В статье автор проводит анализ состояния преступности в Забайкальском крае за период 2018–2022 гг. в части преступлений, предусмотренных ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительно раскрыв особенности преступлений коррупционной направленности как наиболее общественно опасных деяний в отношении дестабилизации государственного управления.
Ключевые слова: взятка, коррупция, лоббизм, преступление коррупционной направленности, состояние преступности.
Взяточничество в России имеет глубокие исторические корни, изменяя лишь название, способ получения/дачи, оно постепенно перешло из «легально необходимого традиционного» в нелегальный способ получения от власти нужного субъекту результата.
Основными признаками преступлений коррупционной направленности можно назвать следующие:
— наличие специального субъекта — должностного лица;
— корыстная или личная заинтересованность виновного;
— нанесение непосредственного вреда авторитету государственной власти (службы);
— умысел на совершение деяния, объективно причиняющего ущерб государственной власти, службы;
— нелегальный характер получаемых должностным лицом благ [1].
Итак, проведем анализ состояния преступности в Забайкальском крае в части преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, за пятилетний период в целях определения динамики. Сведем данные в таблицу 1 [2, 3].
Таблица 1
Состояние преступности в Забайкальском крае в части преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ за 2018–2022 гг.
Наименование показателя |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Темп роста, % |
Выявлено преступлений коррупционной направленности |
85 |
118 |
65 |
81 |
113 |
132,94 |
Выявлено фактов получения взятки |
25 |
43 |
16 |
36 |
14 |
56,00 |
Число осужденных по ст. 290 УК РФ |
12 |
16 |
13 |
28 |
10 |
83,33 |
Наказание по 290 УК РФ, лиц: |
||||||
- лишение свободы |
7 |
8 |
2 |
7 |
2 |
28,57 |
- штраф |
6 |
9 |
5 |
16 |
3 |
50,00 |
Сумма штрафа, млн руб |
8,9 |
12,8 |
2,4 |
61,1 |
0,8 |
8,99 |
Число осужденных по роду занятий (сфере деятельности): |
||||||
- государственные (муниципальные) служащие |
4 |
2 |
6 |
11 |
5 |
125,00 |
- сотрудник ОВД (без ГИБДД) |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
- сотрудник ГИБДД |
2 |
10 |
0 |
2 |
0 |
0 |
- сотрудник госпожнадзора |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
- |
- следователь |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
- |
- сотрудник налоговой службы |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- сотрудник таможенной службы |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- сотрудник службы исполнения наказания |
0 |
0 |
4 |
3 |
2 |
- |
- иные сотрудники правоохранительных органов |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
- |
- служащий коммерческой или иной организации |
1 |
4 |
3 |
9 |
2 |
200,00 |
Размер взятки по числу лиц: |
||||||
- от 1 тыс. до 10 тыс. руб |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
- |
- от 10 тыс. до 50 тыс. руб |
6 |
3 |
5 |
5 |
6 |
100,00 |
- от 50 тыс. до 150 тыс. руб |
3 |
5 |
4 |
12 |
2 |
66,67 |
- от 150 тыс. до 1 млн руб |
2 |
7 |
2 |
8 |
1 |
50,00 |
- свыше 1 млн руб |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
100,00 |
В целом, общероссийские показатели по преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ, имеют следующий вид, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Состояние преступности в России (ст. 290 УК РФ) [4, 5]
Следует отметить, что доля преступлений коррупционной направленности в общем числе зарегистрированных преступлений в России составляет менее 2 %, в свою очередь доля преступлений, состав которых определен в ст. 290 УК РФ, в общем объеме преступлений коррупционной направленности по России составляет в среднем 13 % за 2018–2022 гг. и с каждым годом неуклонно растет, достигнув в 2022 г. показателя по доле в 15,67 % [4].
Если проводить аналогию с показателями по Забайкальскому краю, то ситуация следующая:
— доля преступлений коррупционной направленности в общем объеме зарегистрированных преступлений — менее 1 %;
— доля преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, в общем объеме преступлений коррупционной направленности составляет около 30 %, при этом следует отметить резкий скачок таких преступлений в 2021 г. до 44 %, и резкое падение в 2022 г. — до 12 %;
— наблюдается увеличение доли осужденных лиц по ст. 290 УК РФ от числа выявленных преступлений по данной статье в 2020–2022 гг., что может говорить о «персонализации» выявленных фактов получения взятки.
