Развитие социальной компетентности студентов колледжа в рамках учебных практик | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 04.12.2013

Статья просмотрена: 1451 раз

Библиографическое описание:

Дегтярева, И. А. Развитие социальной компетентности студентов колледжа в рамках учебных практик / И. А. Дегтярева, А. В. Артамонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8553/ (дата обращения: 19.12.2024).

Ключевые слова: социальная компетентность, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, среднее профессиональное образование, учебная практика

Современная строительная индустрия имеет быстрые темпы развития: постоянно совершенствуются технологические процессы, меняются квалификационные требования к специалистам. Это обусловливает повышенные требования работодателей к выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений строительной отрасли. В то же время, современное среднее профессиональное образование ориентировано на взаимодействие с работодателями по вопросам формирования содержания образования, развития системы заказа на подготовку специалистов для конкретных рабочих мест. Такое взаимодействие направлено на повышение качества профессионального обучения, следовательно, на подготовку специалистов такой квалификации, которая удовлетворяет не только требованиям государственного образовательного стандарта, но и требованиям рынка труда и позволяет быстро адаптироваться в изменяющихся условиях профессиональной среды.

Специфика системы среднего профессионального образования заключается в подготовке практико-ориентированных кадров для различных сфер производства. Преимуществом среднего профессионального образования является продолжительная практика (25–30 учебных недель), в процессе которой студенты имеют возможность закрепить и углубить знания, сформированные в процессе обучения, и освоить общие и профессиональные компетенции.

Независимо от вида профессиональной деятельности любой специалист существует в социуме, поэтому всегда на передний план выдвигается социальная компетентность, позволяющая личности адаптироваться и профессионально раскрыться прежде всего в коллективе. Конкурентоспособный специалист должен иметь такие профессиональные и личностные качества, которые дадут ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу — активность, стремление войти в профессиональную среду, готовность решать профессиональные задачи, применяя знания и навыки и т. д.

Формирование и развитие необходимого комплекса компетентностей считается в настоящее время приоритетной задачей образования. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения выдвигают к будущему специалисту требование варьировать свои социально-профессиональные роли в зависимости от поставленных задач: выполнять функции исполнителя, организатора и контролера профессиональной деятельности, устанавливать коммуникацию с различными субъектами и на разных уровнях. Другими словами, одной из задач среднего профессионального образования является развитие у будущих специалистов социальной компетентности.

В современной педагогике термин «профессиональная компетентность» чаще всего определяет способность выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. Так, согласно концепции Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной и др., профессиональная компетентность подразумевает применение полученных знаний и умений, жизненного опыта и ценностей при решении возникающих профессиональных задач. Профессиональная компетентность проявляется всегда в условиях профессиональной среды, в практической деятельности [4, с. 8], а также во взаимодействии с другими субъектами этой деятельности.

Социальная компетентность рассматривается как одна из ключевых, то есть является базой для формирования общих и профессиональных компетентностей. И. А. Зимняя полагает, что все компетентности, в том числе профессиональные, социальны, так как являются социальными по своему содержанию, их формирование и проявление происходит в общении [2, с. 26–27]. Исследования социальной компетентности с точки зрения В. П. Беспалько, Г. К. Селевко и др. позволяют рассматривать развитие социальной компетентности как часть образовательного процесса во взаимосвязи с другими его компонентами. Другими словами, развитие социальной компетентности обусловлено формированием общих и профессиональных компетенций, осуществляемым в системе среднего профессионального образования. Под социальной компетентностью в отечественной педагогике и психологии понимаются социальные навыки индивида, позволяющие ему эффективно и адекватно выполнять социальное взаимодействие в различных обстоятельствах (Т. И. Бакланова, А. В. Брушлинский, Г. И. Сивкова, Г. Щедровицкий и др.).

Придерживаясь в целом идей компетентностного подхода, под социальной компетентностью студентов колледжа мы понимаем готовность эффективно взаимодействовать с другими субъектами с целью решения возникающих профессиональных задач. Социальная компетентность является результатом развития не только социальной компетенции как таковой [5, с. 3], но и некоторых профессиональных компетенций, формирование которых зависит от способности личности к эффективному социально-профессиональному взаимодействию.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» позволяет выделить некоторые профессиональные компетенции, сформированность которых прямо или косвенно зависит от уровня развития социальной компетентности студентов колледжа. Так, в результате обучения студенты должны уметь обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач, контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений [1, ПК 3.2, 3.3], а также организовывать и выполнять различные виды работ на строительной площадке, осуществлять контроль качества производимых работ и др. Отметим, что одно из значений слова «организовывать» подразумевает «основывать, создавать что-либо путем привлечения общественных сил» [6], следовательно, владение указанными профессиональными компетенциями предполагает установление коммуникации с другими студентами, преподавателями, представителями производства.

