На
обложке изображен Лев Исаакович Шестов (1866–1938), русский философ-экзистенциалист.
Лев
Исаакович Шестов (Иегуда Лейб Шварцман) родился в Киеве в семье
крупного фабриканта и торговца сукном Исаака Моисеевича Шварцмана и Анны
Григорьевны, урожденной Шрейбер. В двенадцать лет мальчик исчез из дома.
Вскоре семья узнала, что он был захвачен некой подпольной политической
организацией. У отца потребовали выкуп, однако тот проявил
принципиальность, решив, что с террористами он договариваться не станет.
Мальчик, изможденный, худой и оборванный, вернулся домой через полгода —
отпустили.
В
детстве он мечтал стать писателем, а еще певцом, даже всерьез готовился
к сцене, да так, что сорвал голос. Однако в 1889 году молодой человек
окончил юридический факультет Киевского университета и вскоре стал
работать в фирме отца.
Занимаясь
финансовыми делами семейной мануфактуры, он много читал и пробовал писать.
Метания между литературой и коммерцией естественным образом привели молодого
человека к внутреннему конфликту. Лев Исаакович влюбился в православную
девушку Варвару Малахиеву-Мирович. Она была писательницей, поэтессой,
завсегдатаем литературных салонов и декадентских кружков. Их отношения
были непростыми, кроме того, отец молодого человека был категорически против
появления русской девушки в семье. В итоге невеста не выдержала
и сбежала за границу, но вскоре послала к Шестову свою младшую сестру
Анастасию. Это только усугубило дело: Настя влюбилась в страдающего
литератора, и он готов был жениться на ней из благородства. Варвара же
в разлуке осознала в полной мере, кого теряет, и сорвалась
обратно. Все закончилось трагично. В итоге Анастасия сошла с ума
и попала в психиатрическую лечебницу. Варвара, испытывая ужас вины,
вновь уехала из России. Шестов тоже был на грани помешательства, бежал за границу
и в Риме в 1896 году втайне от семьи женился на враче Анне Березовской.
Через два года они вместе переехали в Берн, а в 1898 году вернулись
в Россию.
Из
всей этой драмы и родилась философская вселенная Льва Шестова. Философ,
правда, проявил себя сначала как литературный критик. Пережив личную трагедию,
Шестов взялся за историю Гамлета. В 1898 году он написал работу «Шекспир
и его критик Брандес».
Затем
Шестов философски препарировал идеи Толстого, Достоевского, Чехова,
Мережковского и Сологуба.
В
1899 году Лев Исаакович написал книгу «Добро в учении Толстого и Ницше»,
и опять в ней было очень много личного. Философия Ницше была, по
мнению Шестова, не прожита, а выстрадана. Толстой же ницшеанству давал
решительную отповедь. Этого Шестов патриарху русской литературы простить не мог.
«Апофеоз
беспочвенности» — одна из главных работ философа. Она вышла в 1905 году
и наделала много шума. Шестов сражался в этой работе с самоочевидностями,
общеобязательностью, иерархичностью мышления. Единственный положительный отзыв
после выхода книги оставил, кажется, только Николай Бердяев, с которым
Шестов подружился еще в 1902 году. Но и он отозвался о новой работе
Шестова, по признанию автора, «не по-товарищески». Отдавая дань уважения другу,
называя его талантливым и оригинальным писателем, Бердяев все же поймал
приятеля на несоответствиях, противоречиях, натяжках, а главное, сокрушался,
что Шестов свернул с великого пути, оставив «философию трагедии»,
удовлетворяясь малым, простым, совсем уже не мятежным скепсисом.
Философию
Шестова в целом можно отнести к такому направлению, как
экзистенциализм. Центральными темами его размышлений были критика человеческого
разума, ограниченности и недостаточности научного познания как средства
«ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам; выдвижение
на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом.
Лев
Исаакович все так же жил в Киеве, иногда ездил в Москву, Петербург, Швейцарию
и Германию. Он занимался делами семейной мануфактуры и писал статьи
в газеты.
Февральская
революция 1917 года особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ
всегда был противником самодержавия. Октябрьскую революцию он называл
«реакционной и деспотической». В 1920 году Лев Шестов с семьей
покинул Советскую Россию, недолго побыл в Швейцарии и в 1921 году
обосновался во Франции.
Он
много и упорно писал и издавался. В 1920-х годах вышли его работы «Преодоление
самоочевидностей» — к столетию Достоевского, «Власть ключей», «Неистовые
речи» — о философии Плотина, «Гефсиманская ночь» — о Паскале,
«На весах Иова». В этот период Шестов был в авангарде западной мысли,
общался со знаменитыми философами, читал лекции в Сорбонне.
Шестов
состоял в дружеских отношениях с Мариной Цветаевой и поддерживал
с поэтессой переписку. В 1925 году мыслитель вошел в президиум
Ницшевского общества наряду с Гуго фон Гофмансталем, Томасом Манном
и Генрихом Вельфлином.
Позже
произошла его знаменательная встреча с Кьеркегором — поистине
родственной душой. «Киргегард и экзистенциальная философия» стала одной из
первых книг Льва Исааковича, ясно осветивших мысль Кьеркегора за пределами
Скандинавии и Германии. И она же стала последним трудом Шестова,
скончавшегося в 1938 году в Париже от туберкулеза легких.