Если мы рассматриваем данные Прокуратуры Забайкальского края по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, то можем утверждать, что ситуация с коррупцией в Забайкальском крае ухудшалась в период 2020–2022 гг., о чем свидетельствуют показатели выявленных нарушений закона о противодействии коррупции: 2020 г. — 2178 нарушений, 2021 г. — 2284 нарушения, 2022 г. — 2303 нарушения [6]. Однако, количество возбужденных уголовных дел по инициативе прокурора сократилось на 37,5 %, в основном применялись следующие меры прокурорского реагирования: привлечение к дисциплинарной ответственности, увольнение лиц в связи с утратой доверия и привлечение к административной ответственности.
Следует отметить такую особенность преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ, в Забайкальском крае в 2022 г. как рост размера взятки: из 14 фактов взяточничества выявлено 4 в особо крупном размере и 2 в крупном размере, сумма выявленных взяток увеличилась с 1,3 до 15,3 млн руб. Однако, если смотреть соотношение размера взяток и штрафов как вида наказания за получение взятки, то они не соизмеримы. Почему здесь можно говорить об ущербе для экономической безопасности региона и страны в целом, потому что взятка предполагает изъятие денежных средств из экономического оборота, которые уже не могут участвовать в легальном налогооблагаемом обороте. С другой стороны, мы условно можем говорить о наличии денежных средств у экономических субъектов, то есть о росте благосостояния отдельных групп населения региона, поскольку взятку крупного и особо крупного размера может предоставить только тот, у кого есть денежные средства, незадействованные в обороте.
Согласно статистическим данным наблюдаем «коррупционное затишье» в 2018–2020 гг., которое дало резкий скачок в 2021 г. Что связано с действовавшими в период «затишья» ограничениями в связи с распространением коронавирусной инфекции, которые коснулись и прямого взаимодействия экономических субъектов в органах государственной власти.
Данную динамику можно проследить по числу осужденных лиц в рамках рода занятий (сфере деятельности): число осужденных в сфере деятельности государственная (муниципальная) служба, правоохранительные органы, в том числе ГИБДД снизилась в период 2020 г., однако появились факты получения взятки сотрудниками службы исполнения наказаний и участились случаи получения взятки служащими коммерческой или иной организации в 2020–2022 гг. Последнее также связано с дестабилизацией внешнеполитической ситуации в стране, когда необходимые решения для экономической безопасности в том числе принимались через взяточничество должностных лиц публичных международных организаций (в 2021 г. таковых насчитывалось 15 из 36 фактов получения взятки).
При анализе статистической информации Судебного департамента Забайкальского края выявлены факты несоответствия статистической информации по размеру взятки преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ, в части наличия взяток в 2020–2021 гг., размер которых не превышает 10 тыс. руб. Возможно были допущены ошибки при агрегировании данных по статьям УК РФ в части преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291.2 УК РФ, то есть на лицо человеческий фактор, который имеет место быть в статистике.
На сегодняшний день взяточничество в России имеет и свою легитимную форму давления на власть — лоббизм, который, к слову сказать, легально никак не определен в нашей стране как вид деятельности групп давления/групп интересов. Формально данный функционал закреплен за политическими партиями, общественными организациями и ассоциативными союзами, однако правового регулирования лоббистской деятельности указанных субъектов в России нет. Здесь автору видится главное правило перетекания лоббирования в коррупцию, демонстрирующее латентный характер данного преступного явления, которое гласит: «Пока не поймали — лоббируем интересы, когда поймали — коррупция», с которой необходимо бороться. Однако, насколько затраченные ресурсы в борьбе с коррупцией будут оправданы, сказать нельзя, а исходя из статистики несоизмеримости штрафов и размеров взятки, игра не стоит свеч. Невозможно бороться с исторической «традицией» без кардинальной перестройки общественного сознания и развития институтов представительной демократии.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ. — Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 28.08.2023).
- Статистика. — Текст: электронный // Управление судебного департамента в Забайкальском крае: [сайт]. — URL: http://usd.cht.sudrf.ru/modules.php?name=stat&rid=71 (дата обращения: 28.08.2023).
- Отчеты начальника УМВД России по Забайкальскому краю. — Текст: электронный // Управление МВД России по Забайкальскому краю: [сайт]. — URL: https://75.мвд.рф/dejatelnost/Otcheti_dolzhnostnih_lic/отчеты-начальника-умвд-россии-по-забайка/Otchjot_nachalnika_UMVD_Rossii_po_Zabajk (дата обращения: 28.08.2023).
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/6/ (дата обращения: 28.08.2023).
- Данные по назначенным наказаниям по статьям УК. — Текст: электронный // Судебная статистика РФ: [сайт]. — URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 28.08.2023).
- Результаты деятельности органов прокуратуры РФ. — Текст: электронный // Прокуратура Забайкальского края: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_75/activity/statistics/office/result?item=58878970 (дата обращения: 28.08.2023).