Наиболее эффективно профессиональные компетенции формируются во время прохождения студентами учебных и производственных практик. Практика позволяет создать условия квазипрофессиональной деятельности для применения будущими специалистами усвоенных знаний, умений, опыта для решения учебных и квазипрофессиональных задач. Это необходимо учитывать при организации различных видов практик.

Для примера рассмотрим учебную практику «Ведение работ по профессии Каменщик» профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Целью учебной практики является формирование общих и профессиональных компетенций в процессе производства соответствующих видов учебных работ.

Практика организована таким образом, чтобы работы производились звеньями по 3–5 человек под руководством мастера производственного обучения. Во время выполнения заданий студенты самостоятельно определяют свой круг обязанностей в соответствии с заданным видом работ, а также прогнозируют результаты выполнения каждого шага и возможные последствия неверных действий. Так, при производстве общих каменных работ студентам предстоит решить ряд последовательных задач, одной из которых является выкладывание забутовочного ряда приемом «вполуприсык». Решение задачи предполагает определение и выполнение студентами ряда шагов: 1) расстелить раствор между верстами, 2) взять в обе руки по кирпичу, 3) уложить кирпичи в растворную постель, 4) осадить кирпич [3, с. 44–45]. При выполнении кладки важно предвидеть, что нарушение технологии или использование некачественных материалов могут привести к деформации, трещинам, нарушению горизонтальности стены. Чтобы избежать ошибочных действий, членам звена необходимо сообща продумать последовательность выполнения шагов, распределить обязанности, выполнить кладку и произвести проверку горизонтальности стены. Принимая определенные решения, обучающиеся осуществляет взаимодействие как на уровне звена, так и с мастером производственного обучения.

Во время выполнения учебных заданий у студентов формируется представление о том, что их ожидает непосредственно на производстве во время производственных практик и в будущей профессиональной деятельности. Студенты учатся адекватно оценивать свои возможности и способности для решения учебных и профессиональных задач. Выполняя командные задания, они берут на себя ответственность за работу всех членов звена, развивают навык работы в коллективе, а также лидерские качества, что очень важно при дальнейшем трудоустройстве. Таким образом, эффективно организованная учебная практика позволяет создать для работы студентов условия, приближенные к производственным: выполнение определенных видов работ, работа в звеньях, социально-профессиональные роли внутри звена, контроль качества со стороны мастера производственного обучения. Выполнение данных условий обеспечивает развитие как профессиональных компетенций, так и социальной компетентности студентов колледжа.

Литература:

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

2.                  Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

3.                  Организация и технология строительных каменных работ: практические основы профессиональной деятельности [Текст]: Учеб. Пособие / Л. Н. Борилова, А. В. Исправникова, Л. В. Кузеванова, О. В. Ожиганова, Г. В. Ткачева — М.: Академкнига / Учебник, 2005. 176 с.

4.                  Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Человек и образование. — 2006. — № 4,5. — с. 7–14.

5.                  Развитие социальной компетентности и социальной активности педагогов и студентов в учреждениях СПО. Т. В. Федорова, Н. В. Матвеева / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». — 2013. — № 1. — с. 3–13.

6.                  Словарь Ушакова, толковый словарь русского языка онлайн [Электронный ресурс] / OnlineDics: сборник онлайн-словарей: URL: http://www.onlinedics.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, профессиональное образование, задача, компетенция, производственное обучение, профессиональная компетентность, профессиональная среда, работа, социальная компетентность студентов колледжа, учебная практика.


Похожие статьи

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения в...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Похожие статьи

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

О проблемах профессиональной подготовки будущих юристов в высшей школе

В статье раскрываются проблемы качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Выделяется в качестве условия продуктивной деятельности будущих юристов комплексный личностный ресурс (компетентность, профессиональная готовность, правовая культур...

Социально-творческая профессиональная компетентность бакалавров гуманитарного профиля

Современная подготовка вузами бакалавров гуманитарного профиля в нашей статье рассматривается в рамках модернизации образования и появления инновационных технологий развития. Методологической основой исследования послужили позиции системного, личност...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Компетентностный подход как средство достижения нового качества образования учащихся колледжа

В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики ...

Правовое образование в школе: личность и профессиональная компетентность учителя правоведения

Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Проблемы формирования компетенций при обучении будущих медицинских сестер

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересами работодателей. Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения в...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Задать вопрос