Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Коркина С. А., Никонов С. С. Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия» [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13368/ (дата обращения: 16.08.2018).



Встатье предпринимается попытка анализа концепции любви в дебютном сборнике Бенедикта Лившица. Таким образом, любовь для поэта — это не возвышенные и светлые чувства, а сражение, битва и тяжелое испытание. Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию через множество образов-символов, что доказывает влияние символизма в его начальном этапе творчества.

Ключевые слова: Б. К. Лившиц, любовная лирика, Серебряный век, символизм, кубофутуризм, русская поэзия

Бенедикт Константинович Лившиц (1886–1938) — поэт серебряного века, один из основоположников кубофутуризма, известен своими переводами произведений Поля Верлена, Виктора Гюго, Майна Рид и других, является видным литературным деятелем первой половины XX века. Дебютный сборник Б. К. Лившица вышел в Киеве под названием «Флейта Марсия» (1911). Сборник был высоко оценен такими известными представителями Серебряного века как Н. С. Гумилев и В. Я. Брюсов, но был запрещен цензурой. Данная статья посвящена анализу любовной концепции сборника «Флейта Марсия».

«Стихи Лившица трудны — порою просто мало понятны — своей очень сложной лексикой и философской нагруженностью. Лившиц известен только в очень узких кругах. Но в поэзии его есть несомненные достоинства, как и у Мандельштама, исключительная культура слова, особая любовь к нему, как к носителю смысла, а не просто к звуку, классическая форма стиха и общая культурность багажа» [2] — такими словами охарактеризовал, видный критик и историк литературы, Михаил Кемшис, творчество Бенедикта Лившица, в своей обзорной статье «Новейшая русская поэзия» (1930). По словам современников, Б. К. Лившиц был очень серьезным и ответственным человеком, он скрупулезно следил за точностью и логичностью своей стихотворной лексики. Своими стихами поэт преподносит мифологию многих стран, в частности греко-римскую, скандинавскую и германскую, неоднократно использует их образы в своем сборнике, например, образы Марсия, Апполлона, Эроса, Фавна, Валькирия нашли отражение в его поэзии, что показывает высокий уровень эрудированности лирика.

К 1910 годам начинается закат символизма как лидирующего литературного течения, появляются новые направления (акмеизм, футуризм), но мировоззрение поэтов-символистов настолько глубоко укоренилось в сознании молодых, начинающих поэтов, что еще чувствуется их влияние. Сборник Б. К. Лившица состоит из 22 стихотворений, в которых можно обнаружить множество образов-символов, показывающих его увлечение лирикой французских символистов, именуемыми «проклятыми поэтами»: Артюром Рембо, Тристаном Корбьер, Жюлем Лафорг. В стихотворениях Б. К. Лившица читатель чувствует завуалированность, музыкальность и идею о двоемирии, на которых строилась философия символизма. Еще Корней Иванович Чуковский отмечал, что Б. К. Лившиц «тайный парнасец», «напрасно насилующий себя» [1, c. 398] совместной деятельностью с футуристами. Прослеживается пристрастие поэта к французской прозе и поэзии, и тяготение к ее формам стиха, это показывают стихотворения «Провинциальное рондо» (1909), «Первое закатное рондо» (1909) и «Второе закатное рондо»:

«О сердце вечера, осеннего, как я,

Пришедшая сказать, что умерли гобои

За серою рекой, — немого, как ладья,

В которой павшие закатные герои

Уплыли медленно в подземные края!

Ты все изранено: стальные лезвия —

Ах, слишком ранних — возникли над тобой и

Моим — Офелии, — и кровь твоя — моя,

О сердце вечера!..

Изнеможденное, темнеешь ты, лия

Рубиновую смерть на гравий, на левкои,

За мною следуешь в безмолвные покои,

И вспыхивает в них кровавая семья

Забытых призраков, зловеще вопия

О сердце вечера!»

(1909) [1, c. 340]

Любовь является основной темой сборника Б. К. Лившица, и поэт представляет читателям свою концепцию, которая воплощается образами ночи, смерти, огня, луны и осени, присутствующие на протяжении всего сборника. Его мрачно очаровывающие стихотворения наполнены лабиринтами неисчислимых тайн и загадок, создающие химерическую атмосферу, заставляющие читателя утонуть в любовной драме лирического героя. Показательным, в плане многообразия образов, является стихотворение «Лунатическое рондо»:

«Как мертвая медуза, всплыл со дна

Ночного неба месяц, — и инкубы,

Которыми всегда окружена

Твоя постель, тебе щекочут губы

И тихо шепчут на ухо: луна!

Облокотясь, ты смотришь из окна:

Огромные фаллические трубы

Вздымаются к Селене, но она —

Как мертвая медуза...

И тонкий запах лунного вина

Тебя пьянит... ты стонешь: на луну бы!

