Метрика лирических стихотворений А. И. Гусева: синхронический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 29.10.2013

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Остапенко М. В. Метрика лирических стихотворений А. И. Гусева: синхронический анализ // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 826-829. — URL https://moluch.ru/archive/58/8136/ (дата обращения: 17.07.2018).

Настоящее исследование представляет собой литературоведческий анализ метрики лирических стихотворений А. И. Гусева. Все исследуемые показатели формы даются без отрыва от содержания. Метрическое разнообразие поэзии А. И. Гусева отражено во вневременном срезе. Результаты работы предоставляют возможность включать в будущее исследования по гусевистике эмпирически выверенные данные.

Ключевые слова: форма стиха, метр стихотворения, стихотворный размер, статистический метод, синхрония, Гусев.

Первые публикации стихотворений Александра Ивановича Гусева (1939–2001), поэта, жизнь и творчество которого связаны с Псковской землей, относятся к 1964 году и были осуществлены в периодической печати. В 1971 году издан его первый сборник «При свете памяти», в 1990-ом — «Измерения», 1996 — «Если приду», 1999 — «Колесо бытия». В 2007 году осуществлено посмертное издание двухтомника «Боль, переплавленная в мудрость» в авторской редакции [4; 5].

В наиболее полном на настоящий момент библиографическом указателе (2009 год, Псковская областная библиотека) названы 132 публикации произведений А. И. Гусева и 48 рецензий, отзывов и статей о его жизни и творчестве [2].

Между тем содержание большинства исследований, представленных в указателе, носит не строго научный, а популяризаторский характер. Большинство критических статей и рецензий повторяют друг друга. Несмотря на кажущееся обилие критических работ, по-настоящему научное изучение творчества А. И. Гусева еще не началось.

По-нашему мнению, на современном этапе литературное краеведение испытывает потребность в привлечении профессионалами-филологами строгих научных данных, которые позволят доказательно (без общих фраз и расплывчатых формулировок) рассуждать о том или ином литературном феномене. Данным обстоятельством объясняется необходимость в исследовании поддающихся математической обработке формальных показателей стихотворной формы, прежде всего — метрики и размерности.

В настоящей работе мы предпринимаем попытку метрического анализа лирических стихотворений А. И. Гусева как эмпирически обоснованного показателя поэтического мастерства писателя. Доказательная и методологическая база: поэтические тексты А. И. Гусева, стиховедческие исследования [1; 3; 12; 13], примеры методологических научных построений [6; 7; 9; 11; 15] и описательных компаративистских моделей [8; 10], инструкция к составлению метрико-строфических справочников [14, с. 11–63].

Решая задачу выявления на строгом математическом материале картины метрического разнообразия поэзии А. И. Гусева, мы обратились к корпусу лирических стихотворений А. И. Гусева. Нами были выявлены метрические характеристики 601 поэтического текста. Результаты данной работы представлены в Таблице 1, отражающей количество и процентный показатель каждого размера.

Таблица 1

Размерность лирических стихотворений А. И. Гусева

№ п/п

Размер

Кол-во

%

№ п/п

Размер

Кол-во

%

1

Х3

10

1,66

27

Ам2

1

0,17

2

Х2/Х3

3

0,50

28

Ам3

29

4,83

3

Х4

14

2,33

29

Ам4

6

1,00

4

Х4/Х3

5

0,83

30

Ам4/Ам3

1

0,17

5

Х3/Х4

1

0,17

31

Ам5

5

0,83

6

Х5

6

1,00

32

Ан2

3

0,50

7

Х6

4

0,67

33

Ан3

53

8,82

8

Х8

1

0,17

34

Ан2/Ан3

1

0,17

9

Я2

2

0,33

35

Ан3/Ан2

3

0,50

10

Я3

30

4,99

36

Ан4

10

1,66

11

Я3/Я2

1

0,17

37

Ан3/Ан4

11

1,83

12

Я4

89

14,81

38

Ан4/Ан2

1

0,17

13

Я4/Я1

1

0,17

39

Ан4/Ан3

10

1,66

14

Я4/Я2

4

0,67

40

Ан5/Ан2

1

0,17

15

Я4/Я3

3

0,50

41

Ан6

1

0,17

16

Я5

118

19,63

42

Ан5/Ан6

1

0,17

17

Я5/Я2

1

0,17

43

Дк2

1

0,17

18

Я5/Я3

3

0,50

44

Дк3

28

4,66

19

Я6

36

5,99

45

Дк4

19

3,16

20

Я6/Я5

2

0,33

46

Дк5

4

0,67

22

Я6/Я3

1

0,17

47

В.с.

35

5,82

23

Д3

11

1,83

48

Св.с.

1

0,17

24

Д4

25

4,16

всего

601

100,00

25

Д4/Д2

3

0,50

26

Д5

2

0,33

Анализируя данные по метрическому разнообразию лирики интересующего нас поэта, мы сделали следующие наблюдения:

1.         Лирические стихотворения А. И. Гусева выполнены с использованием 48 размеров, что количественно превышает разнообразие поэтических форм XVIII-XIX веков. Данный факт, следуя изысканиям М. Л. Гаспарова [3], свидетельствует о безусловном влиянии на творчество поэта традиции Серебряного века (90-е гг. XIXв. — 20-е гг. XXв.).

2.         В поэзии А. И. Гусева представлен весь набор классических метров (Я, Х, Д, Ам, Ан), что в свою очередь подчеркивает значимость для писателя культурного наследия первой трети XIX века (Золотого века русской литературы). Именно XIX века, так как эпоха классицизма, как известно, характеризуется акцентом на двусложные размеры. Так у М. В. Ломоносова ни в одном из 281 стихотворений нет трехсложных размеров [14, с. 70].

3.         Набор неклассических метров представлен не полностью. Обращаясь к дольнику и вольному стиху, поэт оставляет неосвоенным белый стих и верлибр. (На этапе сбора метрических данных мы выяснили, что на всем срезе поэтического материала присутствует лишь одно стихотворение, написанное верлибром, — «Колокола» [4, с. 43–44]. Данный факт должен быть особо отмечен литературоведами-исследователями А. И. Гусева.) Все это позволяет говорить об А. И. Гусеве как о поэте-традиционалисте.

4.         Относительный показатель интенсивности (ОПИ), характеризующий степень распространения изучаемого явления (метра) и представляющий собой отношение исследуемого показателя к объему лирических стихотворений (присущей ему среды), рассчитан с точностью до трех знаков после запятой и составляет:

ОПИЯ= 291 / 601 ≈ 0,484

ОПИХ = 44 / 601 ≈ 0,0703

ОПИД =41 / 601 ≈ 0,068

ОПИАм = 42 / 601 ≈ 0,070

ОПИАн = 95 / 601 ≈ 0,158

ОПИДк = 52 / 601 ≈ 0,087

ОПИВ.с. = 36 / 601 ≈ 0,060

Результаты расчета ОПИ свидетельствуют о преобладании ямбического метра над всеми остальными, классических размеров над неклассическими. Исходя из этого, в вопросе преобладающего влияния Золотого века над Серебряным, можно сделать вывод о классицистических основах поэтики А. И. Гусева.

Данные по длине стихотворной строки представлены в Таблице 2, отражающие количество стихотворений, выполненных коротким (1–2-сложники), средним (3–4-сложники) и длинным (5-сложники и длиннее) размером.

Таблица 2

Сложность размеров

Размеры

Короткие

Средние

Длинные

Всего

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Х

3

0,53

30

5,28

11

1,94

44

7,75

2

Я

3

0,53

127

22,36

161

28,35

291

51,23

3

Д

0

0,00

39

6,87

2

0,35

41

7,22

4

Ам

1

0,18

36

6,34

5

0,88

42

7,39

5

Ан

7

1,23

88

15,49

3

0,53

98

17,25

6

Всего Кл

14

2,46

320

56,34

182

32,04

516

90,85

7

Дк

1

0,18

47

8,27

4

0,70

52

9,15

8

Всего

15

2,64

367

64,61

186

32,75

568

100,00

Как можно видеть из Таблицы 2, в творчестве поэта преобладают средние и длинные размеры. Короткая стихотворная строчка, тем самым, непоказательна для лирики А. И. Гусева. Автору словно требуется «пространство» для выражения поэтической мысли в пределах отдельно взятой строки. В логическом плане гусевский стих — это художественная реализация высказывания, а не понятия. Исходя из нашего наблюдения, мы может предполагать отдаленность творческих устремлений писателя от традиций поэтов-акмеистов (Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой и др.) и футуристов (В. В. Маяковского и др.), экспериментировавших с понятиями в пределах короткой строки. Данное предположение позволяет нам сделать следующее уточнение: среди направлений Серебряного века большое влияние на творчество А. И. Гусева оказали символисты (А. А. Блок и др.) и имажинисты (С. А. Есенин и др.).

Произведя исследование метрического разнообразия поэзии А. И. Гусева, мы выстроили математическую модель, отражающую данные по поэтической размерности 601 стихотворения. Представленная в наглядной табличной форме, модель выполнена с применением синхронического (вневременного) подхода. Тем самым, исследование метрики стихотворных текстов А. И. Гусева не завершено и будет нами продолжено на диахроническом срезе.

Литература:

1.         Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М.: «Языки славянской культуры», 2001. 344 с.

2.         «Боль, переплавленная в мудрость…»: биобиблиографический указатель литературы. Псков: АНО «ЛОГОС», 2009. 27 с.

3.         Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. 2-е изд. М.: «Фортуна Лимитед», 2001. 288 с.

4.         Гусев А. И. «Боль, переплавленная в мудрость»: Стихотворения и поэмы: в 2 т. Псков: ГППО «Псковская областная типография», 2007. Т. 1. 400 с.

5.         Гусев А. И. «Боль, переплавленная в мудрость»: Стихотворения и поэмы: в 2 т. Псков: ГППО «Псковская областная типография», 2007. Т. 2. 440 с.

6.         Егоров А. А. Библиография статей В. Н. Голицыной // Мир — Время — Художник: Сборник статей по проблемам русской литературы XX века. Псков: Издательство АНО «ЛОГОС», 2008. С. 135–137.

7.         Егоров А. А. Деятельностный подход к применению электронных образовательных ресурсов в педагогической практике // Применение информационно-коммуникационных технологий в повышении квалификации: Методические рекомендации / ред. О. Д. Лапицкая. Псков: ПОИПКРО, 2013. С. 34–42.

8.         Егоров А. А. К вопросу о мотивно-образных репрезентациях темы творчества в поэзии И. А. Бродского и М. И. Цветаевой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 10. С. 68–72.

9.         Егоров А. А. Литературно-философский эпиграф как элемент урока информатики // Информатика и образование. 2012. № 9. С. 58–59.

10.     Егоров А. А. Мотивы пения и образ певца-стихотворца как метафорическое отражение творческих установок И. А. Бродского и М. И. Цветаевой // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2013. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader.

11.     Егоров А. А. Сравнительное изучение творчества И. А. Бродского и М. И. Цветаевой: тенденции и перспективы (методологический аспект) // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 г.: в 3 ч. М.: «АР-Консалт», 2013. Ч. I. С. 38–43.

12.     Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики / Сост. и ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. 4-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 368 с.

13.     Москвин В. П. Теоретические основы стиховедения. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 320 с.

14.     Петербургская стихотворная культура: Материалы по метрике, строфике и ритмике петербургских поэтов. СПб.: Нестор-История, 2008. 662 с.

