Кайзен-костинг и таргет-костинг как направление повышения эффективности деятельности предприятий АПК | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 6573 раза

Библиографическое описание:

Желтова, М. Ф. Кайзен-костинг и таргет-костинг как направление повышения эффективности деятельности предприятий АПК / М. Ф. Желтова, И. Ф. Меркулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8547/ (дата обращения: 24.12.2024).

Предприятия АПК находятся в постоянном поиске оптимальных, а главное эффективных форм управления затратами. Большинство российских сельскохозяйственных предприятий используют попроцессный метод учета затрат, базирующийся на обобщении затрат по технологическим процессам, связанным с этапами выполнения работ, предусмотренных технологией производства в растениеводстве и животноводстве. Однако данный метод значительно ограничивает аналитические возможности управленческого персонала, что приводит к неэффективному управлению затратами, и, как следствие, может привести к снижению эффективности деятельности предприятия. Кроме того, задачей традиционных систем учета затрат является их снижение с целью обеспечения определенного уровня прибыльности. В результате качество продукции упускается из вида. Особенно актуальной данная проблема стала с вступлением РФ в ВТО и ожесточением современной конкурентной среды.

Решение указанной проблемы видится в применении современных систем затрат: «кайзен-костинг» и «таргет-костинг».

Для современных сельскохозяйственных предприятий очень важной является задача удешевления продукции на основе внедрения новых технологий, без решения которой отечественные предприятия не только не смогут пробиться на мировые рынки, но и выдержать усилившуюся конкуренцию на внутреннем рынке. Именно это обуславливает использование элементов «таргет-костинг» в процессе стратегического управления затратами.

«Таргет-костинг» — система управления, направленная на снижение затрат производимой продукции (работ, услуг), а также система контроля издержек и калькулирования себестоимости продукции с учетом фактического запроса потребителей и рыночной ситуации в целом в момент разработки и до начала выпуска продукции на рынок. Главной особенностью «таргет-костинг» является расчет себестоимости, исходя из предварительно установленной цены реализации, определяемой на основе маркетинговых исследований. Формула зависимости будет выглядеть следующим образом: Цена — Прибыль = Себестоимость. Методика «таргет-костинг» позволяет заранее, до начала производства, снизить все риски, связанные с производством и реализацией продукции, либо, отказаться от них. Среди преимуществ данной системы является то, что она отвечает требованиям стратегического управления затратами и учитывает внешние факторы влияния на параметры производственной деятельности [2]. В результате предприятие сможет достичь желаемой себестоимости не за счет ухудшения качества продукции, а в результате эффективной работы и поиска альтернативных резервов снижения затрат.

Основными принципами системы «таргет-костинг» являются:

-       первостепенная и постоянная ориентация на требования рынка и потребителей;

-       калькуляция целевых затрат как для продукции, так и для ее составных частей, позволяющих достичь желаемой, заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

-       учет влияния на себестоимость продукции пожеланий потребителей по качеству и срокам изготовления продукции и использование концепции жизненного цикла продукта [3].

Реализация системы «таргет-костинг» для предприятий АПК представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс управления по целевой себестоимости для предприятий АПК

Таким образом, движение к целевому уровню себестоимости — процесс двусторонний. С одной стороны, определение целевой себестоимости основывается на маркетинговых исследованиях текущего состояния рынка и его перспектив; с другой стороны, приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью невозможно без грамотных управленческих решений менеджеров, инженерной смекалки у проектировщиков и аналитического мышления у бухгалтеров, что необходимо для ликвидации разницы между сметной и целевой себестоимостью.

Вычисление величины целевого сокращения затрат на предприятиях АПК осуществляется в четыре этапа:

-       определение возможной цены реализации единицы продукции;

-       определение целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом);

-       сравнение целевой и сметной себестоимости продукции с целью установления величины целевого сокращения затрат;

-       модернизация продукта и внесение улучшений в процесс производства для достижения целевого сокращения затрат [1].

В связи с государственными закупками зерна применение «таргет-костинг» может быть наиболее актуальным в растениеводстве. Устанавливаемый Минсельхзом РФ предельный уровень минимальных цен может послужить в качестве ожидаемой рыночной цены на соответствующий вид сельскохозяйственной продукции.

В отличие от «таргет-костинг», решающего проблему снижения затрат и эффективного управления издержками на стадии планирования, «казен-костинг» решает ту же задачу на стадии производства. Кроме того, «кайзен-костинг» предполагает более широкую сферу применения, нежели традиционное управление затратами, направленное на формирование нормативных показателей затрат, анализ расхождений и принятие корректирующих мер.

В основе «кайзен-костинг» лежит японская философия «кайдзен» (что в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование маленькими щагами) и понятие «бережливого производства» (лин-технологии). Цель применения данной системы учета затрат сводится к стремлению устранить все виды потерь. Главная задача «кайзен-костинг» — не поддержание производства в стабильном состоянии в соответствии со стандартами, а постоянное усовершенствование ключевых процессов за счет исключительно внутренних резервов таким образом, чтобы издержки на них непрерывно снижались. Применение предприятиями АПК системы «кайзен-костинг» позволяет допускать незначительное (3–5 %) превышение дрифтинг-затрат (статьи расходов, влияющие на себестоимость изделия) при установлении целевых затрат на уровне допустимых. В результате умелое использование кайзен-костинг позволяет довольно ощутимо снижать затраты на стадии производства (от 2 до 5 %) [1; 4; 5]

Следует учитывать, что главным условием снижения затрат является направление усилий на достижение этой цели всех участников производственного процесса, что достигается путем мотивации сокращения расходов. И если собственники сельскохозяйственного предприятия заинтересованы в снижении себестоимости продукции, для менеджеров данная задача является должностными обязанностями, то в первую очередь необходимо создать систему мотивации сотрудников, занятых непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что нерегулярная и низкая заработная плата, социальная незащищенность не смогут вызвать заинтересованности работников в эффективном использовании ресурсов, а напротив, приведет к дополнительным потерям, связанным с нарушением трудовой дисциплины, кражами и иными злоупотреблениями. Для эффективного внедрения системы на предприятии, первым шагом должно стать внедрение следующего цикла для работников:

1)      установление целей для совершенствования («планируй»);

2)      реализация плана («делай»);

3)      контроль за процессом реализации и анализ результата: произошло ли планируемое улучшение, не было ли сбоев в процессе («проверяй»);

4)      создание и стандартизация новых процедур, направленных на новое улучшение или устранение проблем («воздействуй»).

Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайдзен-задачей представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Механизм снижения себестоимости в соответствии с кайзен-костинг

Таким образом, «кайзен-костинг» позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства, координировать действия множества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей

С целью успешного внедрения «кайзен-костинг» на российских предприятиях АПК можно изучить достаточно успешный опыт Казахстана, в котором в период с 2009 г. по 2011 г. данная система была с успехом реализована на 36 предприятиях. Кроме того, и в РФ существуют предприятия, осваивающие концепцию бережливого сельского хозяйства: Агрохолдинг «Кубань» (Краснодарский край), ОАО «Приозерное» (Новосибирская область), ЗАО «Бирюли» и ООО «Сервис-Агро» (Республика Татарстан).

Подробней рассмотрим опыт внедрения «кайзен-костинг» в Агрохолдинге «Кубань», состоящего из современных ферм, свинокомплекса, комбикормового завода, лабораторного комплекса, сервисного центра по обслуживанию техники, 3 зерновых элеваторов, 3 заводов по производству семенного материала, сахарного завода, конного завода. Так, экономический эффект от внедрения «кайзен-костинг» в 2011 г. составил 107 млн.руб., а в целом за весь срок внедрения системы (2007–2011 г.) — 483 млн.руб. При этом выросла производительность труда в 2,3 раза и составила 250 тыс.руб./работника; себестоимость производства пшеницы снизилась на 23 %; производство молока высшего сорта выросло на 40 %. В рамках реализации «кайзен-костинг» Агрохолдинг проводит конкурс «Лучший кайзен», стимулирующих сотрудников к разработке и реализации проектов по снижению затрат (всего за период внедрения «кайзен-костинг» было внедрено 197 предложений работников). Среди наиболее успешных можно выделить следующие. Рабочие улучшили процесс сбора и отгрузки зерноотходов в калибровочном цехе, что позволило увеличить емкость для хранения семян в два раза и исключить ручной труд. Совершенствование схемы комбикормового цеха позволило добиться экономического эффекта в размере 478 тыс.руб., при затратах в 1,4 тыс.руб. [1].

Таким образом, применение методов «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» на предприятиях АПК способствуют:

-          сокращению затрат на производство продукции;

-          внедрению новых технологий в процесс производства;

-           анализу затрат на всех этапах производства, что особенно важно для предприятий АПК;

-          повышению качества производимой продукции;

-          более эффективному взаимодействию всех подразделений организаций.

Освоение систем учета затрат «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» может значительно помочь и ускорить процесс совершенствования управления затратами на предприятиях АПК. Это позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

Литература:

1.                  Горбылева А. А., Макарова Л. М. «Новые системы управления затратами как способ повышения эффективности сельскохозяйственного производства» // Молодой ученый № 1, 2013;

2.                  Исхаков Т. А. «Практическое применение системы целевой себестоимости («таргет-костинг») и «кайзен-костинг» в сельском хозяйстве» // Вестник КГФЭИ № 1, 2009;

3.                  Пузыня Т. А. «Таргет-костинг и кайзен-костинг — инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета» // Современные научные исследования и инновации № 7, 2012;

4.                  Редченко К. «Маленькими шагами к большому успеху: «Кайзен-костинг» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.management.com.ua/ finance/fin036.html;

5.                  Смирнова Н. «Таргет-костинг позволяет управлять себестоимостью» [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://www.buhgalteria.ru/page/2879.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие АПК, целевая себестоимость, затрата, сельскохозяйственная продукция, целевое сокращение затрат, механизм снижения себестоимости, производственный процесс, РФ, стратегическое управление, экономический эффект.


Похожие статьи

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Внутрифирменный маркетинг как системный маркетинговый подход, направленный на повышение эффективности работы с высококвалифицированным персоналом

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Оптимизация линкбилдинга посредством применения маркетинговой модели, основанной на системном планировании бизнес-процессов

Агрофранчайзинг как инструмент развития сырьевой и производственной базы сельского хозяйства

Лизинг как эффективный инструмент финансовой стратегии сельскохозяйственных предприятий в Ставропольском крае

Учет фактора риска в рамках бизнес планирования угледобывающих компаний, функционирующих в изменчивых условиях рыночной среды

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Похожие статьи

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы в рамках профориентационной деятельности и программы привлечения талантливых представителей молодежи на образовательные программы экономического вуза

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Внутрифирменный маркетинг как системный маркетинговый подход, направленный на повышение эффективности работы с высококвалифицированным персоналом

Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий

Оптимизация линкбилдинга посредством применения маркетинговой модели, основанной на системном планировании бизнес-процессов

Агрофранчайзинг как инструмент развития сырьевой и производственной базы сельского хозяйства

Лизинг как эффективный инструмент финансовой стратегии сельскохозяйственных предприятий в Ставропольском крае

Учет фактора риска в рамках бизнес планирования угледобывающих компаний, функционирующих в изменчивых условиях рыночной среды

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Задать вопрос