Но я молчу — мои движенья грубы...

И ты одна — в оцепененье сна —

Плывешь в окно, бледна и холодна,—

Как мертвая медуза».

(1909) [1, c. 340]

Любовь для лирического героя как роковая страсть, как необычное, но в то же время бешеное, безумное чувство, которое заставляет страдать и мучиться. Он испытывает душевные переживания, сильные эмоции и тайные желания, он наполнен грустью, тоской и безвыходностью, и все же проявляются яркие вспышки распаленной, отчаянной любви, огромное желание вновь ощутить и вернуть эти чувства. Например, в стихотворении «Приобщение» мы видим лишь всепоглощающую страсть, которая заставляет читателя заразиться исступлением лирического героя:

«Спеша, срываешь ты запястия с лодыжек

И — вся нагая — ждешь, чтоб дикий дух огня

Свой тяжкий поцелуй на нас обоих выжег

И пламенным кольцом сковал тебя — меня.

От бронзы вечера коричневеет кожа,

И, нежно слитая зеленоватой тьмой

С лесными травами, с землею, ты похожа

На бугорок земли, на часть ее самой.

Я знаю: ты — ее уста! Я обессмерчу

Свою любовь, себя, — прильнув к твоим устам

И на твоей груди прислушиваясь к смерчу

Страстей самой земли, бушующему Там!»

(1908) [1, с. 347]

Лирический герой задыхается от этой роковой любви, от его неистовой страсти, мучение от этого чувства достигло кульминации, что он хочет избавиться и вырваться от него, но в то же время не может жить без него, лучше сказать, нуждается в нем. На протяжении всего сборника прослеживается напряженное состояние лирический героя, читатель понимает, что он находится между жизнью и смертью, в постоянной борьбе со своей удушающей любовью. В стихотворении «Валькирия» читатель видит, что лирический герой находится на грани жизни и смерти, он проигрывает битву с объектом его душевных терзаний, умоляет его о пощаде, желает перемирия с ним, но его силы не исчерпаны и лирический герой вновь рвется в бой, с головой окунается в пучину мучительной любви:

«Я простерт на земле... я хочу утонуть в тишине...

Я молю у зловещей судьбы хоть на час перемирия...

Но уже надо мной на обрызганном кровью коне,

Пролетает Валькирия,—

И окрепшие пальцы сжимает меча рукоять,

И воинственным выкликом вновь размыкаются челюсти,

И кровавые реки текут перед глазами опять

В неисчерпанной прелести...»

(1908) [1, c. 345]

Стихотворения сборника «Флейта Марсия» были написаны Бенедиктом Лившицем с 1908 по 1910 годы, и в этот период происходит падение символизма как правящего течения в русской поэзии, и чаще всего молодые поэты начинали свое творчество именно как представители символизма. Несомненно, Б. К. Лившиц не был исключением, именно в этот период он только начинал свою творческую деятельность, пробивался в ряды литературной богемы и находился в поиске своего «Я», что доказывают его стихотворения, которые переполнены декадентским настроением и образом мышления. Таким образом, мы наблюдаем эволюцию поэта, Бенедикт Лившиц начал свою деятельность как символист, а затем утвердился как представитель футуризма, наряду с Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Кручёных.

Литература:

  1. А. Н. Филиппов. Поэты серебряного века. — ISBN 978–5-386–02090–3. — М.: РИПОЛ классик, 2010. — 640 с.
  2. М. Кемшис. Новейшая русская поэзия // russianresources. URL: http://www.russianresources.lt/archive/Banevich/Ban_2.html
Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Ключевые слова

символизм, русская поэзия, Б. К. Лившиц, любовная лирика, Серебряный век, кубофутуризм

Похожие статьи

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века

Поэты серебряного века. лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо...

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов.

Разум и чувства | Статья в журнале «Молодой ученый»

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Метрика лирических стихотворений А. И. Гусева...

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов.

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век... Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале...)

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение поэзии от

Сердцу снятся…»

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

В символах и поэтических ребусах угадываются настроения и причины раздумий лирического героя. При помощи стихов автор старается разгадать сам себя, найти... Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века

Поэты серебряного века. лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо...

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов.

Разум и чувства | Статья в журнале «Молодой ученый»

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

Метрика лирических стихотворений А. И. Гусева...

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов, закатное рондо, форма стиха.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век, дебютный сборник, множество образов-символов.

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

лирический герой, русская поэзия, стихотворение, мертвая медуза, сердце вечера, Серебряный век... Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале...)

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки.

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение поэзии от

Сердцу снятся…»

Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы

В символах и поэтических ребусах угадываются настроения и причины раздумий лирического героя. При помощи стихов автор старается разгадать сам себя, найти... Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого...

Задать вопрос