15.     Успенский В. А. Труды по нематематике. 2-е изд.: В 5 тт. М.: ОГИ, 2012. Т. 4. Филология. 591 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Гусев, метрическое разнообразие поэзии, стихотворение, XVIII-XIX, данные, Золотой век, Серебряный век, Таблица.


Похожие статьи

Диахронический анализ метрики лирических стихотворений...

Гусев, период творчества, стихотворение, таблица, метрическое разнообразие поэзии, количественный показатель разнообразия размеров, интенсивный период творчества, поэтическая размерность, диахронический подход...

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов.

По количеству стоп в данных стихотворениях было насчитано трёхстопных — одно, четырехстопных — девять, пятистопных — два, шестистопных — одно, разностопных — два и без определенного и...

Семантика драгоценных металлов «золото» и «серебро»...

Во все века серебро считалось исключительно женским металлом, обладающее ярко выраженной энергией Луны, даже

Основные термины (генерируются автоматически): золото, серебро, стихотворение, металл, солнце, творчество, золотой, серебряная луна, Облачная...

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века

Основные термины (генерируются автоматически): Серебряный век, стихотворение, поэт, Тайная вечеря, русская литература, XIX-XX

Эволюция образа Востока в русской поэзии ХХ века.

Коммуникативный статус учительского слова в русской литературе конца XVIIIXIX вв.

Русский символизм как литературное течение | Статья в журнале...

Период конца XIX — начала XX вв. в русской литературе был назван «серебряным веком», временем ее яркого расцвета.

Таким образом, символизм как течение дало множество превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и...

Переломные точки России в русской поэзии ХХ века: лексический...

Поэзия начала ХХ века, унаследовав от литературы ХIХ -го традиции метафоризации страны, представила целый ряд разнообразных

Литература: Прокофьева, В.Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении: на материале поэзии «серебряного века»: моногр. /

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Поэзия XXI века — `бронзовый век` русской литературы.

Свет как «первометафора» русской литературы XVIII века. Русская романтическая поэзия первой половины XIX века. К вопросу перевода художественной литературы (на примере стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Прекрасная ночь»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Диахронический анализ метрики лирических стихотворений...

Гусев, период творчества, стихотворение, таблица, метрическое разнообразие поэзии, количественный показатель разнообразия размеров, интенсивный период творчества, поэтическая размерность, диахронический подход...

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов.

По количеству стоп в данных стихотворениях было насчитано трёхстопных — одно, четырехстопных — девять, пятистопных — два, шестистопных — одно, разностопных — два и без определенного и...

Семантика драгоценных металлов «золото» и «серебро»...

Во все века серебро считалось исключительно женским металлом, обладающее ярко выраженной энергией Луны, даже

Основные термины (генерируются автоматически): золото, серебро, стихотворение, металл, солнце, творчество, золотой, серебряная луна, Облачная...

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века

Основные термины (генерируются автоматически): Серебряный век, стихотворение, поэт, Тайная вечеря, русская литература, XIX-XX

Эволюция образа Востока в русской поэзии ХХ века.

Коммуникативный статус учительского слова в русской литературе конца XVIIIXIX вв.

Русский символизм как литературное течение | Статья в журнале...

Период конца XIX — начала XX вв. в русской литературе был назван «серебряным веком», временем ее яркого расцвета.

Таким образом, символизм как течение дало множество превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и...

Переломные точки России в русской поэзии ХХ века: лексический...

Поэзия начала ХХ века, унаследовав от литературы ХIХ -го традиции метафоризации страны, представила целый ряд разнообразных

Литература: Прокофьева, В.Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении: на материале поэзии «серебряного века»: моногр. /

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Поэзия XXI века — `бронзовый век` русской литературы.

Свет как «первометафора» русской литературы XVIII века. Русская романтическая поэзия первой половины XIX века. К вопросу перевода художественной литературы (на примере стихотворения Иоганна Вольфганга фон Гёте «Прекрасная ночь»).

Задать вопрос