ |
992 |
1024 |
1128 |
1091 |
1191 |
|
Ст. 19.28 КоАП РФ |
345 |
370 |
379 |
460 |
486 |
|
Ст. 19.29 КоАП РФ |
6005 |
5862 |
5890 |
5901 |
5893 |
|
Всего |
7929 |
7615 |
7616 |
7681 |
7832 |
Рис. 3. Динамика числа лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение коррупционных правонарушений, за период 2020–2024 гг. в Российской Федерации
При этом удельный вес привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения в составе всех лиц, привлеченных к административной ответственности, стабильно составляет 0,1 % ежегодно. Данный показатель равен соответствующему показателю в статистике осужденных коррупционеров, приведенному нами выше.
На борьбу с коррупцией в нашей стране направлены усилия представителей всех уровней власти: от Президента Российской Федерации до органов местного самоуправления. Полномочия в данной сфере предоставлены Генеральной прокуратуре, а также Счетной палате Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Создана система профилактических мер, в числе которых: формирование у населения нетерпимого отношения к коррупции, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и др. (ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Законодательно установлены запреты и ограничения для государственных служащих.
Итак, анализ статистических данных не позволяет говорить об эффективности действующих сегодня организационных основ противодействия коррупции, а также мер противодействия ей. По нашему мнению, антикоррупционная политика Российской Федерации требует серьезной коррекции. Детерминанты коррупции достаточно изучены и описаны в многочисленных научных работах, и мы полагаем, что разработка антикоррупционной политики также должна опираться на научный подход, в рамках которого следует учитывать моральные, духовные и материальные ценности человека, так как данные преступления совершаются не по причине бедности, отсутствия средств к существованию: зачастую коррупционеры — это граждане, благополучные в финансовом отношении, занимающие государственные должности, высокие посты в органах власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, № 237 от 25 декабря 1993 г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954. — http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 15.11.2025).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102074277 (дата обращения: 15.11.2025).
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657 (дата обращения: 15.11.2025).
- Указание Генпрокуратуры РФ № 503/11, МВД РФ № 1 от 28 июля 2025 г. «О введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_517620/251f7ac207ca304c6331640eb36b162351c24684/ (дата обращения: 10.11.2025).
- Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности за 2024 год // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — https://cdep.ru/userimages/Statistika_2024/forma_10.4.1_2024_god_sayt.xls (дата обращения: 10.11.2025).
- Форма № 11.1 «Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений УК РФ» // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — URL: https://cdep.ru/userimages/Statistika_2018/k5.1-svod_vse_sudy-2018.xls (дата обращения: 10.11.2025).
- Форма № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях» // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — URL: https://cdep.ru/userimages/Statistika_2019/F2-svod_vse_sudy-2019.xls (дата обращения: 10.11.